Логопедическое занятие по преодолению оптической дисграфии. Дифференциация согласных букв л-м Составление рассказа об овощах или фруктах

  1. Уточнить представление учащихся о согласных звуках и буквах л-м.
  2. Учить соотносить звук с соответствующей буквой.
  3. Учить различать звуки и буквы л-м.
  4. Различать фонематическое и зрительное восприятие учащихся.

Презентация. Слайд 1.

1. Орг.момент.

Ребята, представьте, что мы с вами находимся в саду. Светит яркое солнышко, поют птички, ласковый ветер качает деревья. А вот растут вкусные яблоки, сливы, вишни. Давайте дотянемся и сорвем по яблочку. Какое вкусное яблоко! Улыбнитесь солнышку, улыбнитесь друг другу.

А теперь садитесь.

Слайд 2.

А сейчас нарисуйте свое настроение в начале урока.

Слайд 3.

2. Ребята, послушайте пожалуйста скороговорку.

  • Мама Милу мылом мыла
    Мила мыла не любила.

Какой согласный звук встречается чаще других?

  • У Лены зеленая лента.

Прочитайте, давайте повторим все вместе.

Ребята, а теперь давайте произнесем эту скороговорку весело, грустно, тихо, громко, по секрету.

Ребята еще раз послушайте эти скороговорки и скажите:

Какой звук чаще всего вы слышите?

Какая тема сегодняшнего урока?

Звуки и буквы л-м.

Слайд 4.

3. Ребята, давайте вспомним, сколько элементов у буквы л, а у буквы м ? Какой цифрой мы обозначаем букву л , а букву м ?

4. Игра “Волшебный мешочек”. Детям предлагается закрыть глаза и угадать на ощупь буквы л, м .

Слайд 5.

Расшифруйте слоги, заменив цифру 2 буквой л , цифру 3 – буквой м .

2а3 3а2 3ы2 2и2 3е2 3е3 2я3 2ю2 2е3 3а3

Какие из этих слогов являются словами? Подчеркните их. Составьте предложение.

Слайд 6.

Проверьте.

Слайд 7.

Ребята, а сейчас послушайте слова со звуками л, м. Запишите их в 3 столбика по схеме. Подчеркните букву л двумя чертами, букву м – тремя.

Лавка, маска, ландыш, компас, лампа, масло, комар, школа, мост, смола, клоун, гром, молоко, луна, мыло.

Слайд 8.

Посмотрите на экран и проверьте.

7. Физ.минутка.

Гимнастика для глаз.

Посмотри – повтори.

Кинезиологические упражнения.

1. Колечко.

Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцами рук, соединяя в кольцо с

большим пальцем последовательно указательный и т.д.

2. Кулак – ребро – ладонь

Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола.

3. Лезгинка.

Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторите 6-8 раз.

4. Ухо – нос.

Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой - за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук “с точностью до наоборот”.

5. Змейка.

Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе.

Слайд 9.

8. Игра “Шифровщики”.

Мама сварила компот из клубники. В лесу появилась спелая земляника. Людмила любит сладкую малину.

Слайд 10.

9. Ребята, исправьте допущенные ошибки.

По небу пмывут белые обмака. Пчема летит к душистолу цветку. Бемые лебеди уметели на юг.

Слайд 11.

Проверьте!

Слайд 12.

10. Игра геометрический конструктор.

“Бабочка” Из палочек выложить фигуру.

11. Релаксация.

Над какими согласными мы работали?

Чем отличаются буквы л, м?

Слайд 13.

А сейчас нарисуйте свое настроение.

Хорошее, веселое. Без эмоций. Грустное.

Конспект логопедического занятия

"Дифференциация букв Л-М".

Конспект логопедического занятия для 2 класса.

Тема логопедического занятия: "Дифференциация букв Л-М".

В процессе занятия ученики закрепят знания о механизме образования звуков;

Кинестетические ощущения на артикуляционные образы звуков [Л] - [М];

Связь звукового образа [Л] - [М] с их графическим изображением;

Навыки оптического анализа и синтеза букв;

Звукобуквенный и слоговой анализ и синтез;

Правильное написание букв в слогах, словах, предложении, тексте;

Закрепление навыков чтения и письма слогов, слов, предложений, текста. Активизация словарного запаса. развитие лексико-грамматического строя речи.


Тема: Преодоление смешений букв по кинетическому сходству.
Дифференциация Л-М.

Подготовила учитель-логопед МБОУ «СШ №1»
Кузьменкова Г.Л.

