Функции и описания барабанной перепонки. Давление на барабанную перепонку равное атмосферному Давление на барабанную перепонку равное атмосферному

1614. Давление на барабанную перепонку, равное атмосферному, со стороны среднего уха обеспечивается у человека
А) слуховой трубой
Б) ушной раковиной
В) перепонкой овального окна
Г) слуховыми косточками

Ушные раковины улавливают звук. Если просто-напросто приложить к ушам ладони, то вы будете слышать гораздо больше – попробуйте, для закрепления материала.

Слуховые косточки (молоточек, наковальня и стремечко) передают звуковые колебания с барабанной перепонки на перепонку овального окна улитки. (В – самый популярный среди детей ответ.)

А правильный ответ такой: когда вы поднимаетесь в лифте или взлетаете на самолете, давление воздуха снаружи вас уменьшается, а внутри среднего уха остается "наземным", высоким. Из-за разницы давлений тонкая барабанная перепонка выгибается наружу и начинает хуже работать, уши "закладывает". Чтобы выровнять давление внутри среднего уха с наружным, надо сделать несколько глотательных движений – лишний воздух выйдет из среднего уха в носоглотку через слуховую (евстахиеву) трубу.

1672. Снижение эффекта гетерозиса в последующих поколениях обусловлено
А) проявлением доминантных мутаций
Б) увеличением числа гетерозиготных особей
В) уменьшением числа гомозиготных особей
Г) проявлением рецессивных мутаций

Второй закон Позднякова: если в тесте несколько вариантов ответа описывают одно и то же, то эти варианты неправильные.

Особи ведь у нас бывают либо гомозиготные, либо гетерозиготные, других вариантов нет? Следовательно, в данном тесте варианты Б и В описывают одно и то же, а значит, оба они неправильные. Осталось выбрать между А и Г.

Мы с вами только кажемся здоровыми и красивыми животными, а на самом деле мы с вами мутанты, ослабленные большим количеством рецессивных мутаций. Если путем хитрых скрещиваний скрыть все рецессивные мутации (перевести их в гетерозиготное состояние), то мы получим суперздорового и суперкрасивого гибрида – такое состояние называется "гетерозис". Но если теперь позволить гетерозисным организмам скрещиваться как попало, то рецессивные мутации снова прявятся, и потомство получится "нормальным" – эффект гетерозиса пропадёт.

906. К концентрационной функции живого вещества биосферы относят
А) образование озонового экрана
Б) накопление СО2 в атмосфере
В) образование кислорода при фотосинтезе
Г) способность хвощей накапливать кремний

Почему-то детям не нравятся хвощи (правильный ответ).

Конспект: "Биосфера и живое вещество".

861. Какие функции выполняют в нервной ткани клетки-спутники
А) возникновения возбуждения и его проведения по нервным волокнам
Б) питательную, опорную и защитную
В) передачи нервных импульсов от нейрона к нейрону
Г) постоянного обновления нервной ткани

Любимый детский ответ В.

На самом деле передачей импульса занимается медиатор, а у клеток-спутников – другая, гораздо более важная функция.

Заинтриговал?)) Конспект: Ткани

1217. Эндоплазматическая сеть образована выростами:
А) цитоплазматической мембраны
Б) цитоплазмы
В) ядерной мембраны
Г) мембраны митохондрий

БИОРОБОТ — фирменное онлайн-тестирование
КАК ПРАВИЛЬНО отвечать на тесты
10 САМЫХ СТРАШНЫХ тестов ЕГЭ по биологии

Tweet

Подробности Физиология для медсестёр

1) Тельца Пачини, тельца Руффини, тельца Мейснера
2) Колбы Краузе, тельца Мейснера
3) Тельца Мейснера, тельца Пачини
4) Колбы Краузе, тельца Руффини

2. Каким отделом анализатора являются Органы Гольджи:

1) Периферическим
2) Проводниковым
3)Корковым

3. Эпидермис кожи образован:

1) Многослойным плоским неороговевающим эпителием
2) Многослойным плоским ороговевающим эпителием
3) Однослойным плоским эпителием
4) Многослойным эпителием

4. Сальные железы кожи имеют строение:

1) Простое трубчатое
2) Простое альвеолярное
3) Простое трубчатое разветвленное
4) Простое альвеолярное разветвленное

5. Мышечные веретена и органы Гольджи относятся к:

1)Терморецепторам
2)Барорецепторам
3)Хеморецепторам
4) Механорецепторам

6. Различение силы, высоты и характера звука, его направления происходит благодаря раздражению:

1) Клеток ушной раковины и передаче возбуждения на барабанную перепонку
2) Рецепторов слуховой трубы и передаче возбуждения в среднее ухо
3) Слуховых рецепторов, возникновению нервных импульсов и передаче их по слуховому нерву в мозг
4) Клеток вестибулярного аппарата и передаче возбуждения по нерву в мозг

7. Проводниковая часть зрительного анализатора

1) Зрительный нерв
2) Зрачок
3) Сетчатка
4) Зрительная зона коры головного мозга

8. Где находится корковый конец слухового анализатора

1) Средняя височная извилина
2) Верхняя височная извилина
3) Теменная доля
4) Верхняя лобная извилина

9. Какие подкорковые центры располагаются в ядрах верхних бугорков четверохолмия

1) Центр слуха
2) Центр обоняния
3) Центр вкуса
4) Центр зрения

10. Передняя камера глаза находится

1) Между хрусталиком и стекловидным телом
2) Между роговицей и хрусталиком
3) Между роговицей и радужкой
4) Между роговицей и стекловидным телом

11. В состав среднего уха входят

1) Барабанная полость
2) Мочка уха
3) Полукружные каналы
4) Костный лабиринт

12. Давление на барабанную перепонку, равное атмосферному, со стороны среднего уха обеспечивают

1) Слуховые косточки
2) Слуховая труба
3) Перепонка овального окна
4) Ушная раковина

13. Цвет глаз человека определяется пигментацией

1) Сетчатки
2) Хрусталика
3) Радужной оболочки
4) Стекловидного тела

14. Внешние раздражители преобразуются в нервные импульсы в:

1) Рецепторах
2) Нервных волокнах
3) Телах нейронов ЦНС
4) Телах вставочных нейронов

15. За барабанной перепонкой органа слуха расположены:

1) Внутреннее ухо
2) Среднее ухо и слуховые косточки
3) Вестибулярный аппарат
4) Наружный слуховой проход

16. Хрусталик:

1) Является основной светопреломляющей структурой глаза
2) Определяет цвет глаза
3) Регулирует поток света, поступающего в глаз
4) Обеспечивает питание глаза

17. Какое зрение обеспечивают палочковидные рецепторы сетчатки

1) Дальнее
2) Ближнее
3) Дневное
4) Сумеречное

18. Радужка – это передняя часть

1) Белочной оболочки
2) Сосудистой оболочки
3) Сетчатки
4) Стекловидного тела

19. Дальнозоркость развивается при

1) Недостаточной выпуклости хрусталика
2) Избыточной выпуклости хрусталика
3) Вытянутом глазном яблоке
4) Недостаточной выпуклости роговицы

20. Фоточувствительный аппарат глаза представлен

1) Хрусталиком
2) Сосудистой оболочкой
3) Сетчаткой
4) Радужной оболочкой

21. Желтое пятно сетчатки

1) Место выхода зрительного нерва
2) Большое скопление колбочек
3) Большое количество палочек
4) Участок без рецепторов

22. Во внутреннем ухе находится:

1) Барабанная перепонка
2) Слуховые косточки
3) Слуховая труба
4) Улитка с рецепторами

23. Усиливает звуковые колебания

1) Барабанная перепонка
2) Слуховые рецепторы
3) Слуховой нерв
4) Слуховые косточки

24. Рецепторы вестибулярного аппарата находятся

1) В среднем ухе
2) В полукружных каналах внутреннего уха
3) В улитке внутреннего уха
4) В наружном ухе

25.

