Мифы о бермудском треугольнике. Бермудский треугольник: мифы и правда, семь реальных фактов об этом загадочном объекте

Людей, как и много столетий назад, манит неизведанное. И Бермудский треугольник из этой области. Предлагаем вашему вниманию семь реальных фактов об этом загадочном объекте.

Рождение мифа

Показательно, что исчезновение корабля «Циклоп» в 1918 году не объяснялось тайной Бермудского треугольника больше полувека с момента инцидента. Первая статья о феномене появилась только в 1950 году. Её автором был американский журналист А. Джонс. Свой материал он назвал оригинально — «Море дьявола». Должного эффекта публикация не произвела, о Бермудском треугольнике не начали говорить с придыханием и страхом. Так начали говорить только в 1974 году, когда вышла книга Чарльза Берлица «Бермудский треугольник». Сказать, что книга была встречена «на ура», значит ничего не сказать. Она стала бестселлером. Поддержанная популярным исследователем Дэвидом Куше, она даже стала восприниматься как настоящая теория, хотя сам Куше и называл феномен Бермудского треугольника «Великолепной сказкой для взрослых».

Информационная подпитка

Пресса полюбила . Это не удивительно: неразрешимый феномен, к тому же облаченный в панцирь мистики и зловещего рока, был читателям невероятно интересен. Показательно, что «треугольнику» приписывались исчезновения, происходившие и в других районах Земли. К ним относится случай с «Фреей», которая была брошена экипажем в 1902 году в Тихом океане, и трагедия «Глоубмастера», упавшего в 1951 году недалеко от Ирландии. Если отметить на глобусе места всех исчезновений, приписываемых району Бермудского треугольника, то окажется, что они разместятся на территории, которая охватывает Карибское море, Мексиканский залив и большую часть Северной Атлантики. Часто журналисты писали свои материалы не на основе исследований, а просто на основе чужих статей, таким образом делая предположения и догадки гипотезами и мнениями.

Проект «Магнит»

В западной журналистике есть целый жанр, когда статья пишется без всякой опоры на реальность, чем фантастичнее статья в таком жанре — тем лучше. Вокруг Бермудского треугольника ещё 40 лет назад было построено множество «секретностей» от прессы. Одним из примеров такой фальсификации может судить загадочный «Проект «Магнит». Его держали якобы в секрете до 1963 года, пока корреспондент журнала U. F. О. Investigator не «раскрыл» его существование. По сообщению корреспондента, который «обнаружил» один из самолетов, обслуживающих «Проект», «на вспомогательной взлетно-посадочной полосе» аэропорта в Сан-Франциско, «эта тщательно скрываемая программа исследований» была «весьма знаменательно связана» с исследованием НЛО, предпринятым канадским правительством. Проект обслуживали специально оборудованные самолеты «Супер-Констеллейшн» и пилоты в гражданской одежде. Вместе со статьей была опубликована фотография хвостовой части фюзеляжа, на котором крупными буквами было написано «ПРОЕКТ МАГНИТ». Странный способ держать проект «в секрете»! По сообщению этого корреспондента, которому «удалось ввязаться в разговор» с сотрудниками «Проекта», «одним из наиболее важных результатов исследований» было открытие «особых магнитных сил», действующих над районом Карибского моря, где в свое время исчезли пять самолетов военно-морских сил.

Суждения в виде версий

Сторонники тайны Бермудского треугольника выдвинули несколько десятков различных теорий для объяснения тех таинственных явлений, которые, по их мнению, там происходят. Эти теории включают в себя предположения о похищении судов пришельцами из космоса или жителями Атлантиды, перемещения через дыры во времени или разломы в пространстве и другие паранормальные причины. Высказываются предположения, что причиной гибели некоторых судов, в том числе и в бермудском треугольнике, могут быть так называемые блуждающие волны, которые, как считается, могут достигать в высоту 30 метров. Также предполагается, что при определённых условиях в море может генерироваться инфразвук, который оказывает воздействие на членов экипажа, вызывая панику, в результате которой они покидают судно.

Жертвы треугольника

Доказанных жертв Бермудского треугольника не так и много. То есть тех, кто пропал при действительно загадочных обстоятельствах в данном районе океана. Половину случаев, описанных уже годы спустя после события, выдает явное незнание реальной информации о погодных условиях. Распространенная фигура: стояла безветреная погода, и вдруг корабль пропал. Некоторые из пропавших судов действительно проходили через Бермудский треугольник, однако нет никаких оснований утверждать, будто они исчезли именно там. В целом ряде случаев авторы статей о Бермудском треугольнике сознательно замалчивали информацию, которая могла бы легко и просто объяснить данное исчезновение. В общем и целом, мы можем говорить примерно о сорока «жертвах» Бермудского треугольника. Это с учетом того, что создатели мифа — журналисты, начинали «исследовать проблему» с конца XIX века. Всего сорок случаев за век с лишним, хотя до сих пор за год падает не один десяток самолетов по всему миру.

