Функциональное состояние организма (ФСО). Функциональные и психические состояния Состояние системы дыхания

Сон - жизненно необходимое периодически наступающее особое функциональное состояние, характеризующееся специфическими электрофизиологическими, соматическими и вегетативными проявлениями.

Известно, что периодическое чередование естественного сна и бодрствования относится к так называемым циркадианным ритмам и во многом определяется суточным изменением освещенности. Человек примерно треть своей жизни проводит во сне, что обусловило давний и пристальный интерес у исследователей к этому состоянию.

Теории механизмов сна. Согласно концепции 3. Фрейда, сон - это состояние, в котором человек прерывает сознательное взаимодействие с внешним миром во имя углубления в мир внутренний, при этом внешние раздражения блокируются. По мнению 3. Фрейда, биологической целью сна является отдых.

Гуморальная концепция основную причину наступления сна объясняет накоплением продуктов метаболизма во время периода бодрствования. Согласно современным данным, большую роль в индуцировании сна имеют специфические пептиды, например пептид «дельта-сна».

Теория информационного дефицита основной причиной наступления сна полагает ограничение сенсорного притока. Действительно, в наблюдениях на добровольцах в процессе подготовки к космическому полету было выявлено, что сенсорная депривация (резкое ограничение или прекращение притока сенсорной информации) приводит к наступлению сна.

По определению И. П. Павлова и многих его последователей, естественный сон представляет собой разлитое торможение кортикальных и субкортикальных структур, прекращение контакта с внешним миром, угашение афферентной и эфферентной активности, отключение на период сна условных и безусловных рефлексов, а также развитие общей и частной релаксации. Современные физиологические исследования не подтвердили наличия разлитого торможения. Так, при микроэлектродных исследованиях обнаружена высокая степень активности нейронов во время сна практически во всех отделах коры большого мозга. Из анализа паттерна этих разрядов был сделан вывод, что состояние естественного сна представляет иную организацию активности головного мозга, отличающуюся от активности мозга в состоянии бодрствовани

24. Фазы сна: «медленная» и «быстрая» (парадоксальная) по показателям ЭЭГ. Структуры мозга, участвующие в регуляции сна и бодрствования.

Наиболее интересные результаты были получены при проведении полиграфических исследований во время ночного сна. Во время таких исследований в течение всей ночи непрерывно на многоканальном регистраторе записывают электрическую активность мозга - электроэнцефалограмму (ЭЭГ) в различных точках (чаще всего в лобных, затылочных и теменных долях) синхронно с регистрацией быстрых (БДГ) и медленных (МДГ) движений глаз и электромиограммы скелетной мускулатуры, а также ряд вегетативных показателей - деятельности сердца, пищеварительного тракта, дыхания, температуры и т. д.

ЭЭГ во время сна. Открытие Е. Азеринским и Н. Клейтманом явления «быстрого», или «парадоксального», сна, во время которого были обнаружены быстрые движения глазных яблок (БДГ) при закрытых веках и общей полной мышечной релаксации, послужило основанием для современных исследований физиологии сна. Оказалось, что сон представляет собой совокупность двух чередующихся фаз: «медленного», или «ортодоксального», сна и «быстрого», или «парадоксального», сна. Название этих фаз сна обусловлено характерными особенностями ЭЭГ: во время «медленного» сна регистрируются преимущественно медленные волны, а во время «быстрого» сна - быстрый бета-ритм, характерный для бодрствования человека, что дало основание называть эту фазу сна «парадоксальным» сном. На основании электроэнцефалографической картины фазу «медленного» сна в свою очередь подразделяют на несколько стадий. Выделяют следующие основные стадии сна:

стадия I - дремота, процесс погружения в сон. Для этой стадии характерна полиморфная ЭЭГ, исчезновение альфа-ритма. В течение ночного сна эта стадия обычно непродолжительна (1- 7 мин). Иногда можно наблюдать медленные движения глазных яблок (МДГ), при этом быстрые их движения (БДГ) полностью отсутствуют;

стадия II характеризуется появлением на ЭЭГ так называемых сонных веретен (12-18 в секунду) и вертекс-потенциалов, двухфазовых волн с амплитудой около 200 мкВ на общем фоне электрической активности амплитудой 50-75 мкВ, а также К-комплексов (вертекс-потенциал с последующим «сонным веретеном»). Эта стадия является наиболее продолжительной из всех; она может занимать около 50 % времени всего ночного сна. Движения глаз не наблюдаются;

стадия III характеризуется наличием К-комплексов и ритмической активностью (5-9 в секунду) и появлением медленных, или дельта-волн (0,5-4 в секунду) с амплитудой выше 75 мкВ. Суммарная продолжительность дельта-волн в этой стадии занимает от 20 до 50 % от всей III стадии. Отсутствуют движения глаз. Довольно часто эту стадию сна называют дельта-сном.

Стадия IV - стадия «быстрого», или «парадоксального», сна характеризуется наличием десинхронизированной смешанной активности на ЭЭГ: быстрые низкоамплитудные ритмы (по этим проявлениям напоминает стадию I и активное бодрствование - бета-ритм), которые могут чередоваться с низкоамплитудными медленными и с короткими вспышками альфа-ритма, пилообразными разрядами, БДГ при закрытых веках.

Ночной сон обычно состоит из 4-5 циклов, каждый из которых начинается с первых стадий «медленного» сна и завершается «быстрым» сном. Длительность цикла у здорового взрослого человека относительно стабильна и составляет 90-100 мин. В первых двух циклах преобладает «медленный» сон, в последних - «быстрый», .а «дельта»-сон резко сокращен и даже может отсутствовать.

Продолжительность «медленного» сна составляет 75-85 %, а «парадоксального» - 15-25 % от общей продолжительности ночного сна.

Мышечный тонус во время сна. На протяжении всех стадий «медленного» сна тонус скелетной мускулатуры прогрессивно падает, в «быстром» сне мышечный тонус отсутствует.

Вегетативные сдвиги во время сна. Во время «медленного» сна замедляется работа сердца, урежается частота дыхания, возможно возникновение дыхания Чейна - Стокса, по мере углубления «медленного» сна может быть частичная обструкция верхних дыхательных путей и появление храпа. Секреторная и моторная функции пищеварительного тракта по мере углубления «медленного» сна уменьшаются. Температура тела перед засыпанием снижается и по мере углубления «медленного» сна это снижение прогрессирует. Полагают, что снижение температуры тела может являться одной из причин наступления сна. Пробуждение сопровождается повышением температуры тела.

