Презентация "Сказание о Борисе и Глебе" (к урокам литературы Смоленщины). Сценарий, презентация "Благоверные князья российские Борис и Глеб" презентация к уроку (4 класс) на тему Русские святые борис и глеб презентация

Данные об авторе

Пак Марина Юрьевна

Место работы, должность:

Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №5, г.Искитим, Новосибирской области

Новосибирская область

Характеристики ресурса

Уровни образования:

Основное общее образование

Класс(ы):

Предмет(ы):

Литература

Целевая аудитория:

Учитель (преподаватель)

Тип ресурса:

Дидактический материал

Краткое описание ресурса:

В методической разработке представлены следующие материалы: разработка урока литературы в 5-м классе по программе А.Г. Кутузова по теме: « Кто вы, первые русские святые?» Изучение «Сказания о Борисе и Глебе»); кроссворд «Жанровые особенности житийной литературы»; презентация учителя; занимательный тренажёр «Люди Древней Руси»; презентация учащихся.

Пояснительная записка

Курс «Духовная литература» является сквозным в программе А.Г. Кутузова, на изучение темы в 5-ом классе отводится 6 часов.

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Духовная литература. Библия

Новый Завет.

РРПритчи Иисуса Христа

В мире древнерусской литературы

4.

Кто вы, первые русские святые? (Изучение «Жития Бориса и Глеба»)

Работа над проектом «Житие Бориса и Глеба»

Защита проекта

Этот курс открывают уроки по Библии, которые становятся опорой и задают

этические и эстетические образцы христианского сознания.

Непосредственное изучение «Сказания о Борисе и Глебе» предваряет урок по теме: «В мире древнерусской литературы», на котором были рассмотрены вопросы:

· возникновение древнерусской литературы;

· мироощущение средневекового человека;

· жанры религиозной литературы;

· житийный канон.

Изучение «Сказания о Борисе и Глебе» является первым знакомством пятиклассников с древнерусской литературой в этом разделе. Материал очень сложный для восприятия подростков. На уроках, отведенных на изучение жития, учащиеся знакомятся с такими понятиями, как

святой

икона

житийный канон

страстотерпцы

добродетель

порок

жанр жития

христианское мировоззрение

контраст.

Понятия довольно сложные не только для ребёнка, но и для взрослого человека.

Учащиеся 5-классов обладают эмоционально-образным типом мышления и легко откликаются на «чувства добрые», им только необходимо в этом помочь… Житийная литература возвращает нас к национальным истокам: смирение, милосердие, совестливость. К тому же психологи отмечают, что именно эмоциональные переживания способствуют лучшему запоминанию информации. Мы испытываем радость от познания, когда открываем новое. Процесс удивления, пожалуй, самый яркий: ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное. Компьютерные технологии помогают решить проблему наглядности.

Мультимедиа компоненты урока

1. Кроссворд (файл krossvord .htm ).

2. Презентация учителя (файл Презентация учителя.ppt).

3. Занимательный тренажёр (файл ludi.htm).

4. Проект учащихся (файл Презентация учащихся.ppt).

Кроссворд «Жанровые особенности житийной литературы».

Поскольку учащиеся имеют общие представления о жанре, полученные на предыдущем уроке, этот вид работы помогает войти в мир жития и активизировать познавательную деятельность пятиклассников.

Презентация применяется учителем на протяжении всего урока, выполняя следующие функции:

1. Ознакомительную

  • вхождение в мир древнерусской литературы;
  • знакомство с особенностью эпохи;
  • перекличка с современностью (иллюстрации городов под названием Борисоглебск, фотографии монастырей, церквей в честь Бориса и Глеба). Слайды №3 - №6, №8 - №12, №18, №20 - №26.

2.Учебную

  • вопросы для обсуждения, слайд №7;
  • работа с таблицей на интерактивной доске, слайды №13 - №14;
  • решение исследовательской задачи, слайды №15 - №16;
  • работа со схемой «Образ мира в христианском понимании», слайд №17;
  • закрепление понятия жанра жития, слайд №19.

3. Информативную

  • информация о домашнем задании, слайд №27.

Презентация учителя на данном уроке способствует более глубокому восприятию текста, причём учащиеся не пассивно воспринимают информацию, а учатся слушать, наблюдать, думать.

Слайды №3 - №6 сопровождаются выступлениями заранее подготовленных учеников

Во время совместного обсуждения пороков и добродетелей (слайды №13 - №14), заполнение таблицы происходит на интерактивной доске. После этого появляется слайд №14. Учащиеся сверяют свои записи и оценивают себя.