Часть языка, реагирующая на горькое 1) Передняя
2) Кончик
3) Задняя
4) Боковая

26. Листовидные сосочки языка располагаются

1) По всей поверхности языка
2) В основании языка
3) На боковой поверхности
4) На кончике языка

27. Преобразование стимула в нервный импульс в рецепторе

28. Избирательная чувствительность рецептора к действию определенного раздражителя

1) Аккомодация
2) Адаптация
3) Возбудимость
4) Специфичность

29. Внешним анализатором человека является

1) Двигательный
2) Обонятельный
3) Вестибулярный
4) Интероцептивный

30. Первый нейрон болевого анализатора находится в:

1) Специфических ядрах таламуса
2) Ретикулярной формации ствола мозга
3) Спинальном ганглии

Особенности восприятия звука человеком (психоакустика)

Психоакустика - область науки, которая изучает слуховые ощущения человека при воздействии звука на уши.

Люди, обладающие абсолютным (аналитическим) музыкальным слухом, с высокой точностью определяют высоту, громкость и тембр звука, способны запоминать звучание инструментов и распознавать их через некоторое время. Они могут правильно проанализировать прослушанное, правильно выделить отдельные инструменты.

Люди, не обладающие абсолютным слухом, могут определить ритм, тембр, тональность, но правильно произвести анализ прослушанного материала для них затруднительно.

При прослушивании высококачественной аудиоаппаратуры, как правило, мнения экспертов расходятся. Одни предпочитают высокую прозрачность и верность передачи каждого обертона, их раздражает отсутствие детализованности звучания. Другие предпочитают звучание размытого, нечеткого характера, быстро устают от изобилия подробностей в музыкальном образе. Кто-то заостряет внимание на гармонии в звучании, кто-то на спектральном балансе, а кто-то - на динамическом диапазоне. Оказывается, все зависит от типохарактера индивида Типохарактеры людей подразделяются на следующие дихотомии (парные классы): сенсорную и интуитивную, думающую и чувствующую, экстравертную и интровертную, решающую и воспринимающую .

Люди с сенсорной доминантой обладают четкой дикцией, великолепно воспринимают все нюансы речевого или музыкального образа. Для них чрезвычайно важна прозрачность звучания, когда четко выделяются все звучащие инструменты

Слушатели с интуитивной доминантой предпочитают размытый музыкальный образ, придают исключительно важное значение сбалансированности звучания всех музыкальных инструментов.

Слушатели с думающей доминантой предпочитают музыкальные произведения с высоким динамическим диапазоном, с четко обозначенной мажорной и минорной доминантой, с выраженным смыслом и структурой произведения

Люди с чувствующей доминантой придают большое значение гармоничности в музыкальных произведениях, предпочитают произведения с небольшими отклонениями мажорности и минорности от нейтрального значения, т.е. «музыку для души».

Слушатель с экстравертной доминантой успешно выделяет сигнал из шума, предпочитает слушать музыку с высоким уровнем громкости, мажорность или минорность музыкального произведения определяет по частотному положению музыкального образа в данный момент.

Люди с интровертной доминантой значительное внимание уделяют внутренней структуре музыкального образа, мажорность-минорность оценивают, в том числе, и по смещению частоты одной из гармоник в возникающих резонансах, посторонние шумы затрудняют восприятие аудиоинформации.

Люди с решающей доминантой предпочитают в музыке закономерность, наличие внутренней периодичности.

Слушатели с воспринимающей доминантой предпочитают в музыке импровизацию.

Каждый по себе знает, что одна и та же музыка на одной и той же аппаратуре и в одном и том же помещении не всегда воспринимается одинаково. Вероятно, в зависимости от психоэмоционального состояния наши чувства то притупляются, то обостряются.

С другой стороны, излишняя детализованность и натуральность звучания может раздражать усталого и обремененного заботами слушателя с сенсорной доминантой, что в таком состоянии он предпочтет музыку размытую и мягкую, грубо говоря, предпочтет слушать живые инструменты в шапке-ушанке.

В какой-то степени на качество звука оказывает влияние «качество» напряжения сети, которое в свою очередь зависит как от дня недели, так и от времени суток (в часы пиковой нагрузки напряжение сети наиболее «загрязнено»). От времени суток зависит и уровень шума в помещении, а значит и реальный динамический диапазон.

О влиянии окружающего шума хорошо запомнился случай 20-летней давности. Поздно вечером после деревенской свадьбы молодежь осталась помочь убрать со столов и перемыть посуду. Музыка была организована во дворе: электробаян с двухканальным усилителем и двумя колонками, четырехканальный усилитель мощности по схеме Шушурина, на вход которого был подключен электробаян, а на выходы - две 3-полосные и две 2-полосные акустические системы. Магнитофон с записями, выполненными на 19 скорости со встречно-параллельным подмагничиванием. Около 2-х часов ночи, когда все освободились, молодежь собралась во дворе и попросила включить что-нибудь для души. Каково же было удивление музыкантов и присутствующих меломанов, когда зазвучало попурри на темы Битлс в исполнении группы STARS on 45. Для слуха, адаптированного к восприятию музыки в атмосфере повышенной зашумленности, звучание в ночной тишине стало удивительно чистым и нюансированным.

Восприятие по частоте

Человеческое ухо воспринимает колебательный процесс как звук только в том случае, если частота его колебаний находится в пределах от 16…20 Гц до 16…20 кГц.

При частоте ниже 20 Гц колебания называют инфразвуковыми, выше 20 кГц - ультразвуковыми. Звуки с частотой ниже 40 Гц в музыке встречаются редко, а в разговорной речи и вовсе отсутствуют. Восприятие высоких звуковых частот сильно зависит как от индивидуальных особенностей органов слуха, так и от возраста слушателя. Так, например, в возрасте до 18 лет звуки частотой 14 кГц слышат около 100%, в то время как в возрасте 50…60 лет - только 20% слушателей. Звуки частотой 18 кГц к 18 годам слышит около 60%, а к 40…50 годам - всего 10% слушателей. Но это вовсе не означает, что для людей пожилого возраста снижаются требования к качеству тракта звуковоспроизведения. Экспериментально установлено, что люди, едва воспринимающие сигналы частотой 12 кГц, очень легко распознают недостаток верхних частот в фонограмме.

Разрешающая способность слуха к изменению частоты около 0,3%. Например два тона 1000 и 1003 Гц, следующих один за другим, можно различить без приборов. А по биениям частот двух тонов человек может обнаружить разность частот до десятых долей герца. В то же время трудно различить на слух отклонение скорости воспроизведения музыкальной фонограммы в пределах ±2%.

Субъективный масштаб восприятия звука по частоте близок к логарифмическому закону. Исходя из этого, все частотные характеристики устройств передачи звука строят в логарифмическом масштабе. Степень точности, с которой человек определяет высоту звука на слух, зависит от остроты, музыкальности и тренированности его слуха, а также от интенсивности звука. При больших уровнях громкости звуки большей интенсивности кажутся ниже, чем слабые.

При длительном воздействии интенсивного звука чувствительность слуха постепенно снижается и тем больше, чем выше громкость звука, что связано с реакцией слуха на перегрузку, т.е. с естественной его адаптацией. По истечении определенного времени чувствительность восстанавливается. Систематическое и длительное прослушивание музыки с высоким уровнем громкости вызывает необратимые изменения в органах слуха, особенно страдает молодежь, пользующаяся наушниками (головными телефонами).

Важной характеристикой звука является тембр. Способность слуха различать его оттенки позволяет различать многообразие музыкальных инструментов и голосов. Благодаря тембральной окраске их звучание становится многокрасочным и легко узнаваемым. Условием правильной передачи тембра является неискаженная передача спектра сигнала - совокупности синусоидальных составляющих сложного сигнала (обертонов). Обертоны кратны частоте основного тона и меньше его по амплитуде. От состава обертонов и их интенсивности зависит тембр звука.

Тембр звука живых инструментов в значительной степени зависит от интенсивности звукоизвлечения. Например, одна и та же нота, сыгранная на фортепьяно легким нажатием пальца, и резким, имеет разные атаки и спектры сигнала. Даже не тренированный человек легко улавливает эмоциональное различие двух таких звуков по их атаке, даже если они переданы слушателю с помощью микрофона и уравновешены по громкости. Атака звука - это начальная стадия, специфический переходной процесс, в течение которого устанавливаются стабильные характеристики: громкость, тембр, высота звука. Длительность атаки звука разных инструментов колеблется в пределах 0…60 мс. Например, у ударных инструментов она находится в пределах 0…20 мс, у фагота - 20…60 мс. Характеристики атаки инструмента сильно зависят от манеры и техники игры музыканта. Именно эти особенности инструментов позволяют передать эмоциональное содержание музыкального произведения.

