Логопедические игры для дошкольников. Дидактические игры в индивидуальной работе логопеда с дошкольниками картотека по логопедии на тему Игры для логопедов детских садов

« Цветут цветы »

Цель : познакомить детей с различными цветами и по­мочь усвоить их названия. Сравнивая цветы, дети учатся выделять их общие и индивидуальные признаки.

Ход : В игре принимают участие двое-четверо детей. Проводит взрослый. Ведущий раздает каждому по одной большой карте. Соответствующие этим картам меленькие карточки-цветы ведущий перемешивает и кладет на стол рисунками вниз. Затем, открывая по одной карточке, спрашивает: «Как называется этот цветок?», «У кого в букете есть такой цветок». Играющий говорит: «Это красная роза. Такая роза есть в моем букете.» Ответ правильный – ведущий отдает ему маленькую карточку. Неправильный – оставляет себе. Выигрывает тот, кто первым подберет все цветы к букету.

« Кому что нужно для работы? »

Цель : упражнять в классификации предметов, умении называть предметы, необходимые людям определенной профессии.

Ход : Воспитатель: Я буду называть человека по профессии, а вы скажете, что нужно ему для работы. «Сапожник!» - говорит в-ль. «Гвозди, молоток, кожа, сапоги, машинка.» - отвечают дети. Так же: врач, воспитатель, дворник, шофер, повар, летчик.

2 вариант: В-ль называет предметы для труда, а дети называют профессию.

« Дарю цветок »

Цель : познакомить детей с различными цветами и помочь усвоить их названия. Сравнивая цветы, дети учатся выделять их общие и индивидуальные признаки.

Ход : В игре участвуют трое-шестеро детей. Ведущий раздает большие карты-образцы букетов, которые они должны будут составить. Маленькие карточки перемешивает и раздает поровну. Участники рассматривают свои карточки-цветы и кладут их рисунками вниз на свои большие карты-букеты, не показывая другим. Обращаясь к любому участнику, каждый играющий по очереди дает ему одну из маленьких карточек, какой-нибудь цветок, кот-й не вошел в его букет, говорит: «Дарю тебе розу». А тот отвечает: «А я дарю тебе ирис». Обмен до тех пор, пока все участники не составят букеты.

« Какая, какой? »

Цель : учить согласовывать прилагательное с существительным в мужском, женском и среднем родах.

Ход : В игре принимают участие двое – четверо детей. Раскладываются картинки с изображением предметов различного рода. Ребенок берет любую картинку. На­пример, зонт. В-ль спрашивает: Зонт какой? Ребенок должен ответить: красный, красивый.

Например, груша. В-ль спрашивает: Груша какая? Ре­бенок отвечает: желтая, сочная, вкусная.(так же ср.р.)

« Что такого же цвета? »

Цель : учить детей использовать в речи прилагатель­ные, правильно согласовывая их с существительными в роде, числе, падеже.

Ход : Педагог показывает зеленый лист. Дети называют его цвет, а затем предметы того же цвета (так же ис­пользуют красный, синий, желтый, оранжевый, корич­невый и фиолетовый).

Усложнение: серый, черный, белый цвета.

« Назови одним словом »

Цель : учить употреблять в речи обобщающие понятия.

Ход : Воспитатель показывает карточку с изображением: морковь, свекла, лук, картофель, огурец, помидор, редиска. Дети должны назвать сначала каждый предмет, а затем назвать эти предметы одним словом. В данном случае – овощи.

Посуда: чашка, блюдце, чайник, сахарница, тарелка, молочник и т.д.

Транспорт: легковая машина, автобус, трактор, грузовая машина, экскаватор, троллейбус, трамвай и т.д.

Фрукты: яблоко, груша, лимон, ананас и т.д.

Так же поступить с темами домашние и дикие животные, игрушки, инструменты, цветы.

« У кого – кто? »

Цель : закрепить детенышей домашних и диких животных.

Ход : в игре участвуют двое детей. Воспитатель раскладывает карточки с изображением взрослых животных – мам. Дети называют их. Следом раскладываются карточки детенышей. Ребенок к каждой маме подбирает своего детеныша. А другой ребенок к детенышу подбирает маму.

« Чего не стало? »

Цель : учить употреблять в речи существительные родительного падежа единственного и множественного чисел.

Ход : воспитатель раскладывает пять, шесть картинок с изображением предметов разного рода сначала в единственном числе. Ребенок называет эти предметы.