Нижневартовск-2015 год

Цель занятия: Совершенствование навыков дифференциации букв Л-М.
Задачи: Коррекционно-образовательные:
-закрепление знаний о механизме образования звуков;
- закрепление правильных движений руки при написании букв л,м;
- обогащение и активизация словаря.
Коррекционно - развивающие:
-развитие звукобуквенного и слогового анализа и синтеза.
-развитие слухового внимания, памяти.
-увеличение объёма зрительного восприятия.
-закрепление навыков чтения и письма слогов, слов, предложений, текста;
Коррекционно- воспитательные:
-формирование интереса к логопедическим занятиям;
-формирование навыков аккуратного письма.
Оборудование : индивидуальные зеркала, тетради, артикуляционные профили, схема анализа звуков, буквы Л, М, картинки, слова –карточки.
1.Организационный момент (организация внимания учащихся).

Разгадывание загадки.

И в лесу мы, и в болоте,
Нас везде всегда найдете:
На поляне, на опушке,
Мы – зеленые... (лягушки ).

На носу зверь носит рог
И зовется... (носорог ).

2.Артикуляционная гимнастика.
-Для того чтобы верно,четко, правильно говорить мы должны подготовить артикуляционный аппарат и выполнить артикуляционную гимнастику.
3. Формулировка темы урока.
-Назовите животных, в названиях которых встречается [ л].
-Лиса, олень, лось, лама.
-Определите место звука [ л] в каждом слове.
-Первое, второе, первое, первое.
Назовите животное,в названии которого есть звук [ м].
-медведь.

В слове мамонтенок Сколько раз в слышится [ м]?
-Два раза.
-Правильно.

Подумайте о каких буквах будем говорить на занятии? (Л,М)

Теперь посмотрите на карточки. (Вывешивает на доску демонстрационные карточки с изображением прописных букв Л,М.) (слайд1)

Сегодня мы будем говорить о буквах М и Л.
-Обратите внимание на одинаковые первые элементы букв: Л как бы «прячется» в М, а в М есть добавочный элемент.
- Какой вывод мы можем сделать отсюда?
-Буквы имеют сходство, поэтому их легко перепутать.
-Правильно. Давайте запишем тему сегодняшнего занятия в тетрадях. А я запишу её на доске: «Различай Л-М».
4.Установление связи артикулема-кинема-графема
-Какой орган речи помогает произнести звук [ л].
-Язык.
-Язык у нас один.(
Показывает карточку-опору).
Напишите пальчиком на столе и в воздухе букву Л на счёт «раз-и».
(
слайд с изображение языка) .

Теперь произнесём звук [ м]. В его произнесении участвуют губы,
Их две. Напишите пальчиком букву М на счёт «раз-и два»
( слайд с изображением губ).

Какой вывод мы можем сделать?
-Л-«одинарная» буква, звук произносим языком, М- «двойная» буква, звук произносим губами.

5.Выбор буквы
-
Сегодня я получила письмо от подруг, но первые буквы потерялись в их именах. Вернём их на место, используя наши подсказки. М- две губы- «двойная буква –ведём руку на счёт «раз –и два» .Л – один язык- «одинарная»- «раз- и».

арина, ..ена.
Вспомните, как пишутся имена.
-Имена пишутся с большой буквы. (Выполняют задание).
-А сейчас проверим, внимательны ли вы? Посмотрите на таблички и запомните все, что увидите.(Показывает таблички)
МыЛо (
слайд с изображение геометрических фигур - овал- М; треугольник-ы;

прямоугольник – Л, круг-О).

Какое слово вы прочли? В какой фигуре пряталась первая, вторая, третья, четвертая буквы?
(Ученики отвечают на вопросы).
-В названиях каких фигур есть л,м?
-Овал, треугольник, прямоугольник.
-Назовите ягоду, В названии которой встречается буквы Л,М.

Малина.
6.Слоговой анализ и синтез
- Я приглашаю вас на урок русского языка. Как называются части, на которые мы делим слова?
-Слоги.
-Запишите первый и последний слоги слов на слух. (Диктует)
Первый слог: лето, месяц, луна, муха, минута, линейка.
Последний слог: зима, читала, апрель, камень, карамель.
(Дети выполняют задание).
-Я записала слова, но он перепутала все слоги. Верните их на место и составьте слова из двух слогов. Для этого меняем слоги местами. (Диктует)
ла,Ми
мон,ли
мал,сло
ло,мы
лок,ме
ля,зем
-Теперь запишем слова с опорой на артикуляцию и графические символы. Что общего у всех слов?
-В каждом слове есть буквы л,м.
7.Пальчиковая гимнастика
Ваши пальчики устали, давайте поиграем с ними.
Пальчик, пальчик – непоседа, где ты бегал, где обедал?
Ученики сгибают, разгибают пальчики, вращают большими пальцами.
Я с мизинцем ел калинку,
С безымянным ел малинку,
Ел со средним землянику,
С указательным- клубнику.
Поочередно соединяют пальцы с большим.