Вудро Вильсон История с «Циклопом» тесно связана с президентом США Вудро Вильсоном. Тем самым, который за организацию Финансовой резервной системы красуется на 100000-долларовой купюре. Так вот, этот человек был очень романтичным. Он красиво проявил себя именно при пропаже «Циклопа». Когда в порт не пришло многотонное судно с 390 людьми на борту и огромным грузом необходимого в металлургии марганцевой руды, он сказал: «Только море и Бог знают, что случилось с этим кораблем». Но не сказал: «Она утонула».

Научное объяснение

Наука характеризуется строгой системностью. То, что происходит в Бермудском треугольнике не показывает ни порядка, ни системы. Вернее, систему показывает, но она имеет отношение скорее к информационной политике. Статистика же говорит, что район обозначенного Бермудского треугольника не опасней любого другого участка океана, где формируются циклоны и часто бывают шторма. Логистика говорит, что это один из самых загруженных судоходством участков океана. Опыт мореплавания говорит, что Саргассово море не удобно для судоходства. Статистика также говорит, что столкновение кораблей — не редкость. По данным Ливерпульской ассо-циации страховщиков, в 1964 году в результате столк-новений затонуло 18 судов, а 1735 судов получили аварийные повреждения. В 1965 году эти цифры были соответственно 14 и 1945, причем статистикой учиты-вались только крупные суда тоннажем более 500 регистровых тонн. Та же статистика говорит, что одной из главных при-чин столкновений судов является теснота на морских дорогах.

Это может показаться странным, но их вполне можно связать!