В «быстром» сне частота сердцебиений может превышать частоту сердцебиений в бодрствовании, возможно возникновение различных форм аритмий и значительное изменение АД. Полагают, что сочетание этих факторов может привести к внезапной смерти во время сна.

Дыхание нерегулярное, нередко возникает длительное апноэ. Терморегуляция нарушена. Секреторная и моторная активность пищеварительного тракта практически отсутствует.

Для стадии «быстрого» сна очень характерно наличие эрекции полового члена и клитора, которая наблюдается с момента рождения.

Полагают, что отсутствие эрекции у взрослых свидетельствует об органических поражениях головного мозга, а у детей приведет к нарушению нормального сексуального поведения во взрослом состоянии.

Функциональное значение отдельных стадий сна различно. В настоящее время сон в целом рассматривают как активное состояние, как фазу суточного (циркадианного) биоритма, выполняющую адаптивную функцию. Во сне происходит восстановление объемов кратковременной памяти, эмоционального равновесия, нарушенной системы психологических защит.

Во время дельта-сна происходит организация информации, поступившей в период бодрствования с учетом степени ее значимости. Предполагают, что во время дельта-сна происходит восстановление физической и умственной работоспособности, что сопровождается мышечной релаксацией и приятными переживаниями; важным компонентом этой компенсаторной функции является синтез белковых макромолекул во время «дельта»-сна, в том числе в ЦНС, которые в дальнейшем используются во время «быстрого» сна.

В начальных исследованиях «быстрого» сна было обнаружено, что при длительной депривации «быстрого» сна происходят значительные изменения психики. Появляется эмоциональная и поведенческая расторможенность, возникают галлюцинации, паранояльные идеи и другие психотические явления. В дальнейшем эти данные не подтвердились, но было доказано влияние депривации «быстрого» сна на эмоциональный статус, устойчивость к стрессу и механизмы психологической защиты. Более того, анализ многих исследований показывает, что депривация «быстрого» сна имеет полезный терапевтический эффект в случае эндогенной депрессии. «Быстрый» сон играет большую роль в снижении непродуктивного тревожного напряжения.

Сон и психическая деятельность, сновидения. При засыпании утрачивается волевой контроль за мыслями, нарушается контакт с реальностью и формируется так называемое регрессивное мышление. Оно возникает при уменьшении сенсорного притока и характеризуется наличием фантастических представлений, диссоциацией мыслей и образов, отрывочных сцен. Возникают гипнагогические галлюцинации, которые представляют собой серии зрительных застывших образов (типа слайдов), при этом субъективно время течет значительно быстрее, чем в реальном мире. В «дельта»-сне возможны разговоры во сне. Напряженная творческая деятельность резко увеличивает продолжительность «быстрого» сна.

Первоначально было установлено, что сновидения возникают в «быстром» сне. Позднее было показано, что сновидения характерны и для «медленного» сна, особенно для стадии «дельта»-сна. Причины возникновения, характер содержания, физиологическая значимость сновидений давно привлекали внимание исследователей. У древних народов сновидения были окружены мистическими представлениями о потусторонней жизни и отождествлялись с общением с умершими. Содержанию сновидений приписывались функции толкований, предсказаний или предписаний к последующим действиям или событиям. Множество исторических памятников свидетельствует о значительном влиянии содержания сновидений на бытовую и социально-политическую жизнь людей практически всех древних культур.

В античную эпоху истории человечества сновидения интерпретировались также в их связи с активным бодрствованием и эмоциональными потребностями. Сон, как определял Аристотель, является продолжением душевной жизни, которой живет человек и в бодрствующем состоянии. Задолго до психоанализа 3. Фрейда Аристотель полагал, что сенсорная функция редуцируется во сне, уступая чувствительности сновидений к эмоциональным субъективным искажениям.

И. М. Сеченов называл сновидения небывалыми комбинациями бывалых впечатлений.

Сновидения видят все люди, однако многие их не помнят. Полагают, что в одних случаях это связано с особенностями механизмов памяти у конкретного лица, а в других случаях это является своеобразным механизмом психологической защиты. Происходит как бы вытеснение неприемлемых по содержанию сновидений, т. е. мы «стараемся забыть».

Физиологическое значение сновидений. Оно заключается в том, что в сновидениях используется механизм образного мышления для решения проблем, которые не удалось решить в бодрствовании с помощью логического мышления. Ярким примером может служить известный случай с Д. И. Менделеевым, который «увидел» структуру своей знаменитой периодической системы элементов во сне.

Сновидения являются механизмом своеобразной психологической защиты - примирения нерешенных конфликтов в бодрствовании, снятия напряжения и тревоги. Достаточно вспомнить пословицу «утро вечера мудренее». При решении конфликта во время сна происходит запоминание сновидений, в противном случае сновидения вытесняются или возникают сновидения устрашающего характера - «снятся одни кошмары».

Сновидения у мужчин и женщин различаются. Как правило, в сновидениях мужчины более агрессивны, в то время как у женщин в содержании сновидений большое место занимают сексуальные компоненты.

Сон и эмоциональный стресс. Исследования показали, что эмоциональный стресс существенно влияет на ночной сон, изменяя продолжительность его стадий, т. е. нарушая структуру ночного сна, и изменяет содержание сновидений. Наиболее часто при эмоциональном стрессе отмечают сокращение периода «быстрого» сна и удлинение латентного периода засыпания. У испытуемых перед экзаменом сокращалась общая продолжительность сна и отдельных его стадий. У парашютистов перед сложными прыжками увеличиваются период засыпания и первая стадия «медленного» сна.

Задача 1

10-летнему мальчику с развившейся отечностью лица через 3 недели после поражения миндалин острой инфекцией поставлен диагноз: гломерулонефрит (воспаление клубочков почек).

Результаты исследования:

Вопросы:

В 1) Нарушение каких процессов мочеобразования при заболевании почек приводит к появлению белка в моче?

СС 2) Опишите возможные механизмы возникновения отеков и причину отека у этого мальчика.

СС, К 3)Что представляет собой онкотическое давление крови, его величина и роль в развитии отеков?

СС 4)Прокомментируйте величину АД? Какие основные факторы в норме определяют величину АД? Каковы возможные причины его повышения?

П, В, ОВ 5) Какие причины могут привести к снижению уровня белка в крови? Какие из них наиболее вероятны в данном случае?

Вариант № 1

1. Какая наука изу­ча­ет вза­и­мо­от­но­ше­ния живых ор­га­низ­мов и среды их обитания?