Тембр звука источника сигнала, находящегося на расстоянии от слушателя менее 3 м, воспринимается более «тяжелым». Удаление источника сигнала от 3 до 10 м сопровождается пропорциональным уменьшением громкости, при этом тембр становится более ярким. С дальнейшим удалением источника сигнала потери энергии в воздухе растут пропорционально квадрату частоты и имеют сложную зависимость от относительной влажности воздуха. Потери энергии ВЧ-составляющих максимальны при относительной влажности в пределах от 8 до 30…40% и минимальны при 80% (рис. 1.1) . Увеличение потерь обертонов приводит к снижению тембральной яркости.

Восприятие по амплитуде

Кривые равной громкости от порога слышимости до порога болевого ощущения для бинаурального и моноурального слушания приведены на рис. 1.2.а,б, соответственно . Восприятие по амплитуде зависит от частоты и имеет значительный разброс, связанный с возрастными изменениями.

Чувствительность слуха к интенсивности звука носит дискретный характер. Порог ощущения изменения интенсивности звука зависит как от частоты, так и от громкости звука (на высоких и средних уровнях составляет 0,2…0,6 дБ, на низких уровнях доходит до нескольких децибел) и в среднем меньше 1 дБ.

Эффект Хааса (Haas)

Слуховому аппарату, как и любой другой колебательной системе, свойственна инерционность. Благодаря этому свойству короткие звуки длительностью до 20 мс воспринимаются более тихими, чем звуки длительностью более 150 мс. Одно из проявлений инерционности -

неспособность человека выявлять искажения в импульсах длительностью менее 20 мс. В случае прихода к ушам 2-х одинаковых сигналов, с временным интервалом между ними 5…40 мс, слух воспринимает их как один сигнал, при интервале более 40…50 мс - раздельно.

Эффект маскировки

Ночью, в условиях тишины, слышны писк комара, тиканье часов и другие тихие звуки, а в условиях шума трудно разобрать громкую речь собеседника. В реальных условиях акустический сигнал не существует в абсолютной тишине. Посторонние шумы, неизбежно присутствующие в месте прослушивания, маскируют в определенной мере основной сигнал и затрудняют его восприятие. Повышение порога слышимости одного тона (или сигнала) при одновременном воздействии другого тона (шума или сигнала) называют маскировкой.

Экспериментально установлено, что тон любой частоты маскируется более низкими тонами значительно эффективнее, чем более высокими, иными словами, низкочастотные тоны сильнее маскируют высокочастотные, чем наоборот. Например, при одновременном воспроизведении звуков 440 и 1200 Гц с одинаковой интенсивностью, мы будем слышать только тон частотой 440 Гц и только выключив его, услышим тон частотой 1200 Гц. Степень маскировки зависит от соотношения частот и носит сложный характер, связанный с кривыми равной громкости (рис. 1.3.α и 1.3.6) .

Чем больше соотношение частот, тем меньше эффект маскировки. Это в значительной степени объясняет феномен «транзисторного» звучания. Спектр нелинейных искажений транзисторных усилителей простирается вплоть до 11 гармоники, в то время как спектр ламповых усилителей ограничивается 3…5 гармоникой. Кривые маскировки узкополосным шумом для тонов разных частот и уровней их интенсивности имеют разный характер. Четкое восприятие звука возможно в том случае, если его интенсивность превышает определенный порог слышимости. На частотах 500 Гц и ниже превышение интенсивности сигнала должно быть около 20 дБ, на частоте 5 кГц - около 30 дБ, а

на частоте 10 кГц - 35 дБ. Эту особенность слухового восприятия учитывают при записи на носители звука. Так, если отношение сигнал/шум аналоговой грампластинки около 60…65 дБ, то динамический диапазон записанной программы может быть не более 45…48 дБ.

Эффект маскировки оказывает влияние на субъективно воспринимаемую громкость звука. Если составляющие сложного звука расположены по частоте близко друг к другу и наблюдается их взаимная маскировка, то громкость такого сложного звука будет меньше громкостей его составляющих.

Если несколько тонов расположены по частоте настолько далеко, что их взаимной маскировкой можно пренебречь, то их суммарная, громкость будет равна сумме громкостей каждой из составляющих.

Достижение «прозрачности» звучания всех инструментов оркестра или эстрадного ансамбля является сложной задачей, которая решается звукорежиссером - умышленным выделением наиболее важных в данном месте произведения инструментов и другими специальными приемами.

Бинауральный эффект

Способность человека определять направление источника звука (благодаря наличию двух ушей) называется бинауральным эффектом . К уху, расположенному ближе к источнику звука, звук приходит раньше, чем ко второму уху, а значит, различается по фазе и амплитуде. При слушании реального источника сигнала бинауральные сигналы (т.е. сигналы, приходящие к правому и левому уху) статистически связаны между собой (коррелированны). Точность локализации источника звука зависит как от частоты, так и от его местонахождения (спереди или сзади слушателя). Дополнительную информацию о расположении источника звука (спереди, сзади, сверху) орган слуха получает, анализируя особенности спектра бинауральных сигналов.

До 150…300 Гц человеческий слух обладает очень малой направленностью. На частотах 300…2000 Гц, для которых длина полуволны сигнала соизмерима с «межушным» расстоянием, равным 20…25 см, существенны фазовые различия. Начиная с частоты 2 кГц направленность слуха резко убывает. На высших частотах большее значение приобретает разность амплитуд сигналов. Когда разница в амплитудах превышает пороговое значение, равное 1 дБ, то кажется, что источник звука находится на той стороне, где амплитуда больше.

При асимметричном расположении слушателя относительно громкоговорителей возникают дополнительные интенсивностные и временные разносы, которые приводят к пространственным искажениям. Причем, чем дальше КИЗ (кажущийся источник звука) от центра базы (ΔL > 7 дБ или Δτ > 0,8 мс), тем меньше они подвержены искажениям. При ΔL > 20 дБ, Δτ > 3…5 мс КИЗ превращаются в действительные (громкоговорители) и не подвержены пространственным искажениям.

Экспериментально установлено, что пространственные искажения отсутствуют (незаметны), если полоса частот каждого канала сверху ограничена частотой не менее 10 кГц, а высокочастотная (выше 10 кГц) и низкочастотная (ниже 300 Гц) часть спектра этих сигналов воспроизводится монофонически.

Погрешность оценки азимута источника звука в горизонтальной плоскости спереди составляет 3…4°, сзади и в вертикальной плоскости - примерно 10… 15°, что объясняется экранирующим действием ушных раковин.

Предыдущая123456789Следующая

Костный лабиринт состоит из:

преддверия

полукружных каналов

[править]Улитка

Костный лабиринт состоит из трех отделов: преддверия, полукружных каналов и улитки. Преддверие образует центральную часть лабиринта. Кзади оно переходит в полукружные каналы, а кпереди - в улитку. Внутренняя стенка полости преддверия обращена к задней черепной ямке и составляет дно внутреннего слухового прохода.

Давление на барабанную перепонку

Ее поверхность делится небольшим костным гребнем на две части, одна из которых называется сферическим углублением, а другая - эллиптическим углублением. В сферическом углублении расположен перепончатый сферический мешочек, соединенный с улитковым ходом; в эллиптическом - эллиптический мешочек, куда впадают концы перепончатых полукружных каналов. В срединной стенке обоих углублений расположены группы мелких отверстий, предназначенных для веточек вестибулярной части преддверно-улиткового нерва. Наружная стенка преддверия имеет два окна - окно преддверия и окно улитки, обращенные к барабанной полости. Полукружные каналы расположены в трех почти перпендикулярных друг к другу плоскостях. По расположению в кости различают: верхний (фронтальный), или передний, задний (сагиттальный) и латеральный (горизонтальный) каналы.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

ПАТОЛОГИЯ

ПОВРЕЖДЕНИЯ

ЗАБОЛЕВАНИЯ

Воспалительные процессы возникают во внутреннем ухе, как правило, вторично, чаще как осложнение острого или хронического гнойного среднего отита (тимпаногенный лабиринтит), реже в результате распространения возбудителей инфекции во внутреннем ухе из субарахноидального пространства через внутренний слуховой проход по оболочкам преддверно-улиткового нерва при менингококковой инфекции (менингогенный лабиринтит). В некоторых случаях во внутреннем ухе проникают не микробы, а их токсины. Развивающийся в этих случаях воспалительный процесс протекает без нагноения (серозный лабиринтит). Исходом гнойного процесса во внутреннем ухе всегда бывает полная или частичная глухота, после серозного лабиринтита в зависимости от степени распространения процесса слуховая функция может частично или полностью восстановиться.