Во время знакомства собразом мира в христианском понимании (слайд №17)стрелки на опорной схеме, которые появляются не сразу, а по щелчку, играют роль подсказки, направляющей мысли ребят. Причём продолжение цитаты появляется также по щелчку после обсуждения вопроса: «Какое представление о жизни и отношениях между людьми отражено в этом рисунке?».На мой взгляд, без наглядной схемы и направляющих вопросов пятиклассникам сложно было бы понять этот материал.

А так не хочется, чтобы древнерусская литература воспринималась современными школьниками, как латынь… Поэтому постаралась вовлечь ребят в работу над проектом по данному произведению.

При работе со слайдом №19 учащиеся должны внести необходимые исправления и добавить недостающую черту жанра жития (устно), после этого по щелчку (2 раза) появляются правильные ответы.

Занимательный тренажёр «Люди Древней Руси».

Задание выполняется парами и помогает поверить знания учащихся, полученные на уроке. В качестве учебного материала ребятам предлагался иллюстративный материал из презентации учителя.

Работа над проектом

После рассмотрения «Жития Бориса и Глеба», учащиеся продолжили работу в группах, собирая материал о князе Владимире, о Борисе, о Глебе, о Святополке и представили свой материал в виде презентации.

Перед изучением сказания класс разделился на группы: «Владимировичи», «Борисовичи», «Глебовичи», «Историки» (сбор сведений о Святополке).

Цель - развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве.

Время выполнения работы: 2 недели.

Режим работы: урочно-внеурочные занятия.

Подготовительный этап

Определение темы;

выбор рабочих групп и распределениеролей;

определение источников информации, постановка задач;

выбор критериев оценки.

Основной этап
Разработка проекта
(сбор и уточнение информации)

Заключительный этап
Защита проекта

Ученики выступают перед одноклассниками и жюри

Критерии оценки

Содержание

Оформление

Выступление

ü глубина материала

ü наличие иллюстративного материала

ü грамотность речи

ü логичность изложения

ü отражение идеи исследования

ü убедительность, умение отвечать на вопросы

ü критичность

(Собственные выводы)

ü выдержанность стиля

ü выразительность речи, артистизм

Материалы урока и проекта учащихся успешно апробированы, пятиклассники проявили живой интерес к духовной литературе. Теперь они легко узнают «блаженных» героев в других произведениях.

Внедрение компьютерных технологий на уроках литературы повышает интерес учащихся, создаёт эмоциональный настрой детей на восприятие информации, формирует целостное отношение к знаниям и навыкам информационной деятельности, к образованию и самообразованию с использованием информационных технологий, мультимедиа - и Интернет-ресурсов.

Используемая литература:

1. Литература.5 кл. Поурочные планы (по программе А.Г.Кутузова). Составитель Л.М.Серёгина - Волгоград:Из-во «Учитель», 2003.

2. Приложение к журналу «Литературав школе» № 2-2005.

3 . Православный календарь, 2008. http://days.pravoslavie.ru/Life/life6471.htm

4 . Храм святого равноапостольного князя Владимира

73 KB 2.79 MB 50.5 KB 201.79 KB 9.23 KB







Еще при жизни отца Борис получил в правление Ростов. Управляя своим княжеством, он проявил мудрость и кротость, заботясь прежде всего о насаждении православной веры и утверждении благочестивого образа жизни среди подданных. Молодой князь прославился также как храбрый и искусный воин. Незадолго до смерти великий князь Владимир призвал Бориса в Киев и направил его с войском против печенегов. Когда последовала кончина князя Владимира, старший сын его Святополк, бывший в то время в Киеве, объявил себя великим князем Киевским. Борис в это время возвращался из похода. Дружина уговаривала его пойти в Киев и занять великокняжеский престол, но князь Борис, не желая междоусобной распри, распустил свое войско.


Однако коварный и властолюбивый Святополк не поверил искренности Бориса; стремясь оградить себя от возможного соперничества брата, на стороне которого были симпатии народа и войска, он подослал к нему убийц. Борис был извещен о таком вероломстве Святополка, но не стал скрываться. Убийцы ворвались в шатер к князю и пронзили его копьями. Тело святого страстотерпца князя Бориса тайно привезли в Вышгород и положили в храме во имя святого Василия Великого. Святополк



После этого Святополк столь же вероломно умертвил князя Глеба. Коварно вызвав брата из его удела - Мурома, Святополк послал ему навстречу дружинников, чтобы убить Глеба по дороге. Князь Глеб уже знал о кончине отца и злодейском убийстве князя Бориса. Глубоко скорбя, он предпочел смерть, нежели войну с братом. Встреча святого Глеба с убийцами произошла неподалеку от Смоленска.