1) фе­но­ло­гия

2) фи­зио­ло­гия

3) систематика

4) экология

2. Старая рас­ти­тель­ная клет­ка от­ли­ча­ет­ся от мо­ло­дой тем, что она

1) имеет более круп­ное ядро

2) со­дер­жит боль­шую ва­ку­оль

3) за­пол­не­на цитоплазмой

4) со­дер­жит хлоропласты

3. Чем раз­ли­ча­ют­ся ор­га­низ­мы жи­вот­ных и растений?

1) спо­со­бом питания

2) на­ли­чи­ем дыхания

3) спо­соб­но­стью вос­про­из­во­дить себе подобных

4) при­спо­соб­лен­но­стью к среде обитания

4. На ри­сун­ке изоб­ра­же­на схема стро­е­ния цветка. Какой бук­вой обо­зна­че­на часть цветка, участ­ву­ю­щая в по­ло­вом раз­мно­же­нии растений?

1) А2) Б3) В4) Г

5. К ка­ко­му из пе­ре­чис­лен­ных се­мейств от­но­сит­ся зна­чи­тель­ная часть овощныхрастений?

2) Паслёновые

3) Розоцветные

4) Сложноцветные

6. К ка­ко­му типу от­но­сят животное, изображённое на рисунке?

1) Хор­до­вые

2) Мол­люс­ки

3) Членистоногие

4) Кишечнополостные

7. В связи с при­спо­соб­лен­но­стью к жизни в почве во­ло­ся­ной по­кров у кротов

1) редуцирован

2) со­сто­ит толь­ко из гру­бых осте­вых волос

3) об­ра­зо­ван длин­ны­ми осте­вы­ми во­ло­са­ми и подшёрстком

4) со­сто­ит из гу­сто­го подшёрстка, плот­но при­ле­га­ю­ще­го при дви­же­нии крота к его телу

8. Какой из приведённых ор­га­нов вхо­дит в со­став си­сте­мы ор­га­нов дыхания?

1) гор­тань

2) пе­чень

4) селезёнка

9. Чем об­ра­зо­ва­но серое ве­ще­ство спин­но­го мозга?

1) те­ла­ми ней­ро­нов и их дендритами

2) ак­со­на­ми нейронов

3) со­кра­ти­тель­ны­ми волокнами

4) со­еди­ни­тель­ной тканью

10. В со­став ка­ко­го от­де­ла ске­ле­та вхо­дит изображённое кост­ное образование?

1) ос­но­ва­ния че­ре­па

2) по­зво­ноч­но­го стол­ба

3) груд­ной клетки

4) пояса сво­бод­ных ниж­них конечностей

11. Лейкоциты, в от­ли­чие от дру­гих фор­мен­ных эле­мен­тов крови, способны

1) со­хра­нять форму сво­е­го тела

2) всту­пать в не­проч­ное со­еди­не­ние с кислородом

3) всту­пать в не­проч­ное со­еди­не­ние с уг­ле­кис­лым газом

4) вы­хо­дить из ка­пил­ля­ров в меж­кле­точ­ное пространство

12. В ор­га­низ­ме че­ло­ве­ка ар­те­ри­аль­ная кровь пре­вра­ща­ет­ся в ве­ноз­ную в

1) по­чеч­ных клубочках

2) ка­пил­ля­рах ске­лет­ных мышц

3) венах брюш­ной полости

4) пред­сер­ди­ях сердца

13. В каком от­де­ле пи­ще­ва­ри­тель­ной си­сте­мы на­чи­на­ет­ся рас­щеп­ле­ние крахмала?

1) же­луд­ке

2) тон­кой кишке

3) сле­пой кишке

4) ро­то­вой полости

14. Какую функ­цию вы­пол­ня­ет струк­ту­ра кожи, обо­зна­чен­ная на ри­сун­ке под бук­вой А?

1) под­ни­ма­ет волос

2) придаёт проч­ность коже

3) вы­де­ля­ет пот

4) вос­при­ни­ма­ет внеш­ние раздражители

15. Отдел слу­хо­во­го анализатора, пе­ре­да­ю­щий нерв­ные им­пуль­сы в го­лов­ной мозг, образован

1) слу­хо­вы­ми нервами

2) слу­хо­вой трубой

3) ба­ра­бан­ной перепонкой

4) рецепторами, рас­по­ло­жен­ны­ми в улитке

16. О каком пе­ри­о­ди­че­ски по­вто­ря­ю­щем­ся функ­ци­о­наль­ном со­сто­я­нии че­ло­ве­ка И. М. Се­че­нов сказал, «небывалые ком­би­на­ции бы­ва­лых впечатлений»?

1) па­мять

2) вни­ма­ние

3) сновидение

17. Как на­зы­ва­ют повреждение, обо­зна­чен­ное на рент­ге­нов­ском сним­ке бук­вой А?

1) перелом

4) гематома

18. Примером дей­ствия ка­ко­го фак­то­ра яв­ля­ет­ся вылов рыбы, иду­щей на нерест?

1) абио­ти­че­ско­го

2) ан­тро­по­ген­но­го

3) сезонного

4) биотического

19. К ка­ко­му виду эво­лю­ци­он­ных при­спо­соб­ле­ний от­но­сят се­зон­ные ми­гра­ции птиц?

1) мор­фо­ло­ги­че­ско­му

2) био­хи­ми­че­ско­му

3) поведенческому

4) физиологическому

20. Изучите гра­фик за­ви­си­мо­сти ис­поль­зо­ва­ния ор­га­низ­мом че­ло­ве­ка энер­гии жира от про­дол­жи­тель­но­сти фи­зи­че­ской на­груз­ки (по оси х от­ло­же­на про­дол­жи­тель­ность фи­зи­че­ской на­груз­ки (в мин.), а по оси у - ко­ли­че­ство ис­поль­зо­ва­ния жира (в %) от дру­гих ис­точ­ни­ков энергии.

На какой ми­ну­те про­цент ис­поль­зо­ва­ния жира будет со­став­лять 60%?

21. Изучите таблицу, в ко­то­рой при­ве­де­ны две груп­пы животных.

Что из пе­ре­чис­лен­но­го ниже было по­ло­же­но в ос­но­ву раз­де­ле­ния (классификации) этих жи­вот­ных в группы?

1) по­кров тела

2) ис­точ­ник пи­та­ния

3) одомашнивание

4) ха­рак­тер передвижения

22. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния об осо­бен­но­стях стро­е­ния хор­до­вых животных?

А. Цен­траль­ная нерв­ная си­сте­ма хор­до­вых со­сто­ит из брюш­ной нерв­ной цепочки, над­гло­точ­ных и под­гло­точ­ных нерв­ных узлов.

Б. Хор­до­вые имеют внут­рен­ний скелет.