Исследователи обычно начинают список жертв Бермудского треугольника с корабля «Розали», экипаж которого исчез при невыясненных обстоятельствах в 1840 году. Судно было найдено в море дрейфующим неподалеку от Багамских островов. Оно было в полном порядке, груз оказался нетронутым, на корабле никаких следов борьбы или насильственной смерти экипажа. Тем не менее единственным живым существом на судне являлась канарейка.
На самом деле таинственные исчезновения в проклятом море происходили и ранее, просто на них никто не обращал внимания. Не один десяток английских, французских, голландских, американских судов навсегда пропал в этих водах. Если нанести на карту районы предположительной гибели в Атлантике всех пропавших без вести судов, больше всего их наберется в районе «треугольника», а зона вокруг Бермудских островов вообще побьет все рекорды.
Каждый год в Бермудском треугольнике гибло несколько кораблей. Иногда, как в 1853 году на «Мэри Селест», бесследно исчезал экипаж. Впрочем, всему этому еще можно найти какое-то разумное объяснение, ведь в те времена не было никакой радиосвязи и суда не могли подать сигнал бедствия. Сложнее обстоит дело с катастрофами XX века, когда оборудованные по последнему слову техники корабли и самолеты пропадали, не подав сигнала о бедствии!
Так, 4 марта 1918 года от острова Барбадос отошел грузовой пароход «Циклоп» водоизмещением 19 600 тонн, на борту которого было 309 человек и груз — марганцевая руда. Судно для того времени было одним из самых больших в составе военно-морского флота США. Оно направлялось в Норфолк, но туда так и не прибыло. Оно ни разу не послало сигнала SOS и не оставило после себя никаких следов. При этом немецкие подводные лодки не действовали в тех районах, минных постановок там тоже не существовало. Погода стояла предательски хорошая, а спасательные службы не обнаружили никаких обломков судна. Министерство военно-морского флота США после тщательного расследования опубликовало следующее заявление: «Исчезновение «Циклопа» является одним из самых крупных и наиболее трудноразрешимых случаев в зафиксировало записывающее устройство.
В 1971 году в «треугольнике» бесследно исчезло большое грузовое судно, доверху нагруженное макулатурой. Конечно, оно могло затонуть, но бумага обязательно всплыла бы и рассредоточилась по поверхности океана. Однако, несмотря на упорные поиски, не было обнаружено ни одного обрывка газеты. В том же году исчез крупный сухогруз «Эль Кэриб», который, помимо всего прочего, был оборудован автоматической системой оповещения о бедствии. Судно просто пропало, не послав никаких сигналов. В конечном счете даже власти вынуждены были считаться с загадочными явлениями: после исчезновения в 1973 году рыболовного судна «Линда» береговая охрана США рекомендовала американским кораблям обходить опасный район и плавать более долгим кружным путем.
Суда в «треугольнике» пропадают и в наши дни. В 2004 году, по имеющимся у меня данным, там таинственно исчезли четыре корабля, в том числе и упомянутый выше «Билл Уорчестер». Удовлетворительных объяснений не существует, все имеющиеся версии притянуты за уши, и поверить в них может разве что человек совсем простодушный. То же касается и самолетов. Как только в XX веке начались полеты над этианналах военно-морского флота. Точно не установлено даже место катастрофы, не известны причины несчастья, не обнаружено ни малейших следов судна. Ни одна из предложенных версий катастрофы не дает удовлетворительного объяснения, при каких обстоятельствах оно пропало». Президент Вудро Вильсон сказал, что «только Бог и море знают, что произошло с кораблем».
В 1968 году в «треугольнике» бесследно исчезает атомная подводная лодка флота США «Скорпион». Это тоже одна из самых загадочных жертв. Дело в том, что «Скорпион» не подал никаких сигналов бедствия и просто пропал с экранов радаров сопровождавших его надводных кораблей. Но даже не это самое странное и жуткое: дело в том, что 20 лет спустя «Скорпион» внезапно появился на экранах берегового радара неподалеку от Бермуд и даже подал свои позывные! Радист, принявший их, сошел с ума, но факт передачи позывных м районом океана, самолеты стали гибнуть один за другим, опять же не подавая сигналов бедствия! Конечно, один самолет может взорваться в воздухе, не успев подать сигнал, но как быть с исчезновением сразу шести самолетов в декабре 1945 года?
В тот день стояла отличная погода. В воздух поднялось звено из пяти торпедоносцев флота США, совершавшее учебный вылет в районе «треугольника». Когда полет, по расчету времени, должен был подходить к концу, от командира звена поступило странное сообщение:
— Состояние у нас аварийное, мы не видим землю, повторяю, мы не видим землю!
— Сообщите свои координаты! — запросил командно-диспетчерский пункт.
— Мы не можем определить наше местоположение, мы не знаем, где находимся, мы заблудились.
— Держите курс на запад! — приказали звену. Последовало долгое молчание, затем командир звена ответил:
— Мы не знаем, где запад, все очень странно. Мы не можем определить направление, а океан выглядит не так, как обычно.
Это уже вообще не лезло ни в какие ворота, — даже если навигационное оборудование вышло из строя, пилот всегда может сориентироваться по солнцу! Голос пилота звучал все тише, и вскоре связь с ним прервалась. На поиски мгновенно вылетел спасательный самолет, направившийся прямиком в район Бермуд. Как только он приблизился к району, где предположительно находились торпедоносцы, связь с ним была потеряна.
Командование охватила паника. В район трагедии бросили все имеющиеся в этом месте корабли и самолеты. И тем не менее никаких следов не обнаружили: ни обломков, ни спасательных плотиков, имевшихся на каждом самолете, ни одного из 27 членов экипажа, хотя море было исключительно спокойным. Но самое странное и страшное — то, что глубоким вечером радист базы услышал в эфире позывные торпедоносцев, у которых уже несколько часов назад должно было закончиться горючее!
Это далеко не последняя массовая катастрофа над Бермудами. В 1963 году в «треугольнике» разбились два самолета-заправщика. Столкнуться они не могли, поскольку их обломки были найдены в 240 километрах друг от друга! Причины катастрофы не выяснены до сих пор.