Святые братья сделали то, что было еще ново и непонятно для языческой Руси, привыкшей к кровной мести - они показали, что за зло нельзя воздавать злом, даже под угрозой смерти. Благоверные князья-страстотерпцы не захотели поднять руку на брата. В 1019 году князь Киевский Ярослав Мудрый, также один из сыновей равноапостольного князя Владимира, собрал войско и разбил дружину Святополка.


Благоверные князья-страстотерпцы не только прославлены от Бога даром исцеления, но они - особые покровители, защитники Русской земли. Известны многие случаи их явления в трудное для нашего Отечества время, например, - святому Александру Невскому накануне Ледового побоища, великому князю Дмитрию Донскому в день Куликовской битвы. Почитание святых Бориса и Глеба началось очень рано, вскоре после их кончины.

Человек и история в древнерусской литературе:

«Сказание о Борисе и Глебе»

Литература - это свидетельство жизни. Она огромным потоком сопровождает историю, следует за ней по пятам в разные эпохи. Но особо тесная связь литературы с историческим процессом наблюдалась в Древней Руси. В то время произведения редко создавались на явно вымышленные сюжеты. Вымысел - ложь, а это со средневековой точки зрения недопустимо.

Творения древнерусских авторов всегда прикреплены к конкретному историческому событию и историческому лицу. Эта черта присутствует в самых различных жанрах - в повестях о битвах, о княжеских преступлениях, о хождениях в святую землю и о людях - по преимуществу о святых и князьях-полководцах. Именно таких героев увидим мы в «Сказании о Борисе и Глебе». Написанное сотни лет назад неизвестным автором, это произведение и для сегодняшнего читателя не потеряло актуальности. Вечные проблемы долга и чести, верности и предательства, братства и междоусобицы важны и в наши дни. Кроме того мы узнаем, почему же имена князей Бориса и Глеба так почитаемы на Руси, почему так часто их история вдохновляла древнерусских авторов на новые сюжеты.

Интересно, что создание культа Бориса и Глеба не было случайным и преследовало две цели. Во-первых, канонизация первых русских святых поднимала церковный авторитет Руси (прежде всего перед лицом Византии), свидетельствовала о том, что Русь «почтена пред богом» и удостоилась своих «святых угодников». Во-вторых, был еще и важный политический подтекст: утверждалась государственная идея, что все русские князья - братья, но в то же время обязательно «покорение» младших князей «старшим».

Какие же исторические события повлияли на сюжет «Сказания о Борисе и Глебе»? В 1015 г. умер князь киевский Владимир I Святославич. Престол занял один из его двенадцати сыновей - Святополк, еще при жизни отца в союзе с польским королем Болеславом I Храбрым пытавшийся организовать против него заговор. Святополк решает устранить наиболее опасных соперников. По его тайному приказу были убиты сыновья Владимира Борис, Глеб и Святослав. В борьбу за киевский княжество вступил правитель Новгорода - сын Владимира Ярослав, прозванный впоследствии Мудрым. В результате упорной и длительной борьбы, продолжавшейся до 1019 г. и окончившейся поражением и гибелью Святополка, Ярослав утвердился на киевском столе до своей смерти в 1054 г.

Но «Сказание о Борисе и Глебе» шире рамок летописи. Оно написано в жанре жития – это одна из основных форм церковной словесности, изображающая подвиг веры исторического лица или группы лиц, почитаемых святыми. Истоки житий лежат в глубокой древности: в мифологических повествованиях о богах и героях, в античных жанрах биографии. Однако прежде всего житие находится под прямым влиянием Евангелия и Деяний Апостолов. Здесь задается эталон страданий за веру и Христа. Самой высшей формой святости становится мученичество. И именно мученическая гибель Бориса и Глеба становится центром повествования в «Сказании». Они беспрекословно подчинились своему старшему брату Святополку, почитая его как отца, он же употребил во зло их братскую покорность. Поэтому имя Святополка Окаянного становится во всей древнерусской литературной традиции нарицательным обозначением злодея, а Борис и Глеб, принявшие мученический венец, объявляются святыми защитниками Русской земли.