Дата публикования: 2015-03-29; Прочитано: 2444 | Нарушение авторского права страницы

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.003 с)…

Орган слуха, в частности среднее ухо, не заканчивает своего развития с рождением ребенка. Известно, что развитие любого органа, в том числе и органа слуха, рассматривается как сложный процесс взаимодействия ряда факторов: роста, собственного развития (дифференцировки) и формообразования.

Особенности взаимодействия этих факторов в период формирования системы среднего уха и сосцевидного отростка имеют особое значение для последующего возникновения и течения заболеваний органа слуха. Височная кость у новорожденного представлена тремя отдельными несросшимися костями - чешуей, барабанной частью и пирамидой с бугорком сосцевидной области (в виде небольшого возвышения, лежащего позади верхнезаднего края барабанного кольца). Эти кости соединены между собой фиброзными швами, и их слияние происходит одновременно с окостенением обычно в течение первого года жизни. В это же время, а часто только к концу второго года постепенно наступает закрытие щелей между отдельными частями височной кости. Существующие в первый год жизни ребенка швы состоят из фиброзной соединительной ткани, имеющей сосудистые и нервные включения. Особое значение имеет щель между пирамидой и чешуйчатой костью, которая переходит на наружной поверхности височной кости сзади. Как правило, распространение процесса из среднего уха в полость черепа происходит не прямым путем, а через соединительнотканные образования, содержащие кровеносные и лимфатические сосуды.

Таким образом, с ростом ребенка формируется височная кость, а вместе с нею совершенствуется и вся система среднего уха: слуховая труба, барабанная полость, вход в антрум и ячейки сосцевидного отростка. Наибольшие изменения претерпевает сосцевидный отросток, который у новорожденных практически отсутствует. Имеющийся сосцевидный бугорок занят одной воздухоносной полостью - антрумом. Анатомо-топографическое положение антрума значительно изменяется с возрастом. Так, по данным работ врачей Выренкова и Кривощапова, антрум постепенно несколько увеличивается и смещается сверху вниз, занимая передневерхний угол треугольника Шипо. Однако его увеличение не абсолютное, расширяются размеры полости за счет истончения перегородок с окружающими его ячейками. При этом утолщается кортикальный слой кости, увеличивается глубина его залегания и несколько сужается вход в антрум.

Вопрос 7 7. Внутреннее ухо. Строение костного и перепончатого лабиринта: преддверие, сферическая и эллиптическая ямочки мешочки, их протоки, сообщения. Полукружные каналы, их отделы.

Внутреннее ухо - один из трех отделов органа слуха и равновесия. Является наиболее сложным отделом органов слуха, из-за своей замысловатой формы называется лабиринтом.

[править]Строение внутреннего уха

Костный лабиринт состоит из:

преддверия

полукружных каналов

У стоящего человека улитка находится впереди, а полукружные каналы сзади, между ними расположена полость неправильной формы - преддверие. Внутри костного лабиринта находится перепончатый лабиринт, который имеет точно такие же три части, но меньших размеров, а между стенками обоих лабиринтов находится небольшая щель, заполненная прозрачной жидкостью - перилимфой.

[править]Улитка

Каждая часть внутреннего уха выполняет определенную функцию. Например, улитка является органом слуха: звуковые колебания, которые из наружного слухового прохода через среднее ухо попадают во внутренний слуховой проход, в виде вибрации передаются жидкости, заполняющей улитку. Внутри улитки находится основная мембрана (нижняя перепончатая стенка), на которой расположен кортиев орган - скопление разнообразных опорных клеток и особых сенсорно-эпителиальных волосковых клеток, которые через колебания перилимфы воспринимают слуховые раздражения в диапазоне 16-20000 колебаний в секунду, преобразуют их и передают на нервные окончания VIII пары черепномозговых нервов - преддверно-улиткового нерва; дальше нервный импульс поступает в корковый слуховой центр головного мозга.

[править]Преддверие и полукружные каналы

Преддверие и полукружные каналы - органы чувства равновесия и положения тела в пространстве. Полукружные каналы расположены в трёх взаимно перпендикулярных плоскостях и заполнены полупрозрачной студенистой жидкостью; внутри каналов находятся чувствительные волоски, погруженные в жидкость, и при малейшем перемещении тела или головы в пространстве жидкость в этих каналах смещается, надавливая на волоски и порождая импульсы в окончаниях вестибулярного нерва - в мозг мгновенно поступает информация об изменении положения тела. Работа вестибулярного аппарата позволяет человеку точно ориентироваться в пространстве при самых сложных движениях - например, прыгнув в воду с трамплина и при этом несколько раз перевернувшись в воздухе, в воде ныряльщик мгновенно узнаёт, где находится верх, а где - низ.

Внутреннее ухо (auris interna) - полое костное образование в височной кости, разделенное на костные каналы и полости, содержащие рецепторный аппарат слухового и стаокинетического (вестибулярного) анализаторов.

Внутреннее ухо находится в толще каменистой части височной кости и состоит из системы сообщающихся друг с другом костных каналов - костного лабиринта, в котором расположен перепончатый лабиринт. Очертания костного лабиринта почти полностью повторяют очертания перепончатого. Пространство между костным и перепончатым лабиринтом, называемое перилимфатическим, заполнено жидкостью - перилимфой, которая по составу сходна с цереброспинальной жидкостью. Перепончатый лабиринт погружен в перилимфу, он прикреплен к стенкам костного футляра соединительнотканными тяжами и заполнен жидкостью - эндолимфой, по составу несколько отличающейся от перилимфы. Перилимфатическое пространство связано с субарахноидальным узким костным каналом - водопроводом улитки. Эндолимфатическое пространство замкнуто, имеет слепое выпячивание, выходящее за пределы внутреннего уха и височной кости - водопровод преддверия. Последний заканчивается эндолимфатическим мешочком, заложенным в толще твердой мозговой оболочки на задней поверхности пирамиды височной кости.

Костный лабиринт состоит из трех отделов: преддверия, полукружных каналов и улитки. Преддверие образует центральную часть лабиринта. Кзади оно переходит в полукружные каналы, а кпереди - в улитку. Внутренняя стенка полости преддверия обращена к задней черепной ямке и составляет дно внутреннего слухового прохода. Ее поверхность делится небольшим костным гребнем на две части, одна из которых называется сферическим углублением, а другая - эллиптическим углублением. В сферическом углублении расположен перепончатый сферический мешочек, соединенный с улитковым ходом; в эллиптическом - эллиптический мешочек, куда впадают концы перепончатых полукружных каналов. В срединной стенке обоих углублений расположены группы мелких отверстий, предназначенных для веточек вестибулярной части преддверно-улиткового нерва. Наружная стенка преддверия имеет два окна - окно преддверия и окно улитки, обращенные к барабанной полости.

Чем со стороны среднего уха обеспечивается давление на барабанную перепонку, равное атмосферному:

Полукружные каналы расположены в трех почти перпендикулярных друг к другу плоскостях. По расположению в кости различают: верхний (фронтальный), или передний, задний (сагиттальный) и латеральный (горизонтальный) каналы.

Костная улитка представляет собой извитой канал, отходящий от преддверия; он спирально 21/2 раза огибает свою горизонтальную ось (костный стержень) и постепенно суживается к верхушке. Вокруг костного стержня спирально извивается узкая костная пластинка, к которой прочно прикреплена продолжающая ее соединительная перепонка - базальная мембрана, составляющая нижнюю стенку перепончатого канала (улиткового хода). Кроме того, от костной спиральной пластинки под острым углом латерально кверху отходит тонкая соединительнотканная перепонка - преддверная (вестибулярная) мембрана, называемая также рейсснеровой мембраной; она составляет верхнюю стенку улиткового хода. Образующееся между базальной и вестибулярной мембраной пространство с наружной стороны ограничено соединительнотканной пластинкой, прилегающей к костной стенке улитки. Это пространство называется улитковым ходом (протоком); оно заполнено эндолимфой. Кверху и книзу от него находятся перилимфатические пространства. Нижнее называется барабанной лестницей, верхнее - лестницей преддверия. Лестницы на верхушке улитки соединяются друг с другом отверстием улитки. Стержень улитки пронизан продольными кольцами, через которые проходят нервные волокна. По периферии стержня тянется спирально ее обвивающий канал, в нем помещаются нервные клетки, образующие спиральный узел улитки. К костному лабиринту из черепа ведет внутренний слуховой проход, в котором проходят преддверно-улитковый и лицевой нервы.