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суждения

4) оба суж­де­ния неверны

23. Какие из пе­ре­чис­лен­ных структур рас­по­ло­же­ны в по­ло­сти среднего уха? Вы­бе­ри­те три вер­ных ответа из шести и за­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) овальное окно

2) наружный слу­хо­вой проход

3) стремечко

4) наковальня

6) молоточек

24. Известно, что картофель, или пас­лен клубненосный, - вид тра­вя­ни­стых растений, важ­ней­шая продовольственная, тех­ни­че­ская и кор­мо­вая культура. Используя эти сведения, вы­бе­ри­те из при­ве­ден­но­го ниже спис­ка три утверждения, от­но­ся­щи­е­ся к опи­са­нию данных при­зна­ков этого организма. Запишите в таб­ли­цу цифры, со­от­вет­ству­ю­щие выбранным ответам.

1) Картофель - тра­вя­ни­стое растение с голым реб­ри­стым стеблем, не­пар­но­пе­ри­сты­ми листьями, белыми, ро­зо­вы­ми и фи­о­ле­то­вы­ми самоопыляющимися цветками.

2) Родина кар­то­фе­ля - по­бе­ре­жье Чили и Перу.

3) Европейцы не знали кар­то­фе­ля до 1565 года, до по­се­ще­ния Южной Аме­ри­ки испанцами.

4) До конца XVII века кар­то­фель возделывали как де­ко­ра­тив­ное растение, бу­ке­та­ми из его цвет­ков украшали при­чес­ки королев и пет­ли­цы камзолов придворных.

5) Из клуб­ней картофеля по­лу­ча­ют крахмал, патоку, спирт.

6) Картофель ис­поль­зу­ют и для от­кор­ма сельскохозяйственных животных.

25. Установите со­от­вет­ствие между ха­рак­те­ри­сти­кой и от­де­лом ки­шеч­ни­ка человека, для ко­то­ро­го она свойственна. Для этого к каж­до­му эле­мен­ту пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те по­зи­цию из вто­ро­го столбца.

А Б В Г Д Е

26. Расположите в пра­виль­ном по­ряд­ке пунк­ты ин­струк­ции по ве­ге­та­тив­но­му раз­мно­же­нию от­вод­ка­ми куста крыжовника. В от­ве­те за­пи­ши­те со­от­вет­ству­ю­щую по­сле­до­ва­тель­ность цифр.

1) Вни­ма­тель­но осмот­ри­те куст и най­ди­те од­но­лет­ние побеги.

2) Вы­бе­ри­те од­но­лет­ние побеги, рас­ту­щие близ­ко к по­верх­но­сти почвы.

3) За­кре­пи­те побег де­ре­вян­ны­ми шпильками.

4) Ло­па­той от­де­ли­те уко­ре­нив­ший­ся побег от куста.

5) При­гни­те по­бе­ги к почве и при­сыпь­те землёй.

27. Вставьте в текст «Кольчатые черви» про­пу­щен­ные тер­ми­ны из пред­ло­жен­но­го перечня, ис­поль­зуя для этого циф­ро­вые обозначения. За­пи­ши­те в текст цифры вы­бран­ных ответов, а затем по­лу­чив­шу­ю­ся по­сле­до­ва­тель­ность цифр (по тексту) впи­ши­те в приведённую ниже таблицу.

КОЛЬЧАТЫЕ ЧЕРВИ

К коль­ча­тым чер­вям от­но­сят животных, име­ю­щих длин­ное __________(А) тело. Они по­доб­но плос­ким и круг­лым чер­вям - __________(Б) жи­вот­ные с __________(В) сим­мет­ри­ей тела. У коль­ча­тых чер­вей име­ет­ся __________(Г) и более сложные, чем у дру­гих червей, нерв­ная си­сте­ма и ор­га­ны чувств. Живут коль­ча­тые черви в морях, прес­ных водоёмах, почве.

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) двухслойное

2) членистое

3) кро­ве­нос­ная система

4) двухсторонняя

5) нечленистое

6) трёхслойное

7) лучевая

8) ды­ха­тель­ная система

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

29. Используя со­дер­жа­ние тек­ста "Строение стеб­ля дре­вес­но­го растения", от­веть­те на сле­ду­ю­щие вопросы.

1) Что такое луб?

2) В чём сход­ство и раз­ли­чие в функ­ци­о­ни­ро­ва­нии си­то­вид­ных тру­бок и сосудов?

3) На пне спи­лен­но­го де­ре­ва обнаружилось, что серд­це­ви­на на­хо­дит­ся не

в цен­тре спила, а смещена. По одну её сто­ро­ну слой дре­ве­си­ны толще, а по дру­гую тоньше. Как можно объ­яс­нить такое явление?

СТРОЕНИЕ СТЕБЛЯ ДРЕВЕСНОГО РАСТЕНИЯ

Стебель древесного растения снаружи защищён покровными тканями. У молодых стеблей весной клетки покровной ткани покрыты тонкой кожицей. У многолетних растений к концу первого года жизни кожица замещается многослойной пробкой, состоящей из мёртвых клеток, заполненных воздухом. Для дыхания в кожице у молодых побегов имеются устьица, а позже образуются чечевички – крупные, рыхло расположенные клетки с большими межклетниками.

К покровной ткани прилегает кора, образованная разными тканями. Наружная часть коры представлена слоями клеток механической ткани с утолщёнными оболочками и тонкостенных клеток основной ткани. Внутренняя часть коры образована клетками механической и проводящей ткани и называется лубом. В состав луба входят ситовидные трубки, по которым идёт нисходящий ток: органические вещества передвигаются от листьев. Ситовидные трубки состоят из клеток, соединённых концами в длинную трубку. Между соседними клетками имеются мелкие отверстия. Через них, как через сито, передвигаются органические вещества. Кроме ситовидных трубок в состав луба входят лубяные волокна и клетки основной ткани.

К центру от луба в стебле расположен другой слой – древесина. Он состоит из сосудов и древесных волокон. По сосудам идёт восходящий ток: вода с растворёнными в ней веществами передвигается от корней к листьям и цветкам. Между древесиной и лубом находится тонкий слой клеток образовательной ткани – камбий. В результате деления клеток камбия стебель растёт в толщину. Клетки камбия делятся вдоль своей оси. Одна из дочерних клеток отходит к древесине, другая – к лубу.

В центре стебля лежит толстый слой рыхлых клеток основной ткани, в которых откладываются запасы питательных веществ, – это сердцевина.

30. Пользуясь таблицей 1 «Аккумуляция элементов организмами», а также используя знания из курса биологии, ответьте на следующие вопросы.

1) Какие из представленных организмов больше, чем другие, накапливают кадмий?