Опираясь на особенности жанра, автор стремится показать героев как идеальных христиан. Однако, создавая образ того или иного князей, автор сообщает немало и исторических сведений о военных подвигах и удачах героев, об отношении к дружине, народу, пирах, набрасывает общую политическую картину данного времени, вводит иногда и элементы народно-песенного эпоса, народно-легендарные мотивы.

Для создания ярких образов князей автор умело развивает лирический материал, усиливает драматическую выразительность монологов и диалогов. Узнав о кончине отца, Борис произносит плач-монолог: «Увы мне, свет очей моих, сияние и заря лица моего… наставление недоразумения моего. Увы мне, отец и господин мой! К кому прибегну, к кому обращусь? Смогу ли насытиться вновь благим учением и наказанием разума твоего? Увы мне, увы мне ... »

Столь же патетичен, но мягче, лиричнее плач Глеба. В нем слышатся мотивы народных причитаний-заплачек: «О увы мне, господин мой! Плачу и стенаю, горюю и тужу… Увы мне, увы мне! Рыдаю слезно по отцу, особо же страдаю по тебе, брат и господин мой, Борис ... » Обращаясь к убийцам, Глеб молит их: «Не губите жизни моей молодой, не срезайте колоса неналившегося, не режьте лозы, не до конца выросшей, но плодоносной».

Автор привлекает множество подтверждающих цитат из библейских книг, риторический элемент, церковную лирику (главным образом молитвы) и заключительную похвалу в панегирическом стиле. Здесь использованы самые разнообразные стилистические приемы, риторические вопросы и обращения к святым в различных повышенно-интонационных формах: «Вы небесные люди, земные ангелы, столпы и утверждение нашей земли». Автор расширяет свою похвалу, обращаясь сначала к гробнице святых, затем к церкви, где они положены, к Вышгороду, где находится эта церковь, наконец, завершает «Сказание» лирическим молитвенным обращением. Бориса и Глеба автор называет «забралом Русской земли», обоюдоострым мечом, которым поражается «дерзость поганская», т. е. нашествие кочевников.

Итак, «Сказание о Борисе и Глебе» - это самый интересный и совершенный в литературном отношении памятник древнерусской литературы, это занимательная историко-житийная повесть, написанная ясным, образным, пластичным языком. «Дела давно минувших дней» словно ожили под пером древнерусского автора, заставляя сочувствовать и сопереживать героям, далекое стало близким и понятным. Читая это произведение, мы узнали, почему духовный подвиг святых Бориса и Глеба так почитаем на Руси, почувствовали свою причастность к истории родной земли и гордость за ее славных сынов.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ к изучаемому тексту:

    Используя словарно-справочный материал, выясните, как определяется жанр жития и чем он характеризуется, каковы его композиция и стиль.

    Относятся ли к житию как жанру следующие художественные приемы: трехчастная композиция, торжественно-приподнятый стиль, сочетающийся с фактическим повествованием о жизни, строго определенное изображение героя («злодей», «святой»), а также изображение героя, близкое к иконописи?

    Покажите на конкретных примерах жанровые особенности «Жития Бориса и Глеба». Выясните его связи с устным народным творчеством.

    Кратко перескажите содержание произведения, сохраняя его стиль и передавая авторское отношение к изображаемому.

    Как житие связано с идеей осуждения братоубийственных распрей князей и патриотической идеей «русской великой страны»?

    Сопоставьте его сюжет с повестью об ослеплении Василька Теребовльского. Какие общие идеи волнуют авторов? Почему их так подробно излагает летопись?

    Какое выражение в произведении находит «мир света и добра»?

    Как создается ореол святости Бориса? Почему о нем можно сказать, что он святой?

    Какие человеческие черты присущи его облику? Проследите по тексту примеры проявления живых человеческих чувств Бориса.

    Какое место в характеристике Бориса занимает мотив слез? Подтвердите словами из текста.

    Что отличает Глеба от Бориса? Какие особенности его характера подчеркивает автор?

    Как складывается драматическая ситуация вокруг юного князя?

    Перескажите сцену убийства Глеба.

    Какими средствами пользуется автор, раскрывая внутренний мир героев (монологи, плачи, молитвы и другие художественные средства)?

    Прочитайте похвалу Борису и Глебу. Какую роль играют эти святые, по мысли автора, что они сделали для Русской земли?

    Какое место в этом прославлении занимает идея единства и защиты Русской земли?

    Почему исторические деятели были причислены к лику святых?

