Презентация на тему конфликты и способы их разрешения. Конфликты и пути их разрешения Евланова Людмила Ильинична

Устьяновой Г.В.

Слайд 2

Символы характера

А– жесткий тип разрешения конфликтов и споров. Вы до последнего стоите на своем, защищая свою позицию. Вы хотите выиграть. Это тип человека, который всегда

считает себя правым.

Слайд 3

Б – демократичный стиль поведения. Вы всегда стремитесь договориться. Во время спора вы пытаетесь предложить альтернативу, ищете решения, которые бы удовлетворили бы обе стороны.

Слайд 4

В – компромиссный стиль. С самого начала

Вы согласны на компромисс.

Слайд 5

Г – мягкий стиль. Своего соперника Вы «уничтожите» добротой. С готовностью встаете на точку зрения противника, отказываясь от своей.

Слайд 6

Д – уходящий стиль. Ваше кредо – «вовремя уйти». Вы стараетесь не обострять ситуацию, не доводить до открытого столкновения.

Слайд 7

Символ устойчивости характера. Сильное мнение. Аккуратен. Трудолюбив.

Слайд 8

Символ спокойствия. Комфорт. Покой. Легко входит в контакт.

Слайд 9

Символ власти. Сильное желание руководить. Затяжные конфликты. Очень упрям, любит похвалу. Всегда лидер.

Слайд 10

Символ растущего организма. Самый мягкий характер. Не уверенный, сам собой не доволен. Тревожный облик жизни. Очень мнительный.

Слайд 11

Зигзаг – творческая личность, революционер. Нет твердых жизненных норм, яркая натура. Любит отрицательных героев. Нерешительный. Самый противоречивый символ.

Часто спорят между собой – 4 и1;

Полная гармония – 4 и 2.

Слайд 13

Конфликт – трудноразрешимое противоречие, связанное с противоборством и острыми эмоциональными переживаниями.

Слайд 14

Конфликт – столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений.

  • Слайд 15

    Классификация конфликтов

    • Конфликты в школе
    • Мотивационные конфликты
    • Организационные конфликты
    • Конфликты взаимодействий
  • Слайд 16

    • Конфликты
    • Индивидуальные
    • Групповые
  • Слайд 17

    Для Вас, педагоги!

    • «ОСТАНОВИТЬСЯ»
    • «ПРИСМОТРЕТЬСЯ»
    • «ПРИСЛУШАТЬСЯ»
  • Слайд 18

    Основные принципы разрешения конфликтов

    • Вникать в суть, а не в ситуацию вокруг конфликта.
    • Опираться не на интересы сторон, а на справедливость.
    • Относиться к существу проблемы жестко, а к интересам сторон – мягко.



  • Конфликт Столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений людей, серьезное разногласие субъектов взаимодействия противоречие между двумя и более сторонами, когда каждая сторона делает так, чтобы были приняты ее точка зрения или цель, и мешает другой стороне делать то же самое






    Два подхода к конфликтам Конфликты - нежелательное явление (школа научного управления. Конфликты разрушают ресурсы, прежде всего, человеческие) - дисфункциональные конфликты желательные. Позволяют выявлять альтернативы и находить наилучшие решения. Функциональные конфликты


    Позитивные и негативные стороны конфликта Разрядка напряженности выявление разных точек зрения получение новой информации об оппоненте стимулирование к изменениям и развитию сплочение коллектива против внешнего врага Большие эмоциональные и материальные затраты увлечение процессом в ущерб работе увольнение сотрудников снижение дисциплины ухудшение СПК уменьшение степени сотрудничества сложное восстановление деловых отношений (шлейф конфликта)




    Причины конфликтов Распределение властных полномочий ограниченность ресурсов различия в целях и их противоречивость (снабженцы и финансисты) взаимозависимость заданий плохая коммуникация психологическая несовместимость (М и Х травмируют друг друга) различия в манере поведения и жизненном опыте различия в оценке ситуации и мнениях








    Стадии регулирования конфликта Определение сущности проблемы определение основной причины анализ предшествующих взаимоотношений участников поиск возможных путей разрешения конфликта принятие совместного решения о выходе из конфликта реализация совместно намеченного способа оценка эффективности усилий, предпринимаемых для разрешения конфликта


    Управление конфликтами Это целенаправленное воздействие по устранению (минимизации) причин, породивших конфликт, или по коррекции поведения участников конфликта, изменению их целей Способы разрешения конфликтов: Административные педагогические структурные межличностные