А теперь мы отгадаем названия ягод. Цифры показывают номер буквы в слове по порядку. Давайте подберём карточки к картинкам.
Л3 Л2 М1Л3 М3Л4
8.Графический диктант
-Отгадайте о каком предмете я вам скажу кислый, жёлтый, ароматный, крупный?
-Лимон.
-Повторите каким бывает лимон. Зашифруйте это слово так, как названия ягод. Записывайте только буквы л,м и их порядковый номер в слове. Например, лимон –л1м3. Используйте подсказки –опоры при написании л,м.
Его даёт корова (молоко- м1л3)
Грядка для цветков (клумба-л2м4).
(Дети выполняют задание).
9.Работа со слоговой таблицей
-А теперь у нас будет урок чтения. Давайте прочитаем слоги парами и по три. (Вывешивает слоговую таблицу, ученики читают хором, выборочно по одному).

ла-ма ле-ме лал-лам-мал
лу-му лю-мю лул-лум-мул
лы-мы ля-мя лол-лом-мол
ло-мо ле-ме лыл-лым-мыл
ал-ам ел-ем лил-лим-мил
ул-ум юл-юм лел-лем-мел
ыл-ым ял-ям лял-люм-мюл
ол-ом ел-ем люл-люм-мюл

Прочитайте стихотворение. ( Выдаюу слова каждому ученику) Мышка

Мышка весело жила,

На пуху она спала.

Ела мышка хлеб и сало,

Но все мышке было мало.

Теперь прочитайте стихотворение и назовите слова в которых есть звук Л, М.

(Учились в предложениях находить слова со звуками Л,М)

10. Дифференциация «л-м» в предложениях, пословицах, поговорках.

Задание: Вставь буквы «л-м».

Олчание – знак сог.асия.

По.ожить зубы на по.ку.

Го.ова седая, да душа.олодая.

У.ение – по.овинаде.а.

Кто с.ел, тот и съе.

Кабы куст не бы. ми., со.овей гнезда б не ви.

Где много с.ов, та. мало де.а.

У.елого по с.овам – неу.елого по г.азам видать.

С.ово сказа. – стре.упос.ал, пись.онаписа. – в западню попа. .


11.Дидактическая игра « Проложи тропинку».
-Прослушайте предложение. В каждом слове ищите букву л, м и записывайте их, пользуясь подсказками. Если в слове нет наших букв, обозначайте его прочерком (-), предлоги обозначайте галочкой (\/), . У нас получиться схема предложения. (Зашифрованное письмо)
На лесной опушке встретились молодые ёлочки.
/\ Л --- Л МЛ Л
Вечерняя мгла покрыла все поля.
--- МЛ Л -- Л
Послышался мелодический голосок иволги.
Лл МЛ Л Л

12.Закрепление букв в словах и совосочетаниях.
-С чем мы пьём чай?
(Дети перечисляют).
Вставьте соответствующие буквы в слова, используя наш способ различения. (Записывает логопед слова на доске).
.... ёд, ...ята, ..и..он, ...о око.

Чтобы записать в тетрадь словосочетания, написанные на доске, нужно вставить буквы Л или М.

И…ая …а…а.

Бе…ая...и…ия.

Под…е…а по….

При…ери…а п…атье.

Весе…ая …е…одия.

а…енький …а…ьчик.

Насто…ьная …а…па.

С…ивочное …ас…о.

Свари…и пе…ь…ени.

13.Закрепление букв в предложении.
Я забыла, куда какое слово нужно ставить. Помогите мне.
Чтоб полы покрыть, нам нужен......
Чтобы сад украсить, мы посадим..(лак, мак).
Кто бы нам порезал.....
Резать лук такая... (мука, лука).

14.Дидактическая игра « Пара к паре»
-Сейчас мы будем составлять предложения на основе установления простых аналогий между предметами. решение головоломки. ( Запись слов на доске).

Лимон ___ яблоко___________________
Кислый круглое, сладкое, зелёное, большое


-Прочитайте первую пару слов. Как они связаны по смыслу? Какое слово связано со словом яблоко так же, как слово кислый со словом лимон? Давайте запишем предложение, которое у нас получилось.
Лимон у нас кислый, а яблоко сладкое.
15. Дифференциация в текстах.

Слуховой диктант.