    В какие другие памятники древнерусской литературы и с какой целью включался житийный рассказ о Борисе и Глебе?

Материал "Благоверные князья российские Борис и Глеб" подготовлен по теме духовно-нравственного воспитания "Час духовного общения". Дети находятся на реабилитации в ОГБУ "Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями" и посещают занятия один раз в неделю.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Предварительный просмотр:

ОБГУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями», Белгородская область, Белгородский район, с.Веселая Лопань

Сценарий тематического вечера

Благоверные князья российские Борис и Глеб

Составитель: инструктор по труду

Малышева Светлана Николаевна

2014 г.

Слайд 1,2

Ведущий 1: Благоверные князья российские Борис и Глеб, в святом крещении Роман и Давид, были дети князя Владимира, который ввел христианскую веру в нашем отечестве.

Ведущий 2: Святой князь Владимир крестился в 988 году по Р.Х.. У князя Владимира было 12 сыновей. Когда Владимир крестился, то крестил и своих сыновей.

Слайд 3

Ведущий 1: В нашем Отечестве вначале было так, что великий князь управлял главною и большею частью его, а всю остальную разделял между своими братьями, сыновьями и племенниками. В 987 году Борис получил Ростов, а Глеб Муром.

Слайд 4

Ведущий 2: Святые князья, подобно своему отцу, были очень благочестивы и любили чтение священных книг, писаний святых отцов и житий святых. Они были добрыми, милостивыми, горячо любили и уважали отца.

Ведущий 1: Ни тот, ни другой не вступали в брак, хотя отец и желал видеть их женатыми. В своих уделах они заботились о распространении веры Христовой и в делах правления отличались правосудием.

Слайд 5

Ведущий 2: В 1015 году великий князь Владимир Святославич заболел, и Борис был призван в Киев. Вскоре по его прибытии стало известно о вторжении печенегов, и отец послал его с дружиною для отражения их набегов.

Ведущий 1: Борис нигде не встретил печенегов и, возвращаясь обратно, остановился на реке Альте. Здесь он узнал о смерти отца и о занятии великокняжеского стола сводным братом Святополком.

Слайд 6

Ведущий 2: Дружина предложила идти на Киев и овладеть престолом, но Борис не хотел нарушать святости родовых отношений и с негодованием отверг это предложение, вследствие чего дружинники отца покинули его и он остался с одними своими отроками.

Ведущий 1: Киевляне не любили Святополка – они очень любили Бориса, - и Святополк, чтобы удержать за собой великокняжеский престол, решился на братоубийство.

Слайд 7

Ведущий 2: Борис уже возвращался домой и очень горевал о смерти своего отца. Дорогой он услышал, что против него задумал зло Святополк, но не поверил. Святой Борис обратился к Богу с молитвой, причастился Святых Тайн, но убийцы ворвались в шатер и пронзили его копьями. Это произошло на берегу реки Альты близ Переяславля.

Ведущий 1: Верный слуга Бориса Георгий хотел было заслонить собою господина от ударов убийц, но пал, сам пораженный копьем. Тело Бориса тайно было привезено в Вышгород и там погребено у церкви Святого Василия. Борису было около 25 лет.

Слайд 8

Ведущий 2: После этого Святополк решил убить и Глеба. В это время Глеб остановился возле Смоленска, он получил от четвёртого брата - Ярослава Мудрого известие о смерти отца, о занятии Киева Святополком, об убийстве им Бориса и о намерении убить и его, Глеба; при этом Ярослав советовал ему не ездить в Киев.

Ведущий 1: Горько было слышать обо всем этом Глебу. Когда он был на реке Смядыни убийцы не пожалели и его. Они бросили тело Глеба на берегу реки. Только спустя уже довольно долгое время оно было найдено нетленным и погребено в Смоленске.

Слайд 9

Ведущий 2: После Господь поразил Святополка, подобно братоубийце Каину, таким страхом, что везде ему чудилось, что его преследуют. Святополк умер за пределами своего отечества, в степях Богемии, получив прозвище «окаянного».

Ведущий 1: Скоро над могилами святых князей начали являться знамения и чудеса: то видны были огненные столбы и горящие свечи, то слышно было ангельское пение. В 1021 году были открыты их святые мощи.