    Педагогические убеждение, взаимное примирение сторон признание вины одним из участников нормативный метод разделяй и властвуй метод «козла отпущения» Выбор наименьшего из двух зол дайте человеку возможность высказаться посредничество третьего лица увеличение дистанций между участниками


    Структурные Разъяснение требований к работе использование специальных координационных и интеграционных механизмов для конфликтующих сторон установление комплексных целей, объединяющих конфликтующие стороны использование системы вознаграждения. Не поощрять неконструктивное поведение отдельных групп или лиц


    Деструктивные стратегии управления конфликтом Соперничество (конкуренция, противодействие) – стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому Приспособление – уступчивость, основанная на принесении в жертву собственных интересов ради другого (этим отличается от сотрудничества)






    Варианты разрешения конфликта Полное разрешение, угасание конфликта частичное, исключается только конфликтное поведение, но не устраняются причины –спад, переход в хроническое состояние (тлеющие конфликты) –возврат к состоянию готовности к конфликту –мнимый выход из конфликта - отвлечение от проблемы без ее преодоления

    Цель проекта: исследовать причины возникновения конфликтов и способов их разрешения.

    • Цель проекта: исследовать причины возникновения конфликтов и способов их разрешения.
    • Задачи:
    • 1) Выявить причины конфликтов.
    • 2) Исследовать конфликтную ситуацию в гимназии
    • 3) Показать способы разрешения конфликтов (видеоролик)
    • 4) Дать общие рекомендации по предотвращению конфликтов в коллективе.
    • Актуальность:
    • Конфликт – неизбежное явление социальной жизни. Как решить проблему возникающих и назревающих конфликтов, как предотвратить их, как управлять им – вот вопрос, стоящий перед современным человеком.
    • План работы:
    • 1. Что такое конфликт и его типы.
    • 2. Причины конфликтов.
    • 3. Конфликтная ситуация и его участники.
    • 4. Приемы необходимые для предотвращения конфликтов.
    • В опросе участвовали: 5-8кл.
    Результаты опроса:
    • Результаты опроса:
    • В гимназии 50 % учащихся – конфликтные люди или склонны к нему;
    • 40 % не знают эффективные способы выхода из конфликта;
    • 43 % основной причиной конфликта называют разногласие в мнениях и вкусах, что говорит об отсутствии толерантности
    наиболее острый способ разрешения противоречий обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм.
    • наиболее острый способ разрешения противоречий обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм.
    • Субъект Субъект
    • Предмет конфликта
    • Оппонент- противоборствующая сторона в конфликтной ситуации
    • Причина конфликта – обстоятельства, которые связаны с потребностями конфликтующих сторон.
    • Повод для конфликта – незначительное происшествие, которое способствует возникновению конфликта, но сам конфликт может не развиться.
    Позитивные
    • Позитивные
    • Снятие напряженности между конфликтующими сторонами, происходит выход негативных эмоций;
    • Конфликт выявляет позиции, интересы и цели участников, и тем самым способствует решению возникающих проблем;
    • Конфликты позволяют выявлять проблемы в отношениях, способствует изменениям, которые необходимо провести;
    • Негативные
    • Большие эмоциональные затраты на участие в конфликте, переживания.
    • Конфликт может привести к ухудшению взаимоотношений в группе, с другими людьми.
    • Чрезмерное увлечение конфликтом вредит учебе, делам.
    • Сложное восстановление межличностных отношений («шлейф конфликта»)
    • Предконфликтная стадия
    • Конфликтная стадия
    • Послеконфликтная стадия
    • Стиль поведения
    • Характеристика
    • Конкуренция,
    • соперничество («акула»)
    • Стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому
    • Сотрудничество («сова»)
    • Выбор альтернативы, максимально отвечающей интересам обеих сторон
    • Компромисс («лиса»)
    • Выбор, при котором каждая сторона что-то выигрывает, но что-то и теряет
    • Избегание, уклонение («черепашка»)
    • Уход от конфликтных ситуаций, отсутствие как стремления к кооперации, так и попыток достижения собственных целей
    • Приспособление
    • («медвежонок»)
    • Принесение в жертву собственных интересов ради интересов другого