Солнечные лучи осветили землю. Колокола звонили на всю площадь. Люди шли толпами и пели. Стоял месяц май. Я любовался молодой зеленью.


Памятка. Проверь свою работу.
Проверь отдельно каждое слово, начиная с последнего:
* Не пропустил ли ты букву?
*Не написал ли вместо одной буквы другую?
*Правильно ли ты изобразил каждую букву?
Если в твоей работе больше нет таких ошибок, ты - молодец!

16.Итог занятия.
-Какие буквы мы сегодня учились различать?
-Мы учились различать буквы Л и М.
- Чем отличаются эти буквы?
Какие подсказки и как нам помогали? Какие задания были самыми интересными?

17.Рефлексия.
-Ребята изобразите собой шкалу успеха. Покажите,на сколько вы разобрались с темой занятия? Если плохо, слабо- сидите за партой, если хорошо – то встаньте, если отлично - то встаньте и поднимите руки вверх. (дети определяют шкалу успеха).
Занятие окончено.

1. Дифференциация букв и-у.

1 этап

(Логопед вместе с детьми уточняет положение органов артикуляции в момент произнесения звука.)

Звук и буква «у» . Губы округлены и сильно выдвинуты вперед. Кончик языка отходит от нижних зубов, спинка языка выгнута. Выдыхаемый воздух не встречает во рту преград. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).

Звук и буква «и» . Губы растянуты в улыбке. Зубы видны. Кончик языка прижат к нижним зубам, спинка языка сильно выгнута. Выдыхаемый воздух не встречает во рту преград.

2 этап

После того, как дети произвели анализ артикуляционного уклада гласных звуков «и-у», им предлагается следующее сравнение:

При произнесении гласного «и» губы растягиваются в улыбке, точно
также буква «и» при написании растягивается по строчке, никуда «не съезжая»:

При произнесении звука «у» губы вытягиваются трубочкой вперед, детям предлагается увидеть себя в профиль перед зеркалом, посмотреть на соседа, а затем обратить внимание, как буква «у» при написании точно также «вытягивает» свой «хвостик», съезжая с нижней рабочей строки.

На данном этапе важно, чтобы дети увидели сходство артикуляции с написанием букв, научились чувствовать положение губ в момент произнесения, а главное: поняли, что этим необходимо руководствоваться при написании этих гласных в словах.
Другими словами, ребенок, услышав слово, которое ему необходимо записать, проговаривает его, ощущая положение своих губ, и «переносит» это на бумагу.

3 этап . Графический диктант. Игра «Шифровка».

Для закрепления навыка необходимо потренироваться на следующем упражнении. Дисграфику выдается карточка-бланк, в которой зашифрован набор букв, где
«- » - обозначает букву «и», которая растягивается по строчке и губы также «расплываются» в улыбке. Так, ребенок, глядя на черточку, принимает нужный артикуляционный уклад, а под ней пишет букву.
« / » - обозначает букву «у», у которой «хвостик» вытягивается, спускаясь ниже рабочей строки, как и губы в момент произнесения данного звука:

- / - - / / - - / / / - - - - / / - / - / - / - /
и у и и у у и и у у у и и и и у у и у и у и у и у

Дети с удовольствием выполняют задание, а после, один из них читает, что получилось, у всех ли совпала последовательность, а если нет, то разбирается почему, уточняется артикуляция, исправляют ошибки.

4 этап . Дифференциация «и-у» в слогах.

Задание1 . Учитель-логопед диктует слоги, а дети должны записать только те, в которых слышится звук «и» (затем «у»).
Задание 2 . Записать предлагаемые слоги в 2 столбика: кту, лки, лну, жшу, ржи, гси, дву, нпи, зру, шду, хби, фжи, фпу, пси, сви, кму, гбу.


Задание 3 .Записать слоги под диктовку. В них выделить двумя разными цветными карандашами буквы «и» и «у».
Задание 4 . Выпишите из каждой строчки только те «слова», в которых гласные стоят в следующем порядке.
уиу
бизури, дузису, гимуви, дируну, рукури, луничу
иуи _______________________________________________________________
мурину, шикуди, пудилу, дигури, кисуму, гулити, визури

5 этап . Дифференциация букв «и-у» в словах.
Задания те же, что и со слогами. (Добавляются слова с пропущенной буквой «и» или «у», вставить нужную букву.)

6 этап . Дифференциация букв «и-у» в предложениях.
Задание 1. Вставить нужную букву «и» или «у», подходящую по смыслу.
Задание 2. Записать предложения под диктовку. Выделить двумя цветными карандашами буквы «и-у».

2. Дифференциация букв л-м.


1 этап . Уточнение артикуляционного уклада.