Например: один помидор, одна груша, одно яблоко, одна морковь и один лимон. Ребенок закрывает глаза, а в это время воспитатель убирает одну карточку. Открыв глаза, ребенок угадывает – чего не стало? Ответ: не стало одного помидора. Так же играть с карточками, где предметы во множественном числе.

« Третий, четвертый, пятый лишний »

Цель : уточнить обобщающие понятия, развивать наблюдательность, память. Учить распознавать по единому признаку, развивать способности детей сравнивать, обобщать. Воспитывать любовь к живой природе.

Ход : перед ребенком лежит карточка с изображением предметов одной лексической темы, а один предмет лишний. Ребенок должен назвать вслух все предметы и ответить на вопрос – какой лишний.

Например: «четвертый лишний» - огурец, редиска, яблоко, капуста (лишний предмет – яблоко, это фрукт).

Аналогично с карточками «третий лишний» и «пятый лишний».

« Один, два, пять »

Цель

Ход : ребенок, глядя на картинку, считает один предмет, два и пять. Например: одно яблоко, два яблока, пять яблок. Одна конфета, две конфеты, пять конфет.

« Сосчитай и скажи »

Цель : упражнять в согласовании числительных с существительными в ж.р., м.р. и с.р.

Ход : ребенок, глядя на картинку, считает предметы.

Например: одна груша, две груши, три груши, четыре груши, пять груш.

« Чей хвост? »

Цель : учить детей использовать в речи притяжательные прилагательные.

Ход : разложены большие карточки с изображением диких и домашних животных без хвостов. На маленьких карточках только лишь хвосты этих животных. Ребенок подбирает хвостик к нужному животному.

« Назови слово »

Цель : автоматизация звука « Ц

Ход

« Назови слово »

Цель : автоматизация звука « З » в слове: в начале, в середине, в конце. Закрепление понятия «слово».

Ход : Ребенок перечисляет предметы и животных, которые изображены на диске – круге.

« Назови слово »

Цель : автоматизация звука « Ш » в слове: в начале, в середине, в конце. Закрепление понятия «слово».

Ход : Ребенок перечисляет предметы и животных, которые изображены на диске – круге.

« Прочитай по первым звукам »

Цель : закрепление навыков чтения, развитие внимания, мышления.

Ход : В игре 24 карточки с картинками и 96 карточек с буквами. Предложить прочитать слова по первым буквам картинок и составить их из набора букв. Можно также пользоваться набором букв и для составления других слов.

« Делим слова на слоги »

Цель : закрепление навыков звукового анализа слова, знакомство с ударением в словах, развитие памяти, внимания.

Ход : В игре 32 карточки с картинками и 16 карточек со схемами. Предложить назвать картинки и разделить слова на слоги. Карточки нужно разложить на больших картах таким образом: где вагончик с одним окошком – карточки со словами из одного слога, где с двумя – из двух слогов и т.д. Предложить ребенку подобрать схемы к словам.

« Собери башкирскую посуду »

Цель

Ход : Играют дети от пяти лет. В игре 18 карточек. Из них 9 разрезаны на части. В-ль говорит: «Разбилась посуда. Нужно из частей – осколков собрать целую.

« Башкирские узоры »

Цель : продолжать учить составлять целое из частей, развивать мышление, наблюдательность.

Ход : Игра для детей от шести лет. Входят в игру: 9 карточек – образцов и 144 маленьких квадратов. В-ль говорит: «Из маленьких квадратов с узорами нужно сложить узор по образцам.

« Узнай свой элемент »

Цель

Ход : Игра для детей от шести лет. Состоит из 6 больших карт и 36 маленьких карточек. В игре принимают участие 6, 3, 2 человека. Им раздаются большие карты. Маленькие карточки у ведущего. Ведущий открывает карточку и говорит: «Опиши элемент и найди его на большой карте» . Выигрывает тот, кто быстрее узнает и подберет свои элементы.

« Башкирское лото »

Цель : Развивать память, речь, мышление, наблюдательность.

Ход : Игра для детей от шести лет. Состоит из 7 больших и 56 маленьких карточек. Ведущий раздает большие карты играющим. Показывает маленькие карточки, задает вопросы: «Что это? К какой игре относится?» Неопознанные карточки откладываются. Выигрывает тот, кто быстрее закроет свою карту.

« Сотки ковер »

Цель : Развивать память, речь, мышление.

Ход : Игра для детей от пяти лет. Состоит из 7 больших карточек – образцов и 112 маленьких карточек, из которых нужно составить узор ковра.

«Лото» Цель : закр-ие сонорных звуков.