2) В какой последовательности можно расположить элементы по степени накопления в морской рыбе?

3) Какой из элементов увеличивает концентрацию в организмах по мере продвижения по цепи питания?

31. По утрам Василиса занимается верховой ездой в течение двух часов. Какой заказ надо сделать Василисе днём в кафетерии, чтобы компенсировать энергозатраты тренировки, отдавая предпочтения блюдам с наибольшим содержанием белков и овощным блюдам? Учтите, что Василиса обязательно закажет апельсиновый сок и чай с сахаром (две чайные ложки). При ответе на вопрос используйте данные таблиц 2 и 3. В ответе укажите энергозатраты тренировки, рекомендуемые блюда, калорийность обеда и количество белков в нём.

32. Пользуясь таблицей 1 «Содержание свинца в почвах городов Ростовской области», а также используя знания из курса биологии, ответьте на следующие вопросы.

1) Почвы какого города наиболее загрязнены свинцом?

2) Что необходимо предпринять для предотвращения дальнейшего загрязнения почв свинцом?

3) Что можно предпринять для снижения содержания свинца в городских почвах?

1. За-да-ние 16 Что яв-ля-ет-ся при-ме-ром услов-но-го ре-флек-са?

1) же-ла-ние спать после бес-сон-ной ночи

2) за-жму-ри-ва-ние при вклю-че-нии яр-ко-го света

3) ис-поль-зо-ва-ние сто-ло-вых при-бо-ров во время еды

4) за-держ-ка ды-ха-ния во время про-гла-ты-ва-ния ку-соч-ка пищи

2. За-да-ние 16 Что слу-жит при-ме-ром услов-но-го тор-мо-же-ния?

1) за-держ-ка ды-ха-ния при по-гру-же-нии в хо-лод-ную воду

2) пре-кра-ще-ние пережёвы-ва-ния пищи при вне-зап-ной встре-че с дру-гом

3) по-те-ря на-вы-ка ка-та-ния на ро-ли-ко-вых конь-ках

4) отдёрги-ва-ние руки от остро-го лез-вия ножа

3. За-да-ние 16 Во время зав-тра-ка между двумя уро-ка-ми по школь-но-му радио со-об-щи-ли о том, что уче-ник 10 клас-са дол-жен сроч-но явить-ся в ка-би-нет ди-рек-то-ра. В каком нерв-ном цен-тре у уча-ще-го-ся воз-ник-нет тор-мо-же-ние?

1) ды-ха-тель-ном

2) сер-деч-но-со-су-ди-стом

3) пи-ще-ва-ри-тель-ном

4) дви-га-тель-ном

4. За-да-ние 16 При фор-ми-ро-ва-нии услов-но-го ре-флек-са у со-ба-ки на жест ко-ман-ды «Си-деть!» и под-креп-ле-нии этой ко-ман-ды ла-ком-ством вре-мен-ная связь фор-ми-ру-ет-ся между сле-ду-ю-щей парой нерв-ных цен-тров:

1) слуха и обо-ня-ния

2) зре-ния и пи-ще-ва-ре-ния

3) слуха и ося-за-ния

4) рав-но-ве-сия и про-из-воль-ных дви-же-ний

5. За-да-ние 16 При-ме-ром без-услов-но-го ре-флек-са яв-ля-ет-ся вы-де-ле-ние слюны

1) при виде сто-ло-вых при-бо-ров

2) на слово «пища»

3) во время приёма еды

4) на вид не-зна-ко-мой пищи

6. За-да-ние 16 Ста-нов-ле-ние вто-рой сиг-наль-ной си-сте-мы у че-ло-ве-ка свя-за-но с

1) из-ме-не-ни-ем кли-ма-та на Земле

2) ре-гу-ляр-ной тру-до-вой де-я-тель-но-стью

3) воз-ник-но-ве-ни-ем объёмного зре-ния

4) хож-де-ни-ем на двух ногах

7. За-да-ние 16 Что яв-ля-ет-ся при-ме-ром врождённого ре-флек-са у че-ло-ве-ка?

1) дви-же-ние пе-ше-хо-да на зелёный сиг-нал све-то-фо-ра

2) суже-ние зрач-ка при по-па-да-нии в ярко освещённое по-ме-ще-ние

3) вы-де-ле-ние же-лу-доч-но-го сока на запах пищи

4) воз-ник-но-ве-ние обиды на от-мет-ку «2», по-став-лен-ную пе-да-го-гом

8. За-да-ние 16 Рас-смот-ри-те экс-пе-ри-мент с мы-ша-ми. Под-опыт-ная мышь (внизу) по-лу-ча-ет сла-бый удар током и при этом слы-шит зву-ко-вой сиг-нал. Кон-троль-ная мышь (ввер-ху) не по-лу-ча-ет бо-ле-вых сти-му-лов, и зву-ко-вой сиг-нал её со-вер-шен-но не пу-га-ет. Чем в итоге будет яв-лять-ся зву-ко-вой сиг-нал для под-опыт-ной мыши?

1) без-услов-ным раз-дра-жи-те-лем

2) внут-рен-ним тор-мо-же-ни-ем

3) внеш-ним тор-мо-же-ни-ем

4) услов-ным раз-дра-жи-те-лем

9. За-да-ние 16 Какой тип нерв-ной си-сте-мы ха-рак-те-рен для ме-лан-хо-ли-ка?

1) силь-ный, урав-но-ве-шен-ный

2) силь-ный, не-урав-но-ве-шен-ный

3) сла-бый, не-урав-но-ве-шен-ный

4) силь-ный, инерт-ный

10. За-да-ние 16 Цен-тры услов-ных ре-флек-сов, в от-ли-чие от цен-тров без-услов-ных ре-флек-сов, рас-по-ло-же-ны у че-ло-ве-ка в

1) про-дол-го-ва-том мозге

2) коре боль-ших по-лу-ша-рий

4) про-ме-жу-точ-ном мозге

11. За-да-ние 16 На ри-сун-ке де-мон-стри-ру-ет-ся опыт воз-дей-ствия кис-ло-ты на ре-цеп-то-ры кожи ля-гуш-ки. Как на-зы-ва-ют такую ре-ак-цию жи-вот-но-го?

1) ору-дий-ной де-я-тель-но-стью

2) услов-ным ре-флек-сом

3) ин-стинк-том

4) без-услов-ным ре-флек-сом

12. За-да-ние 16 На ри-сун-ке изоб-ра-же-на схема услов-но-го ре-флек-са у со-ба-ки. Какой циф-рой на ней обо-зна-чен слю-но-от-де-ли-тель-ный центр про-дол-го-ва-то-го мозга?