Ведущий 2: Чудеса: 1-е («О хромем» - исцеление отрока вышгородского посадника Миронега) и 2-е («О слепьци») послужили для кн. Ярослава основанием выстроить по совету митр. Иоанна в Вышгороде большую пятиглавую деревянную церковь во имя Бориса и Глеба, освященную 24 июля, куда в тот же день были перенесены мощи св. князей. На этот день, к которому приурочивалось убиение Бориса, был установлен и ежегодный праздник святым. На первой же литургии в новой церкви на глазах князя и митрополита произошло 3-е чудо («о хромем»).

Слайд 10

Ведущий 1: В 13 веке, во время нашествия татар на наше Отечество, Вышгород был разрушен до основания. Место святых князей было скрыто и остается доселе неизвестным.

Слайд 11

Ведущий 2: Святые князья Борис и Глеб были первыми святыми канонизированными Византийской и Русской церковью в 11 веке. В 1072 году 2 мая (15 мая новый стиль) учрежден праздник святым братьям, по случаю перенесения их святых мощей. 24 июля (6 августа нов.стиль) праздник памяти святых мучеников.

Слайд 12

Ведущий 1: Выбрав путь непротивления злу, отказ от борьбы во имя высших государственных, нравственных и религиозных ценностей, братья стали символом русского патриотизма, совестливости и нравственности.

Ведущий 2: С течением времени все более укреплялась вера в святых Бориса и Глеба как защитников Русской земли и помощников русским князьям, позднее царям в войнах против захватчиков.

Используемая литература:

  1. Православный календарь «Жития святых» 2014 год. Москва, ООО Артос-Медиа, 2013г.
  2. Электронная версия "Православная энциклопедия", сайт -