Кол-во играющих – от 2 до 6 человек. У каждого игрока по одной большой карте, у ведущего – мал-ие карточки. Ведущий показывает картинку, не называя ее. Игрок, у которого на большой карте имеется такая же картинка, должен ее назвать, четко выговаривая звуки. Если ребенок не знает названия картинки, ведущий называет ее сам., но при этом игрок не получает картинки, и она остается у ведущего. Так же поступает ведущий и по отношению к игроку, нечетко произнесшему название. Выигрывает тот, кто первым закроет все картинки на большой карте маленькими карточками, или тот, у кого в конце игры будет меньше незакрытых картинок.

«Фрукты и овощи», «Деревья и цветы», «Животные и птицы ». Цель : закр-ие сонорных звуков.

Для игр нужны мал-ие карточки по заявленным темам.

Играют 2 человека. Перед игрой договариваются, кто какие будет собирать карточки. Например: один с фруктами, другой с овощами.

Карточки с картинками выкладываются на столе перед детьми стопкой изображением вниз. Игроки по очереди открывают их. Если картинка подходящая, игрок должен ее назвать, четко выговаривая звуки. Ненужную картинку игрок кладет вниз, не называя ее. Если он ошибается при назывании изображения предмета или произносит его нечетко, картинка ему не выдается. Выигрывает тот, кто первым соберет 8 картинок по заданной теме.

«Наведи порядок»

Цель: закр-ие сонорных звуков.

Ход : перед игроком в беспорядке располагаются маленькие картинки нескольких тем. Он должен все картинки распределить по темам, а затем назвать обобщающим словом каждую группу предметов (овощи, деревья).

«Зашифруй картинки»

Цель:

Ход: играют от 2 до 6 человек. У игроков большие карты на пару звуков. У ведущего – маленькие карточки и фишки: синие для обозначения твердости звуков и зеленые для обозначения мягкости. Ведущий показывает карточку. Игрок, у которого есть такая же картинка на большой карте, должен ее назвать и определить, какой звук – твердый или мягкий – имеется в слове: Р или Рь, Л или Ль. Если ответ правильный, игроку дается маленькая карточка и фишка. В случае ошибки не выдается или карточка (если не названо слово) или фишка (если не определена твердость – мягкость). Выигрывает тот, у кого больше правильных ответов.

«Проверь по узору»

Цель: закреплять умение различать звуки.

Ход : играют от 2 до 6 чел. У игроков большие карты и набор фишек синего и зеленого цвета. Игроки выкладывают фишки на картинки, определяя, твердый или мягкий звук: Р или Рь, Л или Ль – есть в названии картинки. Правильность вып-я игроки проверяют по ключу, кот-й выдается им по окончании работы. За ошибку присуждается штрафное очко. Выигрывает тот, кто допустил меньше ошибок.

«Разложи овощи в нужные корзинки»

Цель: закр-ть умение различать звуки.

Ход : игрокам выдаются карточки с изобр-м букв Р (эр) и Л (эль). У ведущего – мал-ие карточки по теме «Овощи». Ведущий их показывает, а игроки называют нужные им картинки, пока не соберут по 8 штук. Выигрывает тот, кто первым соберет все картинки.

«Звуки поссорились»

Цель:

Ход : исп-ся маленькие карточки. Играют 2-6 чел. У каждого игрока по одной карточке с буквой и набор карточек из обеих групп со звуками Л и Р без ориентировки на лексические темы в кол-ве 8 штук. Игрокам предлагается разложить карточки на 2 группы в зависимости от наличия в словах – названиях картинок звуков Л и Р (звуки поссорились и не хотят жить в одной коробке). При этом дети не должны называть вслух картинки. Выигрывает тот, кто раньше всех правильно разложил свои картинки.

«Лишняя картинка»

Цель: развитие фонематических представлений.

Ход : В качестве «лишней» картинки выступает такая, в названии которой отсутствует нужный звук. Лекс. тема в данной игре значения не имеет. Например, 3 картинки со звуком Л и 1 со звуком Р и наоборот.

Также берутся мягкие варианты Ль и Рь.

«Подбери картинки к схемам»

Цель: нахождение места звука по трем позициям (начало, середина, конец слова)

Ход : играют 2-4 чел. У игроков – схемы, показывающие положение звука в слове по трем позициям и буквы Л (эль) и Р (эр). У ведущего мал-ие карточки с картинками, в названиях которых звуки Л и Р находятся в разных позициях в слове, по 3 картинки на каждую позицию для играющего. Ведущий показывает картинки каждому игроку по очереди, и тот должен правильно определить наличие звука и его позицию в слове. Выигрывает тот, кто раньше соберет все нужные картинки.