13. За-да-ние 16 Какой из при-ведённых видов де-я-тель-но-сти че-ло-ве-ка может быть отнесён к услов-но-ре-флек-тор-ной?

1) со-блю-де-ние при-выч-но-го ре-жи-ма дня

2) отдёрги-ва-ние руки от го-ря-че-го пред-ме-та

3) по-во-рот че-ло-ве-ком го-ло-вы на не-зна-ко-мый звук

4) на-пи-са-ние жи-во-пис-ной кар-ти-ны ху-дож-ни-ком

14. За-да-ние 16 Рас-смот-ри-те экс-пе-ри-мент с мы-ша-ми. Под-опыт-ная мышь (внизу) по-лу-ча-ет сла-бый удар током и при этом слы-шит зву-ко-вой сиг-нал. Кон-троль-ная мышь (ввер-ху) не по-лу-ча-ет бо-ле-вых сти-му-лов, и зву-ко-вой сиг-нал её со-вер-шен-но не пу-га-ет. Чем яв-ля-ет-ся элек-три-че-ский ток для под-опыт-ной мыши?

1) внеш-ним тор-мо-же-ни-ем

2) услов-ным раз-дра-жи-те-лем

3) внут-рен-ним тор-мо-же-ни-ем

4) без-услов-ным раз-дра-жи-те-лем

15. За-да-ние 16 На ри-сун-ках под бук-ва-ми А-Г изоб-ра-же-ны ста-дии об-ра-зо-ва-ния услов-но-го ре-флек-са у со-ба-ки. На каком из ри-сун-ков де-мон-стри-ру-ет-ся без-услов-ный слю-но-от-де-ли-тель-ный ре-флекс?

16. За-да-ние 16 У че-ло-ве-ка фор-ми-ро-ва-ние речи идёт па-рал-лель-но с раз-ви-ти-ем

1) ин-стинк-тов

2) без-услов-ных ре-флек-сов

3) эмо-ци-о-наль-ной па-мя-ти

4) аб-стракт-но-го мыш-ле-ния

17. За-да-ние 16 На ри-сун-ке по-ка-за-ны марш-ру-ты пе-ре-ме-ще-ния со-ба-ки на кухне к корму (6): в пер-вом слу-чае — не-зна-ко-мое по-ме-ще-ние (пунк-тир-ные линии); во вто-ром — зна-ко-мое по-ме-ще-ние (пря-мая линия). Как на-зы-ва-ют форму по-ве-де-ния жи-вот-но-го, пред-став-лен-ную в пер-вом слу-чае?

1) ори-ен-ти-ро-воч-ная

2) рас-су-доч-ная

3) ин-стинк-тив-ная

4) услов-но-ре-флек-тор-ная

18. За-да-ние 16

1) санг-ви-ник

2) флег-ма-тик

3) ме-лан-хо-лик

4) хо-ле-рик

19. За-да-ние 16 К какой груп-пе без-услов-ных ре-флек-сов от-но-сят чи-ха-ние и ка-шель?

1) ды-ха-тель-ные

2) пи-ще-вые

3) за-щит-ные

4) по-ис-ко-вые

20. За-да-ние 16 При-ме-ром ди-на-ми-че-ско-го сте-рео-ти-па слу-жит

1) вне-зап-ное на-хож-де-ние от-ве-та при ре-ше-нии ма-те-ма-ти-че-ской за-да-чи

2) полёт ноч-но-го на-се-ко-мо-го на яркий свет фо-на-ря

3) вы-де-ле-ние слюны на слово «торт»

4) ка-та-ние на ве-ло-си-пе-де в парке

21. За-да-ние 16 На ри-сун-ках дат-ско-го ка-ри-ка-ту-ри-ста Х. Бит-стру-па изоб-ра-же-на ре-ак-ция че-ло-ве-ка, ко-то-ро-му на шляпу сел слу-чай-ный про-хо-жий. Опре-де-ли-те по внеш-ней ре-ак-ции че-ло-ве-ка тип его тем-пе-ра-мен-та.

1) санг-ви-ник

2) хо-ле-рик

3) ме-лан-хо-лик

4) флег-ма-тик

22. За-да-ние 16 Обе-зья-на с по-мо-щью верёвки достаёт чашку с пищей. Какая форма по-ве-де-ния жи-вот-но-го про-яв-ля-ет-ся в дан-ной си-ту-а-ции?

1) ин-стинкт

3) ди-на-ми-че-ский сте-рео-тип

4) за-пе-чат-ле-ние

23. За-да-ние 16 Какой ре-флекс у че-ло-ве-ка яв-ля-ет-ся услов-ным?

1) отдёрги-вать руку от лез-вия ножа

2) про-гла-ты-вать пережёван-ную пищу

3) хо-дить по опре-делённому марш-ру-ту в школу

4) за-кры-вать глаза, когда в лицо на-прав-ля-ют свет

24. За-да-ние 16 Обе-зья-на с по-мо-щью палки достаёт банан. Что поз-во-ля-ет ей ре-шить эту за-да-чу?

1) без-услов-ный ре-флекс

2) эле-мен-тар-ная рас-су-доч-ная де-я-тель-ность

3) ин-стинкт

4) ди-на-ми-че-ский сте-рео-тип

25. За-да-ние 16 . Как на-зы-ва-ют по-треб-но-сти че-ло-ве-ка, на-прав-лен-ные на удо-вле-тво-ре-ние чув-ства го-ло-да и жажды?

1) пси-хо-ло-ги-че-ски-ми

2) фи-зио-ло-ги-че-ски-ми

3) в са-мо-утвер-жде-нии

4) в са-мо-ре-а-ли-за-ции

26. За-да-ние 16 . Ка-че-ствен-ной осо-бен-но-стью че-ло-ве-ка, в от-ли-чие от дру-гих при-ма-тов, яв-ля-ет-ся

1) ору-дий-ная де-я-тель-ность

2) услов-ный ре-флекс

3) аб-стракт-ное мыш-ле-ние

4) рас-су-доч-ная де-я-тель-ность

27. За-да-ние 16 . К на-след-ствен-ной про-грам-ме по-ве-де-ния жи-вот-ных от-но-сят

1) без-услов-ный ре-флекс

2) оза-ре-ние

3) услов-ный ре-флекс

4) рас-су-доч-ную де-я-тель-ность

28. За-да-ние 16 . При-ме-ром ин-стинк-та яв-ля-ет-ся

1) объ-еда-ние ги-е-на-ми трупа жи-вот-но-го

2) дви-же-ние рыбок к корму при по-сту-ки-ва-нии по ак-ва-ри-уму

3) под-жи-ма-ние хво-ста у собак при ис-пу-ге

4) танец пчёл - спо-соб об-ме-на ин-фор-ма-ци-ей

29. За-да-ние 16 . Рас-су-доч-ное по-ве-де-ние ха-рак-тер-но для от-дель-ных пред-ста-ви-те-лей

1) мле-ко-пи-та-ю-щих

2) реп-ти-лий

4) на-се-ко-мых

30. За-да-ние 16 .