Звук и буква «л» . Кончик языка упирается в верхние зубы или в бугорки за верхними зубами. Средняя часть спинки языка опущена, задняя часть спинки языка приподнята, боковые края языка опущены. Форма языка напоминает седло. Выдыхаемый воздух проходит по бокам языка.

Звук и буква «м» . Губы сомкнуты и не размыкаются, выдыхаемый воздух проходит через нос. Кончик языка немного отходит от нижних зубов, язык плоский. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).

2 этап . Соотнесение артикулемы с кинемой.
На этом этапе важно сравнить, что в произнесении звука «л» участвует язык, который поднимается вверх. Обращаем внимание детей на то, что язык у нас один , а значит и количество элементов (т.е. палочек) будет соответствовать одному (в написании буквы «л» - одна палочка):

(В 3 классе у меня один ученик опровергнул данное мнение, объяснив это тем, что «у нас во рту есть ещё один маленький язычок, так что их два!» Здесь важно уточнить, чтобы не возникло путаницы, что мы опираемся на артикуляцию, говоря «о том язычке», который принимает непосредственное участие в произнесении звука «л».)


При произнесении звука «м» основными участницами являются губы, а т.к. у нас их две (нижняя и верхняя), то и количество элементов (палочек) будет соответствовать двум:

3 этап . Графический диктант.

На данном этапе варианты упражнений я провожу по аналогии с дифференциацией букв «п-т», изложенной в книге Л. Н. Ефименковой «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов».

Задание 1 . Запишите названное логопедом количество палочек.
О б р а з е ц: Логопед: «Две, одна, одна, две, две…» и т. д.
(запись: // / / // // /)
Под палочками запишите соответствующие буквы: л-м.

Задание 2 . Запишите цифры под диктовку логопеда: « Один, два. Два, один, один…» и т. д.
(запись: 2 1 1 2 1 2 1 1 2 2 1 2 1 2…)
Под цифрами запишите соответствующие буквы.

4 этап . Дифференциация «л-м» в слогах.

Задание 1 . Игра «Шифровка».
Расшифруй слоги (вместо цифр пиши буквы).
2а-1а 2у-2у-1у и2-и1
2и-1и 2е-2е-1е а2-а1
2о-1о 2а-2а-1а о2-о1

Задание 2 .
Расшифруй звуковые сочетания:
2о2 2о1 2и1
1о1 1а2 1е2
2е2 2и1 1я2
1и1 3ю1 1ё2

5 этап . Дифференциация «л-м» в словах.

Задание1 . Расшифруй слова:
2ера же1ток са1ют па1ь2а
2олоко г1оток теп1ло пав1ин
1одка 1и2он програ22а к1ад
1апка г1ина по1яна стек1о
2ышь 2о1оток с1оварь са1ют

Задание 2 . Вместо точек вставь букву «л-м»:


Задание 3 . Запиши слова в два столбика: в первый - с буквой «л», во второй с - «м». (Предлагаются слова: лак, мак, лужа, мел, лодка, машина, клад, лейка, муха...)

6 этап . Дифференциация «л-м» в словосочетаниях.
Задание 1. Расшифруй словосочетания, вставляя вместо точки нужную букву «л-м»
Зо.отой ку.он
.о.одежный ба.
Тяже.ое одея.о
Ше.ковый п.аток
Подсо.нечное мас.о
У.ыбка м.аденца

7 этап . Дифференциация «л-м» в предложениях, пословицах, поговорках.
Задание: Вставь буквы «л-м».

В до.гах – как в ше.ках.
.олчание – знак сог.асия.
По.ожить зубы на по.ку.
Го.ова седая, да душа.олодая.
У.ение – по.овина де.а.
Кто с.ел, тот и съе.
Кабы куст не бы. ми., со.овей гнезда б не ви.
Где много с.ов, та. мало де.а.
У.елого по с.овам – неу.елого по г.азам видать.
С.ово сказа. – стре.у пос.ал, пись.о написа. – в западню попа. .

8 этап . Дифференциация в текстах.

Слуховой диктант .
Солнечные лучи осветили землю. Колокола звонили на всю площадь. Люди шли толпами и пели. Стоял месяц май. Я любовался молодой зеленью.