    • 1. Брат и сестра кричат друг на друга: оба проголодались, устали, а у них осталось одно, последнее пирожное или последний глоток лимонада, и каждый хочет взять это себе. 2. Два мальчика поссорились: один считает, что друзья должны рассказывать друг другу все секреты, а второй утверждает, что и у друзей могут быть тайны друг от друга. 3. Две подруги поспорили из-за цвета платья: одна считает, что лучше бело-золотое, другая – что чёрно-синее. 4. Девочка сказала маме, что пошла на тренировку, а вместо этого ушла гулять с друзьями.
    1. Прежде чем вы вступите в конфликтную ситуацию, подумайте над тем, какой...... .
    • 1. Прежде чем вы вступите в конфликтную ситуацию, подумайте над тем, какой...... .
    • 2. Будьте ……. и …… . В конфликте признавайте не только свои интересы, но и интересы другой стороны. Ставьте себя на место другого.
    • 3. Думайте не только о своих ……., заставьте себя слышать доводы своего соперника. Попытайтесь выяснить, с чем он не согласен.
    • 4. Не …… другого человека, чтобы потом не сгорать со стыда при встрече с ним и не мучиться раскаянием.
    • 5. Дорожите собственным уважением к самому себе, решаясь идти на конфликт с тем, кто…….
    • 6.Помните: «…… в конфликте нет!»
    1. Прежде чем вы вступите в конфликтную ситуацию, подумайте над тем, какой результат от этого вы хотите получить.
    • 1. Прежде чем вы вступите в конфликтную ситуацию, подумайте над тем, какой результат от этого вы хотите получить.
    • 2. Будьте справедливы и честны. В конфликте признавайте не только свои интересы, но и интересы другой стороны. Ставьте себя на место другого.
    • 4. Думайте не только о своих интересах и чувствах, заставьте себя слышать доводы своего соперника. Попытайтесь выяснить, с чем он не согласен.
    • 5. Не унижайте и не оскорбляйте другого человека, чтобы потом не сгорать со стыда при встрече с ним и не мучиться раскаянием.
    • 6. Дорожите собственным уважением к самому себе, решаясь идти на конфликт с тем, кто слабее вас.
    • 7.Помните: «победителя в конфликте нет!»
    1.Прежде чем вы вступите в конфликтную ситуацию, подумайте над тем, какой результат от этого вы хотите получить.
    • 1.Прежде чем вы вступите в конфликтную ситуацию, подумайте над тем, какой результат от этого вы хотите получить.
    • 2. Будьте справедливы и честны. В конфликте признавайте не только свои интересы, но и интересы другой стороны.
    • 3. Думайте не только о своих интересах и чувствах, заставьте себя слышать доводы своего соперника. Попытайтесь выяснить, с чем он не согласен.
    • 4. Не унижайте и не оскорбляйте другого человека, чтобы потом не сгорать со стыда при встрече с ним и не мучиться раскаянием.
    • 5. Дорожите собственным уважением к самому себе, решаясь идти на конфликт с тем, кто слабее вас.
    • 6.Помните: «победителя в конфликте нет!»
    • 1-я группа
    • Родители не отпускают сына гулять вечером на улицу, так как он поздно возвращается с прогулки и не успевает выучить уроки.
    • 2-я группа
    • Найти способы для разрешения конфликта с помощью компромисса.
    • Брат с сестрой ссорятся из-за просмотра телепередач: брату хочется посмотреть спортивную передачу, а сестре – мультфильмы.
    • 3-я группа
    • Найти способы для разрешения конфликта с помощью компромисса.
    • Друзья поссорились из-за мяча. Каждому хочется им поиграть, но друзей двое, а мяч только один.
    • 4-я группа
    • Найти способы для разрешения конфликта с помощью компромисса.
    • Двум девочкам учитель разрешил взять книгу, по которой они должны подготовить доклад к следующему уроку. Девочки спорят, кому взять книгу домой.
    • Было интересно, но не все понятно!
    • Скучно, не понятно, неинтересно!
    • Было интересно, понятно, полезно!

    Слайд 1

    Конфликты и способы их разрешения.

    МОУ «СОШ им. М.М. Рудченко с. Перелюб» Педагог-психолог Швецова Венера Ильясовна

    Слайд 2

    «Тот, кто думает, что может обойтись без других, сильно ошибается; но тот, кто думает, что другие не могут обойтись без него, ошибается еще больше» Ф. Ларошфуко.

    Слайд 3

    Конфликт – в переводе с латинского означает «столкновение», - это противоречие, возникающее между людьми в связи с решением тех или иных вопросов социальной(общественной) и личной жизни. (А.Г. Ковалев).

    Слайд 4

    Стили разрешения конфликтной ситуации:

    Избегание. Соперничество. Приспособление. Компромисс. Сотрудничество.