«Мои любимые сказки»

Цель : развитие памяти внимания, мышления, речи.

Ход : Цветные мал-е карточки у взрослого, а черно-белые у детей. За черными силуэтами спрятаны заколдованные персонажи любимых сказок.Чтобы их расколдовать, нужно угадать, кто же нарисован на карточках. Внимательно посмотрите. Тот, кто узнал своего героя, называет его и те сказки, в кот-х встречается. Ведущий отдает игроку цветную карточку, которой тот закрывает силуэт. Выигрывает тот, кто первым закрыл все силуэты.

«Какой сок?»

Цель : учить образовывать прилагательное от существительного, учить детей использовать в речи прилагательные, относит-ые прилагательные, закрепить овощи, фрукты.

Ход: воспитатель показывает картинку, ребенок называет овощ или фрукт, изображенный на картинке. «Яблоко» - говорит ребенок. Из яблока получается какой сок? Яблочный.

«Где чей дом?»

Цель : упражнять в классификации диких и домашних животных, учить распознавать их по единому признаку, закрепить знания о животных. Развивать внимание, мышление. Воспитывать любовь к живой природе.

«Радужный хоровод»

Цель : упражнять в умении рассказывать о цвете сарафанов и кокошников у матрешек. Закрепить порядковый счет, знание цветов радуги в их последовательности.

Анна Романченко

С ребенком надо делать все через игру…

Д. Б. Эльконин

Вспомните, как загораются глаза у малышей, какое нетерпеливое ожидание чего-то приятного, радостного светится в них, когда вы говорите: «А сейчас мы с вами, ребята, поиграем в одну интересную игру!» здесь даже не нужно быть тонким психологом, чтобы понять, какое громадное и особое место занимает игра в жизни ребенка.

Поэтому одной из главных задач учителя-логопеда это - заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе коррекции речи. А для этого занятия должны быть не скучными уроками, а интересной игрой. А. С. Макаренко говорил: «У ребенка есть страсть к игре, и надо ее удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра».

Игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста, одна из характерных закономерностей детского развития. Игра, как форма деятельности ребенка, способствует развитию у него психических процессов, личностных черт, интеллекта.

Федеральный государственный образовательный Стандарт дошкольного образования разработан впервые в Российской истории в соответствии с требованиями вступившего в силу 1 сентября 2013 году Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации». И главная задача Стандарта дошкольного образования – вернуть игровую деятельность и статус развивающих игровых занятий в детском саду. Ведь воспитание, развитие и обучение проходит через игру, причем не принудительную, а учитывающую способности и интересы детей, научат умению свободно общаться в коллективе сверстников, комфортно проживать в социуме.

В последнее время увеличилось количество детей с речевой патологией. Кроме непосредственного нарушения звукопроизношения, у детей диагностируются нарушения остальных компонентов речевого процесса: бедность словаря, аграмматичность фраз, низкий уровень развития связной речи и т. д. Страдает также психическая база речи: внимание, память, мышление.

Таким образом, большую помощь в работе с детьми с речевыми нарушениями могут обеспечить игровые технологии.

Поэтому на логопедических занятиях широко используются дидактические игры (с предметами, настольно-печатные, словесные, игры с движениями, сюжетные, ролевые игры, игры-драматизации.

Дидактическая игра – это игра, предназначенная для обучения. Это игры с правилами, специально создаваемые педагогикой в целях обучения и воспитания детей.

Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности, она активизирует психические процессы, вызывает у дошкольников живой интерес к процессу познания. Александр Владимирович Запорожец, оценивая роль дидактической игры, подчеркивал: «Нам необходимо добиться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка».

Выделяют несколько видов дидактических игр:

Игры – путешествия призваны усилить впечатление, обратить внимание детей на то, что находится рядом. Они обостряют наблюдательность, обличают преодоление трудностей. В этих играх используются многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение способов ее решения, поэтапное решение задач и т. д.

Игры – поручения по содержанию проще, а по продолжительности – короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения.

Игры – предположения («что было бы, если…»). Перед детьми ставится задача и создается ситуация, которая требует осмысления последующего действия. При этом активизируется мыслительная деятельность детей, они учатся слушать друг друга.

Игры – загадки. В основе их лежит проверка знаний, находчивости. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы.

Игры – беседы. В основе их лежит общение. Основным является непосредственность переживаний, заинтересованность, доброжелательность. Такая игра предъявляет требования к активизации эмоциональных и мыслительных процессов. Она воспитывает умение слушать вопросы и ответы, сосредоточить внимание на содержании, дополнять сказанное, высказывать суждения.