1) тор-мо-же-ние в вос-при-я-тии внеш-них раз-дра-жи-те-лей

2) по-вы-ше-ние дав-ле-ния крови

3) сни-же-ние ча-сто-ты ды-ха-ния

4) рас-слаб-ле-ние мышц

31. За-да-ние 16 . В XIX в. И.М. Се-че-нов ска-зал, что: «Че-ло-век без… остал-ся бы вечно в по-ло-же-нии но-во-рождённого». Какой тер-мин из пред-ло-жен-ных сле-ду-ет по-ста-вить на место про-пус-ка?

1) ха-рак-тер

2) па-мять

3) эмо-ция

4) по-треб-ность

32. За-да-ние 16 . Какой из фак-то-ров, с точки зре-ния со-вре-мен-ной био-ло-гии, не вли-я-ет на фор-ми-ро-ва-ние ха-рак-те-ра че-ло-ве-ка?

1) ге-не-ти-че-ская про-грам-ма

2) по-ло-же-ние звёзд при рож-де-нии

3) вос-пи-та-ние

4) по-ве-де-ние сверст-ни-ков

33. За-да-ние 16 . С точки зре-ния со-вре-мен-ной науки, какие фак-то-ры не вли-я-ют на за-клад-ку основ по-ве-де-ния че-ло-ве-ка?

1) по-ве-де-ние ро-ди-те-лей

2) ге-не-ти-че-ские за-ко-но-мер-но-сти

3) вос-пи-та-ние

4) номер года рож-де-ния

34. За-да-ние 16 . Ка-ко-му типу тем-пе-ра-мен-та со-от-вет-ству-ют при-ведённая ниже кар-тин-ка и опи-са-ние: «сла-бый тип ха-рак-те-ри-зу-ет-ся сла-бо-стью как воз-бу-ди-тель-но-го, так и тор-моз-но-го про-цес-сов»?

1) флег-ма-тик

2) хо-ле-рик

3) санг-ви-ник

4) ме-лан-хо-лик

35. За-да-ние 16 . Ка-ко-му типу тем-пе-ра-мен-та со-от-вет-ству-ют при-ведённая ниже кар-тин-ка и опи-са-ние: «Силь-ный урав-но-ве-шен-ный по-движ-ный — живой тип»?

1) флег-ма-тик

2) хо-ле-рик

3) санг-ви-ник

4) ме-лан-хо-лик

36. За-да-ние 16 . Симп-то-ма-ми ка-ко-го со-сто-я-ния яв-ля-ют-ся по-вы-шен-ная сон-ли-вость, пло-хое на-стро-е-ние и не-же-ла-ние при-ни-мать ре-ше-ния в те-че-ние дли-тель-но-го вре-ме-ни?

1) вы-со-кой тем-пе-ра-ту-ры

2) де-прес-сии

3) пи-ще-во-го отрав-ле-ния

4) го-ло-да

37. За-да-ние 16 . Какой из пе-ре-чис-лен-ных фак-то-ров в наи-боль-шей сте-пе-ни спо-соб-ству-ет раз-ви-тию де-прес-сии?

1) уста-лость

3) не-про-чи-тан-ная книга

4) от-сут-ствие воз-мож-но-сти са-мо-ре-а-ли-за-ции

38. За-да-ние 16 . Цен-тры услов-ных ре-флек-сов рас-по-ло-же-ны в

1) сред-нем мозге

2) коре го-лов-но-го мозга

3) спин-ном мозге

4) про-ме-жу-точ-ном мозге

39. За-да-ние 16 . Ин-стинкт — это

1) по-ве-де-ние, обу-слов-лен-ное це-ле-на-прав-лен-ным обу-че-ни-ем

2) ге-не-ти-че-ски за-про-грам-ми-ро-ван-ное по-ве-де-ние

3) при-об-ретённый в те-че-ние жизни опыт

4) со-во-куп-ность на-след-ствен-ных и при-об-ретённых мо-де-лей по-ве-де-ния

40. За-да-ние 16 . Ка-ко-му из четырёх типов тем-пе-ра-мен-та со-от-вет-ству-ет опи-са-ние: че-ло-век быст-рый, по-ры-ви-стый, спо-соб-ный от-да-вать-ся делу со страст-но-стью, пре-одо-ле-вать зна-чи-тель-ные труд-но-сти, но в то же время не-урав-но-ве-шен-ный, склон-ный к бур-ным эмо-ци-о-наль-ным вспыш-кам и рез-ким сме-нам на-стро-е-ния.

1) санг-ви-ник

2) флег-ма-тик

3) ме-лан-хо-лик

4) хо-ле-рик

41. За-да-ние 16 .

1) флег-ма-тик

2) хо-ле-рик

3) санг-ви-ник

4) ме-лан-хо-лик

42. За-да-ние 16 . Ка-ко-му из четырёх типов тем-пе-ра-мен-та со-от-вет-ству-ет опи-са-ние: че-ло-век мед-ли-тель-ный, не-воз-му-ти-мый, с устой-чи-вы-ми стрем-ле-ни-я-ми и более или менее по-сто-ян-ным на-стро-е-ни-ем, со сла-бым внеш-ним вы-ра-же-ни-ем ду-шев-ных со-сто-я-ний.

1) флег-ма-тик

2) хо-ле-рик

3) санг-ви-ник

4) ме-лан-хо-лик

43. За-да-ние 16 . Мать гу-ля-ет с ребёнком и вдруг видит, что к ним бежит боль-шая со-ба-ка. Мать берёт ребёнка на руки. Что яв-ля-ет-ся при-чи-ной та-ко-го по-ве-де-ния ма-те-ри?

1) страх за свою жизнь

2) ма-те-рин-ский ин-стинкт

3) за-щит-ный ре-флекс

4) осо-бен-но-сти вос-пи-та-ния

44. За-да-ние 16 . Че-ло-век подошёл к до-ро-ге, уви-дел при-бли-жа-ю-щий-ся на боль-шой ско-ро-сти ав-то-мо-биль и сде-лал шаг назад, по-даль-ше от края до-ро-ги. Что яв-ля-ет-ся при-чи-ной та-ко-го по-ве-де-ния?