Апробировав данные методики на своих учащихся 2 -3 классов в ГОУ №1607 г. Москвы, я имела возможность наблюдать за тем, как с каждым днем у них повышался уровень самоконтроля. При записи слов, предложений, я видела, как старательно они вытягивали губки (при проговаривании слов со звуком «у») или, наоборот, растягивали их (при звуке «и»), с каждым разом допуская все меньше и меньше ошибок. Интересно было заметить, как на первых порах дети приоткрывали рот, ощущая подъём языка вверх (при проговаривании слов со звуком «л»), или смыкали губки (при звуке «м») и записывали нужное количество элементов. Проводя работу с родителями, я также объясняла им, на что нужно обращать внимание. При выполнении письменных работ детьми дома, родители сначала напоминали им об этом, а позднее, стали отмечать самостоятельное выполнение ими этих «упражнений», достигая тем самым необходимых результатов. Таким образом, к концу года из 8 выявленных учеников с описываемым нарушением, у 7 были полностью устранены ошибки, а у 1 – резко сократилось их количество (остаточные явления связываю с редкой посещаемостью логопедических занятий по причине частой болезни ребенка.)

Литература.

1. Артикуляция звуков в графическом изображении. Учебно-демонстрационный материал. Приложение к книге Е.В. Новиковой «Логопедическая азбука. Новая методика обучения чтению.»-М.: Изд. ГНОМ и Д, 2003.

2. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Пособие для логопеда. – М.: Гуманит. издат.центр ВЛАДОС, 2001.

3. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: Кн. Для логопеда. – М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 1999.

4. И.Н. Садовникова Нарушение письменной речи у младших школьников: Учебное пособие – М.: ВЛАДОС, 1997.

5. Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. С.-Пб, изд. «СОЮЗ», 2001 г.


Тема: Дифференциация букв л-м, Л-М.
Цель: создать условия для дифференциации букв л-м, Л-М.
Педагогические задачи: познакомить детей с буквами л-м; научить соотносить звук, символ и букву, дифференцировать буквы занятия изолированно, в слогах, в словах и словосочетаниях, давать сравнительную характеристику звуков и букв занятия; уточнить у детей знания об элементах букв занятия; развивать у детей умение строить словосочетания, зрительное и слуховое восприятие, кинетические представления.
Планируемые результаты образования:
Предметные: научатся сравнивать и различать буквы л-м, Л-М, характеризовать звуки занятия; решать учебные и практические задачи –проводить звуковой анализ слов, строить словосочетания, безошибочно списывать слова и словосочетания
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Познавательные:
-общеучебные – уточнить и обогатить словарь, развивать умения строить словосочетания и связные высказывания.
-логические – развивать логическое мышление.
Регулятивные: опираться на выделенные учителем ориентиры действия; планировать свою деятельность согласно заявленной задаче; сопоставлять выполненную работу с образцом, вносить необходимые коррективы в действия после его завершения с учетом характера допущенных ошибок.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества – определять цели, функции участников, способы взаимодействия; управление коммуникацией – оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.
Личностные: расширять познавательные интересы, учебные мотивы; работать по заявленному заданию самостоятельно, осуществлять самоконтроль работы; проявлять прилежание в учебе; выражать желание осваивать новые приемы и действия, улучшать результаты труда.
Оборудование: заглавные и строчные буквы л-м рукописного и печатного шрифтов (запись на доске) ; раздаточные карточки с изображением букв занятия; «стилизованные буквы»; точечное изображение кота Леопольда; разрезные картинки с изображением мышат; картинки с изображением предметов, в названии которых есть буквы занятия.
Ход занятия
1.Оргмомент.
1.Развитие мелкой моторики. Пальчиковая гимнастика.
Логопед: Что мы сейчас делали? (пальчиковую гимнастику) Для чего её делали? (чтобы размять пальчики и «зарядить голову»).

2.Правила посадки при письме, правильное держание ручки.
Логопед: Почему надо правильно сидеть за партой? (чтобы не было искривления позвоночника и не болела спина)

3.Развитие зрительного и слухового восприятия.
Логопед: Послушайте стихотворение. Угадайте имя героя и раскрасьте картинку.
Есть на свете кот один,
Он учёный господин.
Если грустно станет вдруг –
Вспомни, он хороший друг.
Для него не страшен труд.
Знаешь, как его зовут?

Дети обводят по точкам изображение кота Леопольда, называют его имя, припоминают, из какого он мультфильма. Логопед записывает имя кота Леопольда на доске.
Логопед: Что мы сейчас делали? (обводили по точкам кота). Для чего? (чтобы развить зрительное внимание).

4. Развитие логического мышления и зрительного восприятия.
Логопед: Составьте из частей разрезную картинку и назовите остальных героев занятия.
Леопольду все друзья:
Мама, папа, ты и я,
Но его не любят …(мыши) –
Вот они бегут по крыше!
Дети составляют картинку с изображением двух мышат, бегущих по крыше. Логопед записывает слово мыши на доске.