Дидактическая игра имеет свою структуру, включающая несколько компонентов. Основной компонент - дидактическая (обучающая) задача. Игровые действия – это способы проявления активности ребенка в игровых целях. Правила – обеспечивают реализацию игрового содержания. Они делают игру демократичной – им подчиняются все участники игры.

Между обучающей задачей, игровыми действиями и правилами существует тесная связь. Обучающая задача определяет игровые действия, а правила помогают осуществить игровые действия и решить задачу.

По некоторым направлениям логопедической работы я подобрала игры, которые использую на занятиях. О некоторых из них я расскажу.

Большое внимание уделяю разделу «Звукопроизношение», т. к. при проведении работы по автоматизации, дифференциации звука и введения его в речь работа должна быть разнообразной и не наскучить ребёнку.

1. Дидактическая игра «Звуковой кубик»

На каждой стороне куба расположены картинки, в названиях которых находится автоматизируемый звук. Ребёнок рассматривает картинки и четко проговаривает слова. Задачу можно изменить в зависимости от этапа работы над звуком. Например: Составь предложение с данным предметом и проговори его, чётко выделяя звуки.

2. Дидактическая игра «Угости Зою конфетами»

Цель: автоматизация звука [З] в словах.

Ход игры: Девочка Зоя очень любит сладости. Давай угостим Зою. Ты возьмешь конфетку и назовешь картинку. Если в этом слове есть звук [З]– конфета достанется Зое, если нет – то конфета останется у меня (или если ты четко произнесешь этот звук)

3. Дидактическая игра «Медвежонку снятся сны»


Цель: автоматизация звука [Л] в словах.

Ход игры: Медвежонок сладко спит и ему снятся сны. Давай посмотрим, что ему приснилось. Бери облачко - сон и назови, что ты видишь на картинке, четко произноси звук [Л].

4. Дидактическая игра «День рождение Карлсона»


Цель: автоматизация звука [Р] в словах.

Ход игры: У Карлсона - День рождения. Он пригласил много друзей. Как ты думаешь, кто пришел на праздник к Карлсону? (ответ ребенка). Они принесли много подарков. Давай посмотрим, что в этих коробочках. Называй картинки, четко произнося звук [Р].

5. Дидактическая игра «Игры – бродилки на автоматизацию звуков»


Цель: автоматизация звуков. Задачи: корригирование звукопроизношения, развитие фонематического слуха, развитие мелкой моторики (с использованием камешков Марблс, можно использовать пуговицы, фишки, бусины и т. д)

Ребенок называет картинку, четко произнося звук, и кладет на него камушек.

Ту же самую функцию выполняет игра «Логопедическая улитка», можно еще добавить задание – составить предложение с данной картинкой или определить местонахождение звука в слове или разделить слово на слоги.

6. Игра «Собери букву».

Цель: закрепление знаний о буквах, развитие наглядно – действенного мышления, а также предупреждение ошибок в печатании букв.


Ход игры: Ребенок собирает разрезную букву, затем называет картинки на этот звук.

С помощью дидактических игр проводится работа и по закреплению навыков словоизменения и словообразования, слоговой структуры слова, активизация словаря и развитие связной речи.

1. Дидактическая игра «Радуга»


Цель: закрепление согласования прилагательного и существительного.

Ребенку дается картинка с изображением радуги. Уточняется название цветов радуги. Ребенок получают предметные картинки разного цвета. Нужно подобрать картинки к каждому цвету радуги.

Дети распределяют картинки под цветами радуги и называют цвета предметов: помидор красный, апельсин оранжевый, лимон желтый, солнце желтое, лист зеленый, трава зеленая, небо голубое, незабудки синие, василек синий.

2. Дидактическая игра «Чья одежда – мамина или Танина?»


Цель: упражнение в образовании притяжательных прилагательных, обогащение словаря на тему «Одежда, обувь, головные уборы».

Ход игры:

Взрослый выставляет картинки с изображением шкафов, картинки предметов одежды и обуви. Дети выбирают картинку, рассказывают, чей это предмет одежды и раскладывают по шкафам.

Это синее платье Танино.

Эта красная шляпа мамина.

Эти зеленые резиновые сапоги Танины и т. д.

3. Дидактическая игра «Слоговая ромашка».


Цель: развивать умение детей делить слова на слоги.

Ход игры: Дети должны собрать лепестки к ромашкам, в названии которых различное количество слогов. Логопед раздает играющим детям лепестки и говорит:

Но подумай хорошо, сидя на травинке,

Подойдет ли лепесток к этой сердцевинке,

Их непросто подобрать:

Когда лепестки собраны, логопед говорит:

Молодцы, но все же нужно

Повторить картинки дружно. (дети все вместе называют картинки на каждой ромашке.