МБОУ «ПЬЯНОВСКАЯ ООШ» СВЯТЫЕ ЗАСТУПНИКИ РУСИ. Благоверные князья Борис и Глеб. ВЫПОЛНИЛИ: УЧЕНИЦЫ 9 КЛАССА ДОЛЬСКАЯ ДИАНА И ПЕРЕВАЛОВА ВИКТОРИЯ Руководитель: ГОРБУНОВА АНЖЕЛА НИКОЛАЕВНА, учитель русского языка и литературы 2015 Жизнеописание святых представляет Жизнеописание святых представляет собой неоценимый источник христианского назидания. Протоирей Сергей Булгаков. Святые князья Борис и Глеб были первыми русскими святыми, канонизированными Русской и Византийской Церквами. Выбрав путь непротивления злу, отказ от борьбы во имя высших государственных, нравственных и религиозных ценностей, братья стали символом русского патриотизма, совестливости, высочайшей нравственности. Братья Борис и Глеб были младшими сыновьями киевского князя Владимира Святославича от его жены, в начальной Киевской летописи мать их названа «болгарыней», в других летописях она названа гречанкой (возможно, она была пленной наложницей), и единокровными братьями Святополка Окаянного и Ярослава Мудрого. Источники разделяют имена братьев: Борис и Глеб - имена, полученные при рождении, Роман и Давид - при крещении. Имя Глеб относится к языческим именам и известно по рассказу Иоакимовской летописи об убийстве Святославом Игоревичем своего брата Глеба за христианские убеждения. Около 987-989 гг. Борис получил от отца Ростов, а Глеб - Муром. Братья Борис и Глеб были младшими сыновьями киевского князя Владимира Святославича от его жены, в начальной Киевской летописи мать их названа «болгарыней», в других летописях она названа гречанкой (возможно, она была пленной наложницей), и единокровными братьями Святополка Окаянного и Ярослава Мудрого. Источники разделяют имена братьев: Борис и Глеб - имена, полученные при рождении, Роман и Давид - при крещении. Имя Глеб относится к языческим именам и известно по рассказу Иоакимовской летописи об убийстве Святославом Игоревичем своего брата Глеба за христианские убеждения. Около 987-989 гг. Борис получил от отца Ростов, а Глеб - Муром. Борис и Глеб - русские князья, сыновья киевского великого князя Владимира Святославича. В междоусобной борьбе, вспыхнувшей в 1015 году после смерти их отца, были убиты своим старшим братом Святополком Окаянным. Борис и Глеб стали первыми русскими святыми заступниками Русской земли и небесными помощниками русских князей. Истории Бориса и Глеба посвящены одни из первых памятников древнерусской литературы: «Сказание» Иакова Черноризца и «Чтение» Нестора Летописца. В честь братьев было построено множество храмов и монастырей. Борис и Глеб - русские князья, сыновья киевского великого князя Владимира Святославича. В междоусобной борьбе, вспыхнувшей в 1015 году после смерти их отца, были убиты своим старшим братом Святополком Окаянным. Борис и Глеб стали первыми русскими святыми , их канонизировали в лике мучеников-страстотерпцев, сделав их заступниками Русской земли и небесными помощниками русских князей. Истории Бориса и Глеба посвящены одни из первых памятников древнерусской литературы: «Сказание» Иакова Черноризца и «Чтение» Нестора Летописца. В честь братьев было построено множество храмов и монастырей. УБИЙСТВО БОРИСА (ок. 990 – 1015 г.) В 1015 году заболел отец братьев - великий князь Владимир Святославич, и Борис был призван в Киев. Вскоре по его прибытии стало известно о вторжении печенегов, и отец послал его с дружиною для отражения их набегов. Борис нигде не встретил печенегов и, возвращаясь обратно, остановился на реке Альте. Здесь он узнал о смерти отца и о занятии великокняжеского стола сводным братом Святополком. Дружина предложила идти на Киев и овладеть престолом, но Борис не хотел нарушать святости родовых отношений и с негодованием отверг это предложение, вследствие чего дружинники отца покинули его и он остался с одними своими отроками. Между тем Святополк, который, извещая Бориса о смерти отца, предлагал быть с ним в любви и увеличить его удел, хотел убийством сыновей Владимира (сам он должен считаться сыном Ярополка, так как его мать, которую Владимир отнял у своего брата, была в тот момент беременна - поэтому его называют то сыном Владимиру, то племянником) устранить соперников по обладанию княжеством. Святополк отправил Путшу и вышегородских бояр для убийства брата - так как симпатии к Борису народа и дружины делали его опасным соперником. Путша с товарищами пришёл на Альту, к шатру Бориса, ночью на 24 (30) июля; услыхав пение псалмов, доносившееся из шатра, Путша решился дождаться, пока Борис ляжет спать. Как только Борис, вдвойне опечаленный и смертью отца и слухами о злодейском намерении брата, окончил молитву и лёг спать, ворвались убийцы и копьями пронзили Бориса и его слугу венгра Георгия, пытавшегося защитить господина собственным телом. Между тем Святополк, который, извещая Бориса о смерти отца, предлагал быть с ним в любви и увеличить его удел, хотел убийством сыновей Владимира (сам он должен считаться сыном Ярополка, так как его мать, которую Владимир отнял у своего брата, была в тот момент беременна - поэтому его называют то сыном Владимиру, то племянником) устранить соперников по обладанию княжеством. Святополк отправил Путшу и вышегородских бояр для убийства брата - так как симпатии к Борису народа и дружины делали его опасным соперником. Путша с товарищами пришёл на Альту, к шатру Бориса, ночью на 24 (30) июля; услыхав пение псалмов, доносившееся из шатра, Путша решился дождаться, пока Борис ляжет спать. Как только Борис, вдвойне опечаленный и смертью отца и слухами о злодейском намерении брата, окончил молитву и лёг спать, ворвались убийцы и