2.Основная часть занятия.
1.Знакомство с буквами занятия. Соотнесение звуков с символами и буквами.
Логопед: Назовите первую букву в имени кота. (Л-эль). А с какой буквы мы записали слово мыши? (М-эм). Давайте попробуем сформулировать тему занятия. (Различение букв м-л)

2.Сравнение букв занятия.
Логопед: Сравните буквы занятия в печатном и рукописном шрифте среди заглавных букв и строчных.

3.Конструирование и реконструирование букв занятия.
Логопед: Постройте из элементов печатную и строчную буквы Л, затем «превратите» их в букву М. Для буквы л – выбираем один элемент (по количеству верхушек), для буквы м – два элемента.

4.Развитие зрительного восприятия.
Кто за дверью? Тихо… Слышишь?
Там опять скребутся мыши.
Нужно мышек нам позвать,
Буквы будем мы искать.

Логопед: Найдите все буквы л-м. (Выставляю пособие со стилизованными буквами л-м.)
Что мы сейчас делали? (находили буквы л-м) Для чего мы это делали? (чтобы не путать буквы л-м между собой)

5.Дифференциация букв занятия в слогах.
Логопед: Запишите слоги в две строчки. В первую – с буквой л, во вторую – с буквой м. Слоги: ма, ло, лу, мы, ле, ми, мо, ла, лы, му. Прочитайте слоги с буквой л, затем - слоги с буквой м.
Что мы сейчас делали?
(учились различать быквы л-м в слогах) Для чего мы это делали? (чтобы не путать буквы л-м)

6.Дифференциация букв на уровне слова.
Леопольд тебя встречает,
Чашку чая наливает,
Чай отличный – высший сорт,
А к нему отличный торт.
Ах, какая красота!
Именины у кота!

Логопед: Вставьте в праздничный торт Леопольда свечки с буквами л-м, так чтобы получились слова.
Карточка:
…е…кий, …ы…о, …и…а, со…о…а, с…о…а, …а…льчик, …о…око, …о…ь, с…е…о,
…ет…а, ш…е…ь, …а…ина
Записываем слова в тетради:
мелкий, мыло, Мила, солома, смола, мальчик, молоко, моль, смело, метла, шмель, малина
Что мы сейчас делали? (учились различать буквы л-м в словах) Зачем? (чтобы не путать буквы л-м)

7. Физминутка.
Дети выполняют движения по заданию логопеда.

8. Самостоятельная работа.
Логопед: Я буду диктовать слова, а вы будете записывать их в два столбика. В первый – с буквой л, во второй – с буквой м.
Лист, молоток, мышка, бегемот, маска, луна, месяц, лиса, ложка, мама.
- Чем отличается луна от месяца?
- Прочитайте слова первого столбика, а теперь – второго столбика.
- Что мы сейчас делали?
(писали слова с буквой л в один столбик, а слова с буквой м в другой столбик) Зачем? (чтобы не путать в словах буквы л-м)

9.Дифференциация букв занятия на уровне словосочетания.
Логопед: Кот Леопольд вчера гулял под дождём и промочил ноги.
Какие правила нам надо соблюдать, чтобы не промокнуть и не заболеть?
(если сыро –надевать резиновые сапоги, куртку или плащ, брать с собой зонтик; если промочил ноги, то дома их нужно высушить и согреть, выпить горячий чай)
Леопольд сегодня болен,
Он врачами не доволен:
Принесли ему врачи
Лишь пустые калачи!
Вы исправьте огорченье,
Что же нужно для леченья?
Чем можно вылечить больного Леопольда. Составьте словосочетания по картинкам, запишите их и подчеркните буквы л-м разными карандашами.

Словосочетания:
Чай с лимоном, молоко с мёдом, молоко с маслом, горячая грелка, витамины, уколы.

3.Итог занятия.
- Что мы делали на уроке? (учились различать буквы л-м)

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ Л - М

      Сравнение букв по словесному описанию.

      Запись букв в воздухе с закрытыми глазами.

      История о том, как буквы за покупками ходили.

Жили-были в городе Буквограде буквы Л и М . Жили они дружно, вместе играли, домики их стояли по соседству в алфавите. Некоторые ребята даже думали, что эти буквы - родные сестры, и путали их. В самом деле, буквы ведь были похожи. Чем похожи буквы, ребята? А чем они отличаются?