4. Дидактическая игра «Назови профессию»


Цель: закрепление названий профессий, обогащение словаря по теме

Ход игры: ребенок называет профессию и подбирает картинки с предметами, которые нужны этому человеку.

И наоборот, игра «Угадай, кому нужны эти предметы».


А теперь давайте поиграем с вами в игру «Слоговая ромашка».

И в заключение, хочу сказать: в современной логопедии дидактическая игра создается педагогом специально в обучающих целях. В дидактической игре ребенок не только получает новые знания, но также обобщает и закрепляет их. Дидактическая игра выступает одновременно как вид игровой деятельности и форма организации взаимодействия логопеда с ребенком. В этом и состоит ее своеобразие.

Таким образом, использование дидактических игр в работе логопеда, способствуют и развитию речевой активности детей, и повышению результативности коррекционной работы. Необходимо помнить, что развитие в ходе игровой деятельности речи дошкольников - попытка учить детей светло, радостно, без принуждения.

Логопедические игры для детского сада

Червякова Татьяна Васильевна, учитель-логопед МДОУ детский сад "Родничок" пгт Свеча Кировской области
Описание работы: Предлагаю вашему вниманию дидактические игры и упражнения по лексическим темам «Одежда», «Обувь», «Головные уборы». Игры предназначены для детей старшего дошкольного возраста. В ходе игр дети в занимательной форме упражняются в словообразовании и словоизменении. Игры могут быть использованы для индивидуальной и подгрупповой работы. Данный материал будет полезен учителям-логопедам дошкольных учреждений, воспитателям, а также родителям при проведении игры в домашних условиях.
Цель: закрепление полученных знаний на занятиях в занимательной игровой форме.
Задачи:
- проверить знания, умения и навыки детей по теме;
- учить применять их в практической деятельности – игре;
- воспитывать интерес к речевым играм.

Игра «Чья одежда – мамина или Танина?»

Цель: упражнять в образовании притяжательных прилагательных.
Игровой материал.
- картинки с предметами взрослой и детской одежды и обуви

- картинки двух шкафов:
Шкаф для маминой одежды и шкаф для Таниной одежды.


Ход игры:
Взрослый выставляет на доску картинки с изображением шкафов, картинки предметов одежды и обуви. Дети подходят к доске выбирают картинку, рассказывают, чей это предмет одежды и раскладывают по шкафам.


- Это длинное платье мамино.
- Это синее платье Танино.
- Эта розовая блузка Танина.
- Эта белая блузка мамина.
- Эти чёрные брюки мамины.
- Эти сиреневые брюки Танины.
- Эта пышная юбка Танина.
- Эта узкая юбка мамина и т.д.

Игра «Подбери признак»

Цель: упражнять в подборе прилагательных к существительным.

Ход игры: Ребёнок называет предмет одежды, а затем подбирает признаки к данному предмету одежды, например,
платье – красивое, длинное, вечернее, нарядное.

Ребенку необходимо подобрать не менее 3 признаков.

Игра «Назови ласково»

Цель: упражнять детей в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами –чик-, -ечк-,- очк-, -еньк-, -оньк-.
Ход игры: Взрослый называет предмет маминой одежды или обуви, а ребенок - Таниной, причём называет его ласково, например,
- У мамы платье, а у Тани … платьице .
- У мамы туфли, а у Тани … туфельки.
- У мамы брюки, а у Тани … брючки.
- У мамы куртка, а у Тани … курточка .

Игра «Что из чего?»

Цель: упражнять в образовании относительных прилагательных.
Ход игры: Взрослый сообщает:
- У мамы и у Тани много одежды. Она сшита из разных тканей. Давайте расскажем, из чего и какие бывают предметы одежды.
- Платье из шёлка (какое?) – шёлковое.
- Кофта из шерсти (какая?) – шерстяная.
- Сапоги из кожи (какие?) – кожаные.
- Сапоги из резины (какие?) – резиновые.
- Пальто из драпа (какое?) – драповое.
- Брюки из вельвета (какие?) – вельветовые.

Игра «Один - много»

Цель: формирование навыка образования форм существительного в родительном падеже множественного числа.
Ход игры: Ребенку предлагается назвать предмет одежды со словом много, например,
- У мамы одно платье, а у Тани много платьев .
- У мамы одна юбка, а у Тани много юбок...