копьями пронзили Бориса и его слугу венгра Георгия, пытавшегося защитить господина собственным телом. Ещё дышавшего Бориса убийцы завернули в шатёрное полотно и повезли. Святополк, узнав что он ещё жив, послал двух варягов убить его, что те и сделали, пронзив его мечом в сердце. Тело Бориса тайно было привезено в Вышгород и там погребено у церкви Святого Василия. Борису было около 25 лет. УБИЙСТВО ГЛЕБА (? – 1015 г.) После убийства Бориса Святополк позвал в Киев Глеба, опасаясь, что будучи с убитым Борисом не только единокровным, но и единоутробным братом, тот может стать мстителем. Когда Глеб остановился возле Смоленска, он получил от четвёртого брата - Ярослава Мудрого известие о смерти отца, о занятии Киева Святополком, об убийстве им Бориса и о намерении убить и его, Глеба; при этом Ярослав советовал ему не ездить в Киев. Как гласит житие, когда юный князь со слезами молился об отце и брате, явились посланные к нему Святополком и проявили явное намерение убить его. Сопровождавшие его отроки, по известиям летописей, приуныли, а по житиям святого князя им запрещено было употреблять в защиту его оружие. Горясер, стоявший во главе посланных Святополком, приказал зарезать князя его же повару. Убийство Глеба произошло 5 сентября 1015 года. Тело Глеба убийцы погребли «на пусте месте, на брези межи двемя колодами» (то есть в простом гробу, состоящем из двух выдолбленных брёвен). В 1019 году, когда Ярослав занял Киев, по его приказу тело Глеба было отыскано, привезено в Вышгород и погребено, вместе с телом Бориса, у церкви Святого Василия. Как гласит житие, когда юный князь со слезами молился об отце и брате, явились посланные к нему Святополком и проявили явное намерение убить его. Сопровождавшие его отроки, по известиям летописей, приуныли, а по житиям святого князя им запрещено было употреблять в защиту его оружие. Горясер, стоявший во главе посланных Святополком, приказал зарезать князя его же повару. Убийство Глеба произошло 5 сентября 1015 года. Тело Глеба убийцы погребли «на пусте месте, на брези межи двемя колодами» (то есть в простом гробу, состоящем из двух выдолбленных брёвен). В 1019 году, когда Ярослав занял Киев, по его приказу тело Глеба было отыскано, привезено в Вышгород и погребено, вместе с телом Бориса, у церкви Святого Василия. История святых Бориса и Глеба в древнерусской литературе Святые Борис и Глеб - традиционные персонажи литературных произведений агиографического жанра, среди которых особое место занимает «Сказание о Борисе и Глебе», написанное в середине XI века в последние годы княжения Ярослава Мудрого. Позднее «Сказание» дополнилось описанием чудес святых («Сказание о чудесах»), написанных в 1089-1115 годы последовательно тремя авторами. Всего «Сказание о Борисе и Глебе» сохранилось более чем в 170-и списках, а возможным автором на основании изысканий митрополита Макария и М. П. Погодина считают Иакова Черноризца. Существует также «Чтение о Борисе и Глебе», написанное преподобным Нестором Летописцем. По мнению ряда исследователей, «Чтение» было написано раньше «Сказания», созданного, по их версии, после 1115 года на основе «Чтения» и летописного материала. Существует также «Чтение о Борисе и Глебе», написанное преподобным Нестором Летописцем. По мнению ряда исследователей, «Чтение» было написано раньше «Сказания», созданного, по их версии, после 1115 года на основе «Чтения» и летописного материала. КАНОНИЗАЦИЯ Братья были канонизированы как страстотерпцы, что подчёркивает принятие ими мученической смерти не от рук гонителей христианства, а от единоверцев и их мученический подвиг состоит в беззлобии и непротивлении врагам. Однако в отношении причины канонизации Е. Голубинский отмечает, что братья были канонизированы не за мученическую смерть, а по причине чудотворений, приписываемых их мощам (особо он подчёркивает, что князь Святослав, также сын великого князя Владимира, убитый Святополком, не был канонизирован так как был убит и погребён в Карпатских горах и сведения о чудесах от его гроба неизвестны.) ДНИ ПАМЯТИ В честь Бориса и Глеба установлены следующие празднования (по юлианскому календарю): 2 мая - перенесение их мощей в новую церковь-усыпальницу в 1115 году, выстроенную князем Изяславом Ярославичем в Вышгороде. 24 июля - совместное празднование святым. 5 сентября - память князя Глеба. Память людская о Борисе и Глебе воплощена не только в литературе, но и в архитектуре, живописи. Память людская о Борисе и Глебе воплощена не только в литературе, но и в архитектуре, живописи. Особую популярность получают иконы с изображением избранных святых. Особо почитались на Руси Святые Борис и Глеб. Икона XVI века БОРИСОГЛЕБСКИЙ СОБОР В ЧЕРНИГОВЕ

Множество храмов и монастырей посвящены в России святым князьям Борису и Глебу; фресками и иконами святых братьев-страстотерпцев украшены многочисленные храмы Русской Церкви.

БОРИСОГЛЕБСКИЙ МОНАСТЫРЬ В ТОРЖКЕ

Борисоглебская церковь в Кидекше Храм свв. Благоверных князей Бориса и Глеба в Зюзине «Воистину вы цесари цесарям и князья князьям, ибо вашей помощью и защитой князья наши всех противников побеждают и вашей помощью гордятся. Вы наше оружие, земли Русской защита и опора, мечи обоюдоострые, ими дерзость поганых низвергаем и дьявольские козни на земле попираем». Сказание о Борисе и Глебе. Источники информации  Борис и Глеб. – Википидия. Ru/ wikipedia/ orq/ wiki/ Борис_ и _ Глеб.  uchportal. ru/ load/258-1-0-8363  prez-base. ru/ index. Php/predmery/ ist  kuchaknig. Ru/show_ book/ php? book СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!