Перепончатый лабиринт состоит из двух мешочков преддверия, трех полукружных протоков, протока улитки, водопроводов преддверия и улитки. Все эти отделы перепончатого лабиринта представляют собой систему сообщающихся друг с другом образований.

В перепончатом лабиринте волокна преддверно-улиткового нерва оканчиваются в нейроэпителиальных волосковых клетках (рецепторах), находящихся в определенных местах. Пять рецепторов относятся к вестибулярному анализатору, из них три расположены в ампулах полукружных каналов и называются ампулярными гребешками, а два находятся в мешочках и носят название пятен. Один рецептор является слуховым, он располагается на основной мембране улитки и называется спиральным (кортиевым) органом.

Артерии внутреннего уха происходят из лабиринтной артерии, которая отходит от базилярной артерии (arteria basilaris). Венозная кровь лабиринта собирается в сплетении, лежащем во внутреннем слуховом проходе. Из преддверия и полукружных каналов венозная кровь оттекает главным образом через проходящую в водопроводе преддверия вену в поперечный синус твердой мозговой оболочки. Вены улитки несут кровь в нижний каменистый синус. Иннервацию внутреннего уха получает от VIII пары черепных нервов, каждый из которых, войдя во внутренний слуховой проход, распадается на три ветви: верхнюю, среднюю и нижнюю. Верхняя и средняя ветви образуют нерв преддверия - nervus vestibularis, нижняя соответствует нерву улитки - nervus cochleae.

Во внутреннем ухе расположены рецепторы слухового и статокинетического анализаторов. Рецепторный (звуковоспринимающий) аппарат слухового анализатора находится в улитке и представлен волосковыми клетками спирального (кортиева) органа. Улитка и заключенный в ней рецепторный аппарат слухового анализатора называются кохлеарным аппаратом. Звуковые колебания, возникающие в воздухе, передаются через наружный слуховой проход, барабанную перепонку и цепь слуховых косточек на вестибулярное окно лабиринта, вызывают волнообразные перемещения перилимфы, которые, распространяясь, передаются на спиральный орган. Рецепторный аппарат статокинетического анализатора, расположенный в полукружных каналах и мешочках преддверия, носит название вестибулярного аппарата.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Современные методы исследования функции внутреннего уха включают определение состояния обеих его функций - слуховой и вестибулярной. При исследовании слуховой функции применяют адекватный раздражитель - звук различной частоты и интенсивности в виде чистых тонов, шумов и речевых сигналов. В качестве источника звука используют камертоны, аудиометры, шепотную и громкую речь. Исследование с помощью этого комплекса средств позволяет определить состояние функции звукопроводящей системы, рецепторного аппарата внутреннего уха, а также проводникового и центрального отделов слухового анализатора.

Исследование вестибулярной функции (вестибулометрия) включает выявление спонтанных (не вызванных искусственно) симптомов, возникших в результате заболевания внутреннего уха или ц.н.с. Среди них часто встречаются спонтанный нистагм, обусловленный односторонним воспалительным процессом во внутреннем ухе, падение в позе Ромберга, нарушение координационных проб. Состояние вестибулярной функции изучают при вращении на кресле Барани или специальном вращательном стенде, с помощью калорической, гальванической, прессорной и других проб.

В условиях поликлиники обследование больных с подозрением на поражение внутреннего уха проводит оториноларинголог. Оно включает целенаправленный сбор анамнеза и выяснение жалоб больного, составление слухового паспорта (данные речевого и камертонального исследования слуха), визуальное выявление спонтанного нистагма и др. Для уточнения диагноза проводят по показаниям дополнительные исследования - рентгенографию височных костей, реографию сосудов головного мозга и др.

ПАТОЛОГИЯ

Типичными жалобами у пациентов с заболеваниями слуховой части внутреннего уха являются понижение слуха и шум в ушах. Заболевание может начинаться остро (острая нейросенсорная тугоухость) или постепенно (кохлеарный неврит, хронический кохлеит). При поражении слуха, как правило, в той или иной мере в патологический процесс вовлекается и вестибулярная часть внутреннего уха, что нашло отражение в термине «кохлеовестибулит».

Пороки развития. Встречаются полное отсутствие лабиринта или недоразвитие отдельных его частей. В большинстве случаев отмечается недоразвитие спирального органа, чаще специфического его аппарата - волосковых клеток. Иногда волосковые клетки спирального органа недоразвиты только на отдельных участках, при этом слуховая функция может оказаться частично сохраненной в виде так называемых островков слуха. В возникновении врожденных дефектов внутреннего уха играет роль патологическое воздействие на зародыш со стороны организма матери (интоксикации, инфицирование, травмирование плода), особенно в первые месяцы беременности. Известную роль играют и генетические факторы. От врожденных пороков развития следует отличать повреждения внутреннего уха во время родов.

ПОВРЕЖДЕНИЯ

Изолированные механические повреждения внутреннего уха встречаются редко. Травма внутреннего уха возможна при переломах основания черепа, когда трещина проходит через пирамиду височной кости. При поперечных переломах пирамиды трещина почти всегда захватывает внутреннее ухо, и такой перелом обычно сопровождается тяжелым нарушением слуховой и вестибулярной функции вплоть до полного их угасания.

Специфическое повреждение рецепторного аппарата улитки возникает при кратковременном или продолжительном воздействии звуков большой интенсивности. Длительное действие сильного шума на внутреннее ухо может приводить к нарушению слуха.

Патологические изменения во внутреннем ухе возникают при воздействии на организм сотрясений. При внезапных перепадах внешнего атмосферного давления или давления под водой в результате кровоизлияния во внутреннее ухо могут наступать необратимые изменения рецепторных клеток спирального органа.

ЗАБОЛЕВАНИЯ

Воспалительные процессы возникают во внутреннем ухе, как правило, вторично, чаще как осложнение острого или хронического гнойного среднего отита (тимпаногенный лабиринтит), реже в результате распространения возбудителей инфекции во внутреннем ухе из субарахноидального пространства через внутренний слуховой проход по оболочкам преддверно-улиткового нерва при менингококковой инфекции (менингогенный лабиринтит).

В некоторых случаях во внутреннем ухе проникают не микробы, а их токсины. Развивающийся в этих случаях воспалительный процесс протекает без нагноения (серозный лабиринтит). Исходом гнойного процесса во внутреннем ухе всегда бывает полная или частичная глухота, после серозного лабиринтита в зависимости от степени распространения процесса слуховая функция может частично или полностью восстановиться.

Нарушения функций внутреннего уха (слуховой и вестибулярной) могут возникать при расстройствах кровообращения и циркуляции лабиринтных жидкостей, а также в результате дистрофических процессов. Причинами таких нарушений могут быть интоксикации, в т.ч. некоторыми лекарственными препаратами (хинином, стрептомицином, неомицином, мономицином и др.), вегетативные и эндокринные расстройства, заболевания крови и сердечно-сосудистой системы, нарушение функции почек. Невоспалительные заболевания внутреннего уха объединяют в группу, получившую название лабиринтопатии. В ряде случаев лабиринтопатия протекает в виде повторяющихся приступов головокружения и прогрессирующего падения слуха. В пожилом и старческом возрасте дистрофические изменения во внутреннем ухе развиваются в результате общего старения тканей организма и нарушения кровоснабжения внутреннем ухе.