Игра «Два – две»»

Цель: упражнять в умении согласовывать числительные два, две с существительными.
Ход игры: Взрослый предлагает ребёнку ответить на вопросы:
- О чём можно сказать два?
- Два платья, два пальто, два плаща…
- О чём можно сказать две?
- Две футболки, две шубы, две куртки, две юбки, две кофты…

Игра «Считай и называй»

Цель: упражнять в согласовании числительных с существительными.
Ход игры: Взрослый показывает карту с изображением предметов одежды, обуви, головных уборов и предлагает ребёнку помочь Тане сосчитать вещи.


Например,
Одна шапка, две шапки, три шапки, четыре шапки, пять шапок.
Одна куртка, две куртки … пять курток.
Одна пара сапог, две пары сапог, три пары сапог … шесть пар сапог.

Игра «Скажи наоборот»

Цель: упражнять детей в подборе слов, противоположных по значению (антонимов).
Ход игры. Взрослый предлагает ребёнку ответить наоборот:
Чистые ботинки – … грязные ботинки;
Новые сапоги – … старые сапоги;
Широкая юбка – … узкая юбка;
Длинное пальто – … короткое пальто;
Белый пиджак – … черный пиджак.

Игра «Разложи по полочкам»

Цель: упражнять в классификации предметов одежды, обуви и головных уборов.
Ход игры. Взрослый показывает картинку шкафа с полками и сообщает:
- Посмотрите – это шкаф. Каждый предмет в нём имеет своё место: головные уборы хранятся на верхней полочке, обувь – на нижней, а одежда – на средней. Давайте разложим картинки с изображением различных предметов одежды, обуви и головных уборов по своим местам.


Дети раскладывают картинки и объясняют:
- шапку я положу на верхнюю полку, потому что это – головной убор;
- кофту положу на среднюю полку, потому что это – одежда;
- тапки положу на нижнюю полку, потому что это – обувь ….

Игра «Мой, моя, моё»

Цель: упражнять в согласовании существительных с притяжательными местоимениями мой, моя, мои, моё.
Ход игры: Взрослый раскладывает на столе предметы одежды и обуви. Предлагает ребёнку внимательно посмотреть на них и сказать, к какому предмету подходит слово «мой», «моя», «мои», «моё».
Мой (что?) – свитер, сарафан, шарф, костюм…
Моя (что?) – куртка, кофта, шуба, юбка …
Мои (что?) – сапоги, туфли, шорты, брюки…
Моё (что?) – платье, пальто…

Игра «Четвёртый лишний»

Цель: активизировать словарь детей по теме, развивать мыслительную деятельность, внимание.
Ход игры. Взрослый показывает ребёнку картинки, просит назвать их, указать в каждом ряду лишнюю картинку и объяснить, почему она лишняя.

Предлагаем некоторые дидактические игры, которые можно использовать в работе логопедам на индивидуальных занятиях, а также для закрепления воспитателям и родителям.

Дидактическая игра «Речевой кубик»

На каждой стороне куба расположена группа картинок - наклеек, в названиях которых находится автоматизируемый звук. На одной стороне звуки С,З,Ц, на другой Ш,Ж,Ч на третьей- Л,ЛЬ, далее- звуки Р,РЬ, и две стороны на дифференциацию звуков С -Ш, З-Ж, и Р -Л, РЬ-ЛЬ. Ребёнок рассматривает картинки и проговаривает слова. Задачу можно изменить в зависимости от этапа работы над звуком. Например: Составь предложение с данным предметом и проговори его, чётко выделяя звуки.

Дидактическая игра «Логопедическая гармошка»

Игра выполнена из цветного картона, на каждом сгибе «гармошки» наклеены картинки на автоматизируемый звук. Картинки можно вырезать из не нужных книг и журналов. Ребёнок переворачивает грани гармошки и называет картинку на автоматизируемый звук.



Дидактическая игра «Назови игрушку»

Игрушки небольшого размера подобраны и помещены в коробки по группам: свистящие звуки, шипящие звуки, звуки Л, Ль, звуки Р, Рь. Предназначены для автоматизации звуков в словах, предложениях, рассказах - описаниях игрушек.

Дидактическая игра «Кубик на кубик»

Игра выполнена из картона и цветной бумаги в виде кубика и квадратов с картинками. Детям предлагается разложить картинки по количеству частей в слове. Вверху слово из одного слога, ниже два слова из двух слогов, ниже три слова из трёх, и в самом низу четыре карточки с картинками из четырёх слогов. Можно отрабатывать автоматизацию в словах.

Дидактическая игра: «Кто где живет?»