    Слайд 5

    Избегание:

    Индивид не отстаивает свои права, ни с кем не сотрудничает для выработки решения, или уклоняется от решения, перекладывает ответственность за принятие решения на другого

    Слайд 6

    Соперничество:

    предпочитает идти к разрешению конфликта своим путем, использует свои деловые и личностные качества, не заинтересован в сотрудничестве. В первую очередь удовлетворяет свои интересы

    Слайд 7

    Приспособление:

    Совместное действие с другим человеком без попытки отстаивать свои интересы. В отличие от уклонения, при этом стиле имеет место участие в ситуации и согласие делать то, чего хочет другой. Это стиль уступок, согласия и принесения себя в жертву.

    Слайд 8

    Компромисс:

    Обе стороны частично уступают в своих интересах, чтобы, чтобы удовлетворить часто в главном, путем торга и обмена уступками. Отсутствует поиск скрытых интересов, рассматривается только то, что каждый говорит о своих желаниях. Удовлетворяются сиюминутные интересы обеих сторон.

    Слайд 9

    Сотрудничество:

    Активное участие в решении конфликта, отстаивание своих интересов, с выраженным желанием сотрудничать с другим человеком, требует продолжительных затрат времени, изучаются нужды обеих сторон и идет постепенное сближение позиций, Самый сложный, но продуктивный метод

    Слайд 10

    Конфликт, если научиться его рационально использовать, может и должен стать источником развития личности и коллектива.

    Слайд 11

    Факторы обострения конфликта

    Расширяются число участников, которые принимают ту или иную сторону; Повышается и проявляется внешне накал страстей (гнев, страх, тревога, разочарование); Ничего не делается для установления и поддержания отношений

    Слайд 12

    Факторы ослабления конфликта

    Уйти на нейтральную территорию; Поговорить об эмоциях, объяснять, но не демонстрировать их; Уменьшить ощущение угрозы; Использовать свои умения регулирования конфликтов; Сохранить и укрепить отношения.

    Слайд 13

    Эффективная критика:

    а) давай информацию, а не указания; б) говоря о положительных и отрицательных сторонах работы, начни с положительного; в) говори конкретно (о том, что можно услышать, увидеть, пощупать), догадка – бесполезная информация; г) в речи используй прошедшее время.

    Слайд 14

    Техника безопасности непринужденной беседы.

    1. Надо понять, что хочется другому. Мы становимся нужными людям, разделяя их увлечения. 2. Не судите о людях за глаза, не собирайте пересуды о них, не передавайте сплетни. 3. Умейте выслушать людей, не перебивая. Всё, что они говорят, для них очень важно, если даже вам и кажется второстепенным. Ни в коем случае нельзя с ходу отвергать или оспаривать каждую мысль собеседника. 4. Чаще улыбайтесь людям, особенно если искренне цените их. Улыбка - сигнал доброго отношения между людьми. 5. Шутите в меру. Каждый нормальный человек может вынести лишь определённую дозу насмешек. 6. Извлекайте уроки из допущенных ошибок в общении.

    за обладание каким – либо дефицитным ресурсом.

    Работа с «Хрестоматией»: Что такое конфликт Э. А. Уткин – современный российский конфликтолог. Основой любого конфликта являются накопившиеся противоречия, объективные и субъективные, реальные и иллюзорные. Достаточно незначительного повода – и конфликт может вспыхнуть. Развитие конфликта происходит по такой схеме: Конфликтная ситуация + Повод = Конфликт. Под конфликтом понимается ситуация, в которой сталкиваются несовпадающие интересы одного или нескольких участников, причем пути и методы достижения своих целей у них различны. Характерными чертами конфликта являются: неопределенность исхода, т. е. ни один из участников конфликта заранее не знает решений, которые принимают другие участники; различие целей, отражающих как не совпадающие интересы различных сторон, так и многосторонние интересы одного и того же лица; образ действий каждой из сторон. Уткин Э. А. Конфликтология. Теория и практика. – М., 1998. – С. 50. 1) Что такое конфликт? Каковы его основные черты? 2) Оцените две точки зрения на конфликт. С какой из них вы согласны, почему? А) «Для любой группы конфликт между двумя или несколькими ее членами – помеха нормальному общению и совместному труду. Возникает необходимость гасить конфликт. Желательно, по крайней мере, «перемирие» враждующих, причем на основе такого компромисса между ними, который бы не шел вразрез с общими нормами нравственности и не ущемлял человеческое достоинство обеих сторон». Б) «Конфликты существовали и будут существовать, они – неотъемлемая часть человеческих взаимоотношений, и нельзя говорить о том, что конфликты бесполезны. Они – нормальное явление в нашей жизни…»

    Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!