Поражения внутреннего уха могут возникать при сифилисе. При врожденном сифилисе поражение рецепторного аппарата в виде резкого понижения слуха является одним из поздних проявлений и обнаруживается обычно в возрасте 10-20 лет. Характерным для поражения внутреннего уха при врожденном сифилисе считается симптом Эннебера - появление нистагма при повышении и снижении давления воздуха в наружном слуховом проходе. При приобретенном сифилисе поражение внутреннего уха чаще возникает во вторичном периоде и может протекать остро - в виде быстро нарастающего понижения слуха вплоть до полной глухоты. Иногда заболевание внутреннего уха начинается с приступов головокружения, шума в ушах и внезапно наступающей глухоты. В поздних стадиях сифилиса понижение слуха развивается более медленно. Характерным для сифилитических поражений внутреннего уха считается более резко выраженное укорочение костного звукопроведения по сравнению с воздушным. Поражение вестибулярной функции при сифилисе наблюдается реже. Лечение при сифилитических поражениях внутреннего уха специфическое. В отношении расстройств функций внутреннего уха оно тем эффективнее, чем раньше начато.

Невриномы преддверно-улиткового нерва и кисты в области мостомозжечкового угла головного мозга часто сопровождаются патологическими симптомами со стороны внутреннего уха, как слуховыми, так и вестибулярными, в связи со сдавлением проходящего здесь нерва. Постепенно появляется шум в ушах, снижается слух, возникают вестибулярные расстройства вплоть до полного выпадения функций на пораженной стороне в сочетании с другой очаговой симптоматикой. Лечение направлено на основное заболевание.

Дата публикования: 2015-03-29; Прочитано: 2443 | Нарушение авторского права страницы

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.004 с)…

О барабанной перепонке слышали многие. Но зачем нужна уху барабанная перепонка, знают далеко не все. А ведь она является очень важной частью органа слуха. Это доказывает факт, что человек при разрыве барабанной перепонки глохнет.

Человеческое ухо – это одна из наиболее замечательных частей тела. И не только благодаря тому, как выглядит, но и оригинальной структуре, что сочетает воплощение многих решений механики и физики, придающих ей удивительную чувствительность к звукам. С точки зрения анатомии, в ухе есть внешняя, средняя и внутренняя части, а также барабанная перепонка, отделяющая внешнее ухо от среднего.

Внешнее ухо состоит из ушной раковины, которая имеет форму вогнутой плоскости, состоящей из гибкой хрящевой ткани, что тянется вглубь, захватывая одну треть слухового прохода в ухе. Внешняя треть слуховых проходов имеет длину 8 мм. На ней расположены маленькие волоски для защиты от живых существ, которые могут сюда заползти. Корни волосков вырабатывают маслянистые жидкости, смешивающиеся с выделениями близлежащих потовых желез, образуя основу для ушной серы.

Внутренняя часть слуховых проходов (2/3 канала) имеет длину около 16 мм. Она окружена прочной стенкой костей черепа и покрыта тонкой по толщине и ранимой кожей, лишенной желез.

Барабанная мембрана

Барабанная перепонка располагается в конце слуховых проходов. Благодаря барабанной перепонке отделяются друг от друга две части уха. Поэтому барабанная перепонка является границей между наружным и средним ухом.

По сути, она является натянутым диском из тонкой кожи, имеющий приблизительно 8-9 мм в диаметре. Согласно анатомии, строение барабанной перепонки не является таким плоским, как поверхность барабана, а имеет форму небольшого конуса с вогнутыми сторонами, спускающимися к центру.

Барабанная мембрана в ухе имеет три слоя – внешний, внутренний и средний. Внешний слой находится в месте соприкосновения с внутренней частью слухового прохода и являет собой тонкий слой кожи.

В своем внутреннем слое барабанная мембрана является продолжением слизистой оболочки среднего уха. Он состоит из плоских клеток, которые имеют способность трансформироваться в тот же тип клеток, что выстилает поверхность полости носа и околоносовых пазух. Под воздействием различных факторов, например, химического раздражения (табачный дым) или аллергии, эти клетки начинают функционировать в другом режиме и вырабатывать слизь, которая течет в среднее ухо. Это может стать причиной его воспаления (среднего отита).

Но своим главным функциям барабанная мембрана обязана среднему слою. Он состоит из эластичных волокон, которые распределены таким образом, что образуют конструкцию, похожую на пружины в батуте для прыжков. Нижняя, именуемая pars tensa, занимает 3/4 перепонки и туго натянута для передачи звуков. Верхняя, меньшая часть мембраны (pars flaccida) находится в более расслабленном состоянии из-за своего строения. Волокна верхней части не являются такой организованной радиальной структурой, как в нижней части, а расположены довольно хаотично и более мягкие.

Косточки среднего уха

Согласно анатомии, среднее ухо располагается за барабанной перепонкой. Оно являет собой заполненное воздухом пространство, содержащее три маленькие косточки (ossicles), располагающиеся за мембраной. С их помощью барабанная перепонка соединяется с внутренним ухом. Эти косточки называются молоточек (malleus), наковаленка (incus) и стремечко (stapes).

Эти названия отражают их внешнюю схожесть с этими предметами. Молоточек имеет ручку и головку. Ручка расположена на внутреннем слое барабанной перепонки и просматривается со стороны наружного уха. Головка размещается в углублении полости среднего уха, называемого epitympanum, и соединяется с помощью маленького сустава с наковальней.

Из наковальни отходит длинный отросток, спускающийся в заднюю часть полости внутреннего уха, который соединяется с головкой стремечка. Две ножки стремечка соединены с его основанием в форме пластины, примыкающей к маленькой (2мм х 3мм) дырочки в среднем ухе, которая называется овальное окошко (fenestra ovalis).

Это отверстие ведет в заполненную жидкостью полость внутреннего уха. Под овальным окошком расположено другое маленькое отверстие во внутреннем ухе, называемое круглым окошком (fenestra rotunda). Его прикрывает тонкая мембрана, и когда стремечко движется «внутрь и наружу», круглое окошко перемещается в другом направлении – «наружу и внутрь». Происходит это потому, что колебания жидкости в полости внутреннего уха приводят к изменению давления на мембрану окошка.

Молоточек и наковальню в полости среднего уха поддерживают несколько мембран и связок, которые уменьшают их вес, благодаря чему они становятся способными улавливать даже тихие звуки. Еще одной функцией мембран и связок, окружающих слуховые косточки, является снабжение их кровью. Единственным недостатком этой конструкции является то, что здесь очень мало места для воздуха, которого недостает при его проникновении из полости среднего уха в epitympanum. Но природа попыталась исправить этот недостаток с помощью пористой структуры мастоидной кости, которая окружает epitympanum. В ней содержатся дополнительные запасы воздуха.

Нервы и мускулы уха

Через всю полость среднего уха проходит лицевой нерв (по терминологии анатомии обозначается как VII). Этот нерв выходит из головного мозга и направляется через череп для иннервирования мускулов лица, с помощью которых лицо может принимать насупленное выражение, подмигивать, улыбаться, выражать ярость и т.д.

Лицевой нерв «запакован» в тонкую трубочку, которая горизонтально проходит через переднюю и заднюю части среднего уха, прямо над овальным окошком и наковальней, затем поворачивает вниз и выходит через основание черепа. После этого лицевой нерв поворачивает по направлению к лицу.

С точки зрения анатомии, этот нерв очень чувствителен к болезням среднего уха, а также может быть задет во время неудачной хирургической операции на среднем ухе. При повреждении лицевого нерва, одна сторона лица обездвиживается и наступает паралич. При этом могут возникнуть очень неприятные симптомы, когда:

  • человек хочет улыбнуться, но его лицо вместо улыбки принимает сердитое выражение;
  • при попытках выпить воду, она расплескивается;
  • когда человек пытается опустить веки и закрыть глаза, один глаз начинает моргать.

Через барабанную перепонку проходит ответвление от лицевого нерва, которое называется chorda tympany. Этот отросток проводит к головному мозгу сигналы от вкусовых рецепторов языка, расположенных в его передних двух третьих. Chorda tympany соединяется с лицевым нервом в полости среднего уха, вместе с ним поднимается в головной мозг.

Также следует упомянуть о двух маленьких мускулах, что расположены в полости среднего уха. Один из них находится спереди. Это натяжитель барабанной перепонки (tensor tympany), который одним концом прикрепляется к ручке молоточка. Он натягивает барабанную перепонку при жевании. Функция этого мускула до конца не изучена, но возможно он уменьшает количество шума, передаваемого в мозг, которое человек производит во время поглощения пищи.