1) агрес-сия по от-но-ше-нию к во-ди-те-лю

2) за-щит-ный ре-флекс

3) осо-бен-но-сти вос-пи-та-ния

4) ин-стинкт са-мо-со-хра-не-ния

45. За-да-ние 16 . Как на-зы-ва-ют же-ла-ние, по-буж-да-ю-щее че-ло-ве-ка к тому, чтобы успеш-но на-пи-сать кон-троль-ную ра-бо-ту?

1) эмо-ция

3) вни-ма-ние

46. За-да-ние 16 . Ука-жи-те при-мер услов-но-го тор-мо-же-ния.

1) не-воль-ник забыл род-ной язык

2) спортс-мен после со-рев-но-ва-ний идёт спать

3) в ответ на удар боксёр ата-ку-ет со-пер-ни-ка

4) при виде яб-ло-ка вы-де-ля-ет-ся слюна

47. За-да-ние 16 . Какой про-цесс ха-рак-те-рен для че-ло-ве-ка, на-хо-дя-ще-го-ся в со-сто-я-нии быст-ро-го сна?

1) от-сут-ствие вос-при-я-тия внеш-них воз-дей-ствий

2) сни-же-ние ча-сто-ты ды-ха-ния

3) по-вы-ше-ние дав-ле-ния крови

4) рас-слаб-ле-ние мышц

48. За-да-ние 16 . О каком пе-ри-о-ди-че-ски по-вто-ря-ю-щем-ся функ-ци-о-наль-ном со-сто-я-нии че-ло-ве-ка И. М. Се-че-нов ска-зал, «не-бы-ва-лые ком-би-на-ции бы-ва-лых впе-чат-ле-ний»?

1) па-мять

2) вни-ма-ние

3) сно-ви-де-ние

4) эмо-ции

49. За-да-ние 16 . Какая форма по-ве-де-ния че-ло-ве-ка яв-ля-ет-ся врождённой?

1) ди-на-ми-че-ский сте-рео-тип

2) рас-су-доч-ная де-я-тель-ность

3) услов-ный ре-флекс

4) ин-стинкт

50. За-да-ние 16 . Ре-флек-сы, пе-ре-да-ю-щи-е-ся по на-след-ству,

1) воз-ни-ка-ют на ос-но-ве жиз-нен-но-го опыта каж-дой особи

2) ха-рак-тер-ны для всех осо-бей вида

3) не яв-ля-ют-ся врождёнными

4) фор-ми-ру-ют-ся в про-цес-се ин-ди-ви-ду-аль-но-го раз-ви-тия

Функциональное состояние организма (ФСО)

Этот термин часто используется в литературе . Однако в указанных работах не приводится определение этого термина, то есть подразумевается, что его семантика общеизвестна, и он всем понятен. Но реальная ситуация такова, что определение ФСО отсутствует в Большой Медицинской Энциклопедии и каких-либо руководствах по физиологическим наукам.

Термин "функциональное состояние" широко используется физиологами при оценке какой-либо биологической системы, например, дыхательной, сердечно-сосудистой, нервной, пищеварительной и т. д. Исходя из определения физиологии, как науки, изучающей жизнедеятельность целостного организма, его частей и взаимодействие его с окружающей средой , можно полагать, что наряду с функциональным состоянием "частей организма", существует категория функционального состояния целостного организма или ФСО.

Отсутствие в физиологическом лексиконе определения термина ФСО связано с двумя обстоятельствами. Во-первых, с недостаточностью наших знаний об интегральной деятельности организма и отсутствием методов её контроля. Во-вторых, - с уклоном современных исследований в сторону изучения частностей .

Президент Международного союза по физиологическим наукам Э. Р. Вейбл (1998) отметил, что одной из главных задач физиологической науки 21-го века является создание "новой интегральной физиологии" . И клиницисты уже разрабатывают концепции "интегральной медицины" .

Разработка критериев оценки функционального состояния и адаптационных резервов организма необходима для оптимизации физического развития и спортивной подготовки всевозможных профессиональных групп .

Проблема определения термина "ФСО" тесно переплетается с терминологическими спорами вокруг понятия "здоровье". Эти термины, по сути, являются синонимами. Поэтому системный анализ категории "здоровье" позволяет приблизиться к пониманию термина "ФСО".

Существует множество различных определений термина "здоровье", что указывает на нерешенность методологического аспекта при оценке деятельности организма как целостной системы .

Наиболее распространенными терминами для определения понятия «здоровье» являются: "работоспособность" , "трудовая деятельность" , "физические способности" .

Эти термины означают возможность функционирования в определенных условиях внешней среды, то есть характеризуют устойчивость гомеостатических показателей при воздействии различных по силе внешних факторов. Зайчик А. Ш. и Чурилов Л. П. определяют здоровье как "устойчивую форму жизнедеятельности, обеспечивающую экономичные оптимальные механизмы приспособления к окружающей среде и позволяющую иметь функциональный резерв, используемый для ее изменения" .

Воробьев К. П. считает, что ФСО - это интегральная характеристика состояния здоровья, которая отражает адаптивные возможности организма и оценивается по данным изменений функций и структур в текущий момент при взаимодействии с факторами внешней среды .

Таким образом, можно сказать, что функциональное состояние организма - это интегральная характеристика состояния здоровья, отражающая уровень жизнедеятельности, функциональные резервы и адаптационные возможности, которые могут быть израсходованы при спортивной нагрузке, работе, болезни, травме, беременности …

Такое определение нацеливает нас на поиск количественных объективных показателей, отражающих:

  • · уровень функционирования организма,
  • · функциональные резервы,
  • · адаптационные возможности.

Чтобы исходно уравнять всех спортсменов в период диагностики ФСО, лучше всего проводить её в условиях покоя (без нагрузки) в горизонтальном положении на спине.

Учитывая вышеизложенное, мы считаем, что идеальная диагностика ФСО спортсменов должна удовлетворять следующим критериям:

  • 1. Объективная. Не зависит от мотивации самого спортсмена.
  • 2. Безнагрузочная (не нарушает планы подготовки во время УТС и соревнований).
  • 3. Универсальная (для любого вида спорта) и занимает короткое время.
  • 4. Интегральная (системная, многофункциональная).
  • 5. Отражает адаптивные возможности организма (функциональные резервы).
  • 6. Выявляет изменения ФСО (отражает динамику).

Большая вариация заключений об уровне ФСО.

  • 7. Обнаруживает нарушения отдельных физиологических функций.
  • 8. Оценивает эффективность восстановительных мероприятий.
  • 9. Не противопоказана при болезнях или травмах.
  • 10. Не имеет возрастных ограничений (дети, взрослые, старики).
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!