Цель: углубить и расширить знания детей о животных, об их жилищах;

научиться различать понятия «домашние» и «дикие» животные;

развивать познавательный интерес, воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: изображение лисы, волка, медведя, зайца, белки, собаки; дома - норы, логова, будки, дупла, берлоги, корни деревьев.

Вариант 1. У каждого ребенка на столе лист бумаги, на котором нужно разместить животных. Логопед читает загадки, а дети разгадывают и подбирают рисунок-отгадку (свободное расположение на листе).

Лает, кусает,

И в дом не пускает. (Собака)

Затаился он, умолк.

Грозный зверь конечно, ... (Волк)

Кто летом гуляет,

А зимой отдыхает. (Медведь)

Зверек маленький,

Зимой беленький,

Летом серенький. (Заяц)

Я рыжая, низкого роста,

Хитрая я и длиннохвостая. (Лиса)

Дети размещают на листе изображения домов. Карандашами разного цвета проводят «дорожки» от зверя к его дому (рассказать, дорожкой какого цвета можно дойти до дома животных).

Вариант 2. На демонстрационном панно на доске дети закрепляют рисунки животных рядом с их домами, отвечают на вопрос в соответствии с темой «Кто, где живет?» (правильное согласование слов в предложении). Рассказывают, каких животных считают дикими, а каких животных домашними.

Дидактическая игра «День рождения»

(для развития грамматического строя речи)

Цель: научить детей использовать в речи простые распространенные предложения с приложением в дательном или родительном падеже. научить правильно строить предложения;

развивать умение логически мыслить, выражать связно свои мысли, наблюдательность, развивать мелкую моторику рук детей.

Оборудование: фланелеграф, рисунки с изображением животных (еж, лось, белка, заяц, медведь, лиса) и лакомства (грибы, яблоко, сено, мед, капуста, морковь, орехи, рыба).

Логопед: Сегодня у ежа день рождения. Он пригласил к себе в гости лесных зверей и хочет угостить их (на фланелеграф прикреплены рисунки). Догадайтесь, кому он приготовил сено, капусту, морковь, грибы, яблоко (еж и себя не забыл!). Для кого еж приготовил мед, орехи, рыбу?

Дидактическая игра «С какого дерева плоды?»

Цель: научить различать понятия «дикорастущие» и «садовые» деревья;

расширять знания воспитанников о природе, воспитывать бережное отношение к ней;

развивать познавательный интерес, мелкую моторику рук детей.

Оборудование: лото с изображением дикорастущих и садовых деревьев, листьев, плодов.

Кто на зиму раздевается,

А на лето одевается? (Дерево)

Вот и лес, дубы большие,

И березки белоликие,

Рябина, ясень, клен.

Встречайте, люди, нас,

Мы приехали для Вас!

Дети собирают карточки с изображением деревьев, называя логопеду, рассказывают, где растут эти деревья.

Мои листья замысловатые,

И не похожи на кружочки.

Мои листья, как ладони,

Растопырили пять пальцев. (Листья каштана)

Дети рассматривают изображения листьев других деревьев. Логопед обращает внимание детей на «листочки» елки.

Загадки о деревьях и плодах

На «я» начинается,

На «я» кончается,

В саду растет,

Вкусные плоды дает. (Яблоня)

У меня платье зелененькое,

И гибкие, нежные веточки,

Белая кора, тоненькая...

Как зовут меня, ребята (Береза)

Живет себе один отец и тысячи сыновей имеет,

Всем сыновьям шапки раздает. (Дуб и желуди)

Дети работают с карточками (на карточках изображено дерево, с бумажным карманом), детям выдают маленькие карточки с изображением плодов различных деревьев, объясняют, что нужно собрать в карманы плоды соответственно каждому дереву. Далее каждый ребенок выходит к доске, размещает свою картинку и рассказывает о своем дереве.

Дидактическая игра «Смотри-не ошибись»

Цель: обогащать словарный запас, стимулировать речевую уверенность, активность;

развивать умение наблюдать, логически мыслить, анализировать ситуацию, развивать зрительную память и внимание, мелкую моторику рук детей.

Оборудование: ситуационные рисунки, где отсутствует предмет. (Мальчик рубит дрова, а топора нет.

Девочка рисует в альбоме, а карандаша нет.

Дети слепили снеговика, а носа-морковки нет.

Дети играют в футбол, а мяча нет.)

Предметные рисунки: топор, карандаш, морковь.

Найти ошибки, которые сделал художник. (Курица гуляет с утятами.

На дереве растут арбузы.

Стоит автомобиль, а вместо шин - цветные шарики.)

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!