Мускул в задней части полости среднего уха (stapedius) одним концом прикрепляется близко к лицевому нерву, с помощью которого он иннервируется, другим – к головке стремечка. Stapedius сокращается при громких звуках, натягивая каждое звено слуховых косточек. Благодаря этому сокращается передача длительных и потенциально разрушающих звуков во внутреннее ухо.

Что такое звук?

Звук передается с помощью частиц воздуха, которые передают на барабанную перепонку давление, оказываемое его волнами. Скорость звука в воздухе составляет 343 м/с. Звуковые волны напоминают легкую зыбь на поверхности озера, начинающие распространяться после того, как в него падает камень.

Звуковые волны имеют высоту, зависящую от частоты колебаний. Частота отражает количество максимальных значений волны, что проходят одну точку за единицу времени, и измеряется колебаниями в секунду. Единицей измерения частоты является Герц, названный так по имени ученого Генриха Рудольфа Герца (1857-1894). 261 Герц – это эквивалент ноты «до» средней октавы на пианино. 1 тыс. колебаний в секунду – это один килогерц.

Кроме частоты звуковые волны имеют интенсивность, – и если сравнивать с зыбью на поверхности озера, интенсивность является объемом волны. Но в условиях реальной жизни гораздо проще измерить давление волны, чем ее интенсивность. И это давление измеряется единицами, названными в честь ученого Блеза Паскаля (1623 – 1662).

Самым тихим звуком, который способен услышать здоровый восемнадцатилетний человек, что не имел проблем со слухом и барабанной перепонкой, является звук, давление волн которого равно 20 микропаскалям (мкПА). Это базовый уровень громкости, служащий точкой отсчета для измерения наиболее распространенных видов окружающих человека звуков.

Диапазон давления звуковых волн, который может услышать здоровое ухо, можно увидеть в следующей таблице:

Таким образом, очевидно, что диапазон звуков, которые может услышать человеческое ухо, огромен – от самых тихих звуков в 20 мкПА до рева двигателей реактивного самолета, который достигает 20 млн. мкПА. Ради удобства эти значения измеряют в децибелах.

Как работает слух

Звуковые колебания частично собираются ушной раковиной, которая у людей имеет очень ограниченную функцию. Если понаблюдать за собаками, как они поднимают уши в ответ на заинтересовавший их звук, можно заметить, что стоячие уши помогают собакам не только лучше слышать, но и определить направление, откуда этот звук идет. У людей эти извилистости ушной раковины очень мало помогают как тому, так и другому, но все же способны определить направление и направить звук к слуховому каналу. Поэтому человек с отсутствием ушной раковины будет слышать на несколько децибел хуже и не сможет определять точное направление.

Внешние слуховые проходы не только защищают барабанную перепонку от прямого повреждения, но и помогают лучше слышать. Благодаря уникальному строению слуховых труб, которые открыты с внешней стороны и закрыты барабанными перепонками с внутренней стороны, проявляются в том, что звуки по мере движения к барабанной перепонке усиливаются только в определенном диапазоне. Наиболее понятным примером резонанса будет, если подуть в пустую бутылку, чтобы извлечь ноту. Если бутылка частично заполнена, нота изменит свою высоту из-за того, что изменился резонанс. Для размеров и строения уха человека, это усиление звука наиболее заметно в диапазоне от 1500 до 6000 Герц. Этого вполне достаточно, чтобы слышать речь и отличать ее от другого шума.

Большая часть барабанной перепонки собирает звуки благодаря эластичному строению. При этом она немного выгибается, чтобы помочь сконцентрировать энергию звуковых волн. Молоточек, наковальня и стремечко передают эту звуковую энергию в маленькое отверстие овального окошка.

Эта система, состоящая из барабанной перепонки, соединенной со слуховыми косточками, которые по принципу рычага усиливают звук, чрезвычайно эффективна в качестве преобразователя воздушных звуковых волн в волны, распространяющиеся в жидкой среде внутреннего уха, преобразующего их. В результате этой механической системы, приблизительно пятьдесят процентов звуковых волн, что достигают барабанной перепонки, попадает во внутреннее ухо, которое их преобразует в электрические сигналы. Дальше они поступают по слуховому нерву к головному мозгу, который может их преобразовать в слышимые звуки.

Для нормального функционирования барабанной перепонки необходимо, чтобы давление воздуха на неё с двух сторон было равным. Давление на барабанную перепонку равное атмосферному, обеспечивает воздух, поступающий по евстахиевым трубам. При инфекционных заболеваниях среднего уха возможно блокирование евстахиевых труб . Вследствие негативного давления в полости возникает ретракция барабанной перепонки. Это приводит к тому, что перепонка втягивается больше внутрь.

При продолжительной дисфункции возникает ретракционный карман барабанной перепонки. Осложнением этого может быть такое опасное заболевание, как опухоль холеастома, разрушающая окружающие ткани в среднем и внутреннем ухе, которая лечится только хирургическим путем.

Анализаторы

Задания с выбором одного верного ответа.

А1. Систему нейронов, воспринимающих раздражения, проводящих нервные импульсы и обеспечивающих переработку информации, называют:

1) нервным волокном,
2) центральной нервной системой,
3) нервом,
4) анализатором.

А2. Рецепторы слухового анализатора расположены:

1) во внутреннем ухе,
2) в среднем ухе,
3) на барабанной перепонке,
4) в ушной раковине.

А3. В какую область коры больших полушарий поступают нервные импульсы от рецепторов слуха?

1) затылочную,
2) теменную,
3) височную,
4) лобную.

А4. Различение силы, высоты и характера звука, его направления происходит благодаря раздражению:

1) клеток ушной раковины и передаче возбуждения на барабанную перепонку,
2) рецепторов слуховой трубы и передаче возбуждения в среднее ухо,
3) слуховых рецепторов, возникновению нервных импульсов и передаче их по слуховому нерву в мозг,
4) клеток вестибулярного аппарата и передаче возбуждения по нерву в мозг.

А5. В состав зрительного пигмента, содержащегося в светочувствительных клетках сетчатки, входит витамин:

1) C,
2) D,
3) B,
4) A.

А6. В какой доле коры больших полушарий головного мозга находится зрительная зона у человека?

1) затылочной,
2) височной,
3) лобной,
4) теменной.

А7. Проводниковая часть зрительного анализатора – это:

1) сетчатка,
2) зрачок,
3) зрительный нерв,
4) зрительная зона коры головного мозга.

А8. Изменения в полукружных каналах приводят к:

1) нарушению равновесия,
2) воспалению среднего уха,
3) ослаблению слуха,
4) нарушению речи.

А9. При чтении книг в движущемся транспорте происходит утомление мышц:

1) изменяющих кривизну хрусталика,
2) верхних и нижних век,
3) регулирующих размер зрачка,
4) изменяющих объём глазного яблока.

А10. Давление на барабанную перепонку, равное атмосферному, со стороны среднего уха обеспечивается у человека:

1) слуховой трубой,
2) ушной раковиной,
3) перепонкой овального окна,
4) слуховыми косточками.

А11. Отдел слухового анализатора, проводящий нервные импульсы в головной мозг человека, образован:

1) слуховыми нервами,
2) рецепторами улитки,
3) барабанной перепонкой,
4) слуховыми косточками.

А12. Нервные импульсы передаются от органов чувств в мозг по:

1) двигательным нейронам,
2) вставочным нейронам,
3) чувствительным нейронам,
4) коротким отросткам двигательных нейронов.

А13. Полный и окончательный анализ внешних раздражителей происходит в:

1) рецепторах,
2) нервах проводниковой части анализатора,
3) корковом конце анализатора,
4) телах нейронов проводниковой части анализатора.

А14. Внешние раздражители преобразуются в нервные импульсы в:

1) нервных волокнах,
2) телах нейронов ЦНС,
3) рецепторах,
4) телах вставочных нейронов.

А15. Анализатор состоит из:

1) рецептора, преобразующего энергию внешнего раздражения в энергию нервного импульса,
2) проводящего звена, передающего нервные импульсы в головной мозг,
3) участка коры головного мозга, в котором происходит обработка полученной информации,
4) воспринимающего, проводящего и центрального звеньев.

А16. Зрение человека в большой степени зависит от состояния сетчатки, так как в ней расположены светочувствительные клетки, в которых:

1) чёрный пигмент поглощает световые лучи,
2) происходит преломление световых лучей,
3) энергия световых лучей превращается в нервное возбуждение,
4) расположен пигмент, определяющий цвет глаз.