Однажды пошли буквы Л и М в магазин. В магазине продавались разные фрукты - яблоки, бананы, лимоны, мандарины. Буквы решили купить лимоны. Продавцы в магазине на каждый лимон наклеили этикетку с буквой Л , ведь в слове «лимон» первой пишется именно эта буква (демонстрация плаката). Букве М это так понравилось, что она тоже попросила наклеить свои этикетки. «Нет, - сказали ей продавцы, - ты слишком широкая, ты не не поместишься на лимоне, ведь у тебя не один крючочек, а два. Лучше выбери другие фрукты, например, мандарины. Они круглые, на них поместятся оба твоих крючочка. Да и первая буква в слове мандарин - М. Увидят ребята такие мандарины и не станут тебя путать с буквой Л . Они сразу вспомнят, какая буква стоит в начале слова «мандарин». Буква М согласилась. Посмотрите, как красиво получилось (демонстрация плаката).

С тех пор в городе Буквограде мандарины и лимоны продаются с этикетками.

Какая этикетка на лимонах? Мандаринах? Почему?

4. Работа с карточками.

На карточках - контурные изображения лимонов и мандаринов. Дети должны вписать соответствующие буквы.

5. Выкладывание букв из элементов.

Для выполнения этого задания потребуются вырезанные из картона элементы: ⌡ ɭ

Ведущий читает слова, а дети выкладывают из элементов букву, которая есть в слове. Слова: лапа, мак, лужа, мука, лыжи, мыло, лопата, столы, дама, полка, панама, сумка, вилка, стул, дом, соль, пол, ком, мел.

Мел, лес, люк. Миша, Лида, мед, люди, лиса, метла, милый, лень, ливень, мир.

6. Путешествие на море.

Наступило лето. Буквы Л и М поехали на море. Там они купались. загорали, играли. Букве Л больше всего нравилось кататься на лодке, ведь в слове «лодка» первая буква Л . А буква М очень любила купаться в море. Ей казалось, что волны моря похожи на букву М .

Посмотрите на карточку. Здесь нарисованы лодочки, которые плывут по морю. В каждую лодочку «посадите» букву Л . А волны моря сделайте из букв М .

Расскажите эту историю дома маме или бабушке, объясните им, почему буква Л больше всего любила кататься на лодке, а буква М - купаться в море.

7. Запись слогов и слов под определенными символами (лимон- мандарин, лодочка - волны моря). Инструкция: Слоги (слова) с буквой Л запишите под лимоном (лодочкой), а с буквой М - под мандарином (волнами моря).

8. Догони и верни букву.

Инструкция: Из слов убежали буквы Л или М. Догоните их и верните на место. Какое слово получилось? Слова:

Ашина, ...опата, ...исица, ...агазин, ...естница, ...едведь, ...олоко, со...нце, весе...о, у...ица, ...о...оток, ...ороз, костю..., ...имон, ...ед...енно, сто...ица, бо...ото.

Какие словарные слова вам встретились? Правописание каких гласных букв нужно запомнить? Напишите по памяти словарные слова в 2 столбика - в один с буквой Л , во второй - с буквой М .

9. Графический диктант.

Послушайте предложение. Скажите, сколько в нем слов. Начертите графическую схему предложения - столько черточек, сколько слов в предложении. Первую черточку рисуем с уголком. Это значит, что первое слово в предложении пишется с большой буквы. В конце предложения поставим точку. Назовите первое (второе, третье и т.д.) слово. Есть в этом слове буква М или Л? Напишите над соответствующей черточкой букву.

Образец : Мила любит мороженое.

Мл л м.

Предложения для графического диктанта.

Люда моет ладони мылом.

Марина помогает маме полоть лук.

Леша и Маша рисовали слона.

Муха села на салфетку.

Молоко убежало с плиты.

Летом в лесу много малины.

Медведь любит сладкую малину.

Мама купила масло, молоко и шоколадку.

В лесу жили олени, волки, медведи.

10. Слуховой диктант.

Слова для диктанта: малина, лимоны, лампа, молоко, малыши, сломал, мешал, мазал, вымыл, менял, смеялся, милый, смелый, пламя, пломба, клумба, молния, металл, алмаз, мускулы, Михаил.

Текст для диктанта.

Малыш Миша

Миша маленький. Мама любит Мишу. Миша милый малыш. Мама купила Мише новую машинку. Миша катал машинку по полу. Мама позвала Мишу ужинать. Миша вымыл ладони мылом. Мама дала Мише молочную лапшу. Потом Миша ел хлеб с маслом и пил малиновый компот.

11. Работа со словами-паронимами .

Инструкция : Ребята, буквы Л и М прислали вам шифровку. Прочитайте слова. Объясните значение каждого слова. Запишите слова. Подчеркните букву Л одной чертой, а букву М - двумя.

М Л Л Л

ёд ил аска ак

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!