А17. Цвет глаз человека определяется пигментацией:

1) сетчатки,
2) хрусталика,
3) радужной оболочки,
4) стекловидного тела.

А18. Периферическая часть зрительного анализатора:

1) зрительный нерв,
2) зрительные рецепторы,
3) зрачок и хрусталик,
4) зрительная зона коры.

А19. Повреждение коры затылочных долей мозга вызывает нарушение деятельности органов:

1) слуха,
2) зрения,
3) речи,
4) обоняния.

А20. За барабанной перепонкой органа слуха человека расположены:

1) внутреннее ухо,
2) среднее ухо и слуховые косточки,
3) вестибулярный аппарат,
4) наружный слуховой проход.

А21. Радужная оболочка:


2) определяет цвет глаз,

А22. Хрусталик:

1) является основной светопреломляющей структурой глаза,
2) определяет цвет глаз,
3) регулирует поток света, поступающего в глаз,
4) обеспечивает питание глаза.

А23. Во внутреннем ухе располагаются:

1) барабанная перепонка,
2) органы равновесия,
3) слуховые косточки,
4) все перечисленные органы.

А24. В состав внутреннего уха входит:

1) костный лабиринт,
2) улитка,
3) полукружные канальца,
4) все перечисленные структуры.

А25. Причиной врождённой дальнозоркости является:

1) увеличение кривизны хрусталика,
2) уплощённая форма глазного яблока,
3) уменьшение кривизны хрусталика,
4) удлинённая форма глазного яблока.

Задания с выбором нескольких верных ответов.

В1. Рецепторы – это нервные окончания, которые:

А) воспринимают информацию из внешней среды,
Б) воспринимают информацию из внутренней среды,
В) воспринимают возбуждение, передающееся к ним по двигательным нейронам,
Г) располагаются в исполнительном органе,
Д) преобразуют воспринимаемые раздражения в нервные импульсы,
Е) реализуют ответную реакцию организма на раздражение из внешней и внутренней среды.

В2. Дальнозорким людям необходимо использовать очки:

А) так как у них изображение фокусируется перед сетчаткой,
Б) так как у них изображение фокусируется позади сетчатки,
В) так как они плохо видят детали близко расположенных предметов,
Г) так как они плохо различают расположенные вдали предметы,
Д) имеющие двояковогнутые линзы, рассеивающие свет,
Е) имеющие двояковыпуклые линзы, усиливающие преломление лучей.

В3. К светопреломляющим структурам глаза относятся:

А) роговица,
Б) зрачок,
В) хрусталик,
Г) стекловидное тело,
Д) сетчатка,
Е) жёлтое пятно.

Задания на установление соответствия.

В4. Установите соответствие между функцией глаза и оболочкой, которая эту функцию выполняет.

В5. Установите соответствие анализатора с некоторыми его структурами.

В6. Установите соответствие между отделами анализатора и их структурами.

Задания на установление правильной последовательности.

В6. Установите, в какой последовательности звуковые колебания передаются рецепторам органа слуха.

А) наружное ухо,
Б) перепонка овального окна,
В) слуховые косточки,
Г) барабанная перепонка,
Д) жидкость в улитке,
Е) рецепторы органа слуха.

В7. Установите последовательность прохождения света, а затем и нервного импульса через структуры глаза.

А) зрительный нерв,
Б) стекловидное тело,
В) сетчатка,
Г) хрусталик,
Д) роговица,
Е) зрительная зона коры мозга.

Задания со свободным ответом.

С1. Почему при взлёте или посадке самолёта пассажирам рекомендуется сосать леденцы?

Ответы к заданиям части А.

ответ
ответ

Ответы к заданиям части В с выбором нескольких правильных ответов.

Ответы к заданиям части В на определение последовательности

ответ

C1. Элементы ответа:

  1. при взлёте или посадке самолёта быстро меняется атмосферное давление, что вызывает неприятные ощущения в среднем ухе, где исходное давление на барабанную перепонку сохраняется дольше;
  2. глотательные движения приводят к раскрытию слуховой (евстахиевой) трубы, через которую выравнивается давление в полости среднего уха с давлением в окружающей среде.

Для нормального функционирования системы звукопроведения необходимо, чтобы по обе стороны барабанной перепонки было одинаковое давление. При несоответствии давления в полостях среднего уха и в наружном слуховом проходе натяжение барабанной перепонки меняется, акустическое (звуковое) сопротивление возрастает и слух понижается. Выравнивание давления обеспечивается вентиляционной функцией слуховой трубы. При глотании или зевании слуховая труба открывается и становится проходимой для воздуха. Учитывая, что слизистая оболочка среднего уха постепенно поглощает воздух, нарушение вентиляционной функции слуховой трубы ведет к повышению наружного давления над давлением в среднем ухе, что вызывает втяжение барабанной перепонки внутрь. Это приводит к нарушению звукопроведения и вызывает патологические изменения в среднем ухе.

Помимо вентиляционной, слуховая труба выполняет также защитную и дренажную функции. Защитная функция слуховой трубы обеспечивается слизистой оболочкой, которая в хрящевом отделе особенно богата слизистыми железами. Секрет этих желез содержит лизоцим, лактоферин, иммуноглобулины - все эти факторы препятствуют проникновению возбудителей в барабанную полость. Дренажную функцию слуховая труба выполняет благодаря наличию мерцательного эпителия, движения ресничек которого направлены в сторону глоточного устья трубы.

Барабанная перепонка и слуховые косточки. По законам физики, передача звуковых волн из воздуха в жидкие среды внутреннего уха сопровождается потерей до 99,9% звуковой энергии. Это связано с различным акустическим сопротивлением указанных сред. Структуры среднего уха - барабанная перепонка и рычажная система слуховых косточек - являются тем механизмом, который компенсирует потерю акустической (звуковой) энергии при переходе из воздушной среды в жидкую. Благодаря тому, что площадь основания стремени (3,2 мм 2) в окне преддверия значительно меньше рабочей

Рис. 5.23. Влияние соотношения площадей барабанной перепонки и основания стремени на увеличение силы звука

площади барабанной перепонки (55 мм 2), увеличивается сила звуковых колебаний за счет уменьшения амплитуды волн (рис. 5.23). Увеличение силы звука происходит также в результате рычажного способа сочленения слуховых косточек. В целом давление на поверхности окна преддверия оказывается примерно в 19 раз больше, чем на барабанной перепонке. Благодаря барабанной перепонке и слуховым косточкам воздушные колебания большой амплитуды и малой силы трансформируются в колебания перилимфы с относительно малой амплитудой, но большим давлением.

Слуховые мышцы. В барабанной полости расположены две самые миниатюрные мышцы человеческого тела: напрягающая барабанную перепонку и стременная. Первая из них иннервируется тройничным нервом, вторая - лицевым, и это определяет различие в раздражителях, вызывающих сокращение той и другой мышцы, и их неодинаковую роль. Обеспечивая оптимальное натяжение отдельных элементов звукопроводящего аппарата, эти мышцы регулируют передачу звуков разной частоты и интенсивности, и тем самым выполняют аккомодационную функцию. Защитная функция внутриушных мышц обеспечивается тем, что при воздействии звуков большой мощности мышцы рефлекторно резко сокращаются. Это в конечном счете приводит к уменьшению звукового давления, передаваемого перилимфе.

Слуховой паспорт.

Слуховой паспорт - таблица, куда заносятся данные речевых икамертональных исследований нарушений слухового анализатора пациента и здорового человека.

При формировании таблицы проводится пошаговое обследование слуха пациента:

  1. Выясняется наличие субъективного шума у пациента в процессе его физикального осмотра.
  2. Степень нарушения слуховой функции исследуется шепотом и разговорной речью.
  3. Если имеется подозрение на одностороннюю полную глухоту, применяются пробы с трещотками Барани.
  4. Определяется воздушная и костная проводимость обоих слуховых анализаторов с помощью набора камертонов.
  5. В заключении при составлении слухового паспорта проводятся опыты Вебера, Ринне и Швабаха.

Полученные данные сравниваются со слуховым паспортом здорового человека. На основе выявленных отклонений ставится предварительный диагноз и разрабатывается рациональный план лечения или коррекции имеющейся патологии. Более подробно расскажет о слуховом паспорте видео с лор-врачом, исследующим глухого пациента.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!