Как «открывали» Бермуды
Сегодня Бермуды — английское владение. Однако так было далеко не всегда. Копаясь в архивах, Этьен с удивлением обнаружил, что подозрительно долгое время колонистов на островах не было. Это тем более странно, что острова с географической точки зрения расположены исключительно выгодно. Они находятся на достаточно оживленных морских путях и могут быть использованы как перевалочная станция для купеческих кораблей, идущих из Европы в Америку и обратно. Однако ни англичане, ни кто-либо другой не использовали их в этом качестве, предпочитая более далекие Багамы. Это решение малопонятно, если, конечно, не знать мрачной истории острова.
Дело в том, что поселенцы, которые пытались основать здесь колонию, дважды погибали при загадочных обстоятельствах. Британский корабль высаживал их на берег, отплывал, а когда несколько месяцев или недель спустя приплывало другое судно, оно не заставало никаких следов пребывания колонистов, не говоря уж о самих людях. Колония была основана только с третьей попытки, и то оказалась не слишком жизнеспособной. Район Бермудских островов пользовался весьма дурной славой среди мореходов. Именно здесь еще в те времена гибли многие корабли; правда, тогда это приписывали коварным штормам и течениям, а порой и морским чудовищам. Поэтому суеверные моряки старались обходить острова стороной.
Конечно же, они не знали, что перед ними последний осколок древнего острова, зловещие горы Шаккаб, которые хранят немало жутких тайн.
Археологические раскопки в этом месте наверняка дали бы потрясающие результаты, однако до сих пор никто не считал нужным всерьез заниматься ими. А ведь на побережье островов кое-где невооруженным глазом видны остатки древних стен… На многие островки в Бермудском архипелаге нога человека не ступала вообще. Это большие, поросшие лесом скалы, подходы к которым затруднены мелями и рифами. Короче говоря, не самое приятное место для морехода. Что удивительно, точной лоции, на которой были бы обозначены все подводные препятствия, нет до сих пор. Вот что писал в судовом журнале капитан одного британского фрегата, который в XVIII веке пытался подробно обследовать весь архипелаг:
16 июля. Попытался подойти к острову Рейса, на который пока никому не удавалось высадиться. Говорят, на пути к нему мели, рифы и сильные водовороты. Действительно, в двух тысячах ярдов от острова корабль начал касаться дна. Лот показал, что дальше мы не продвинемся. С трудом при помощи шлюпок отвели корабль назад.
18 июля. Снова подошел к острову Рейса. Спустил шлюпку для обследования острова. Бесполезная затея, в полутора тысячах ярдов от острова шлюпка попала в водоворот и перевернулась. Спасти никого не удалось.
21 июля. Очередная попытка подойти к острову сорвалась, мы наткнулись на риф. К счастью, повреждения небольшие, но дальнейшие попытки придется оставить, я не вправе рисковать фрегатом. Можно считать установленным, что подходы к острову несудоходны и он не может быть пиратским гнездом, о чем упорно ходят слухи среди местных жителей.
К сожалению, капитан ничего не пишет об этих слухах. Почему местные считали остров пиратским гнездом? Они видели там людей или, быть может, корабли? Только ли про остров Рейса ходили легенды или, может, этим славились и другие острова? Загадка за загадкой…

«Летучие голландцы » — одна из многочисленных страшных легенд об Атлантике, которая появилась вскоре после открытия Америки Колумбом и потускнела лишь в XVIII веке. Корабли-призраки существовали в действительности и управлялись людьми, которые желали, чтобы их принимали за «летучие голландцы». Действовали они осмысленно, повинуясь единому плану. «Летучие голландцы» избирательно нападали на английские, голландские и французские суда, щадили испанские и португальские. Коммерческой выгоды, похоже, не преследовали. «Призраки» действовали в определенных районах Атлантического океана.

Какова цель их действий? Они просто не подпускали, отпугивали от берегов Америки суда стран — конкурентов Испании и Португалии. Складывается впечатление, что «призраки» действовали в интересах именно этих двух держав. Между тем давно и хорошо известно, что интересы испанцев в Америке совпадали с интересами Церкви и масонов; точнее говоря, политика последних проводилась руками испанцев. То есть в действиях «летучих голландцев» были заинтересованы в первую очередь тайное мировое правительство и испанские власти. Впрочем, испанцы действовали вполне открыто, посылая могучие эскадры против своих соперников, — вспомним хотя бы Непобедимую армаду. Создание флота кораблей-«призраков» больше похоже на дело рук масонов — это их стиль, их почерк. Попробуем связать все известные нам факты в рамках этой версии.

Действительно, с древних времен среди европейских мореходов кто-то распространял и поддерживал слухи об ужасах Атлантического океана. Морские змеи, неведомые чудовища, жуткие призраки и сирены — все они фигурируют на страницах средневековых книг, увидевших свет при активном участии Церкви. Цель этой аферы достаточно ясна: необходимо было отпугнуть европейских мореплавателей, отвлечь их от идеи проведения экспедиций в западных морях, во время которых кто-то из них мог бы случайно открыть Америку. В случае если бы это произошло, масоны понесли бы весьма чувствительные убытки; вот и приходилось придумывать всевозможные страшные легенды для обуздания не в меру любопытных.

Но вот Америка открыта, и вслед за испанскими моряками туда хотят направить свои корабли представители других наций. Церковь кровно заинтересована в удержании монопольной власти над этими землями в руках марионетки, испанской монархии. В других державах она видит опасных конкурентов и поспешно освящает договор, в соответствии с которым все права на Америку достаются испанцам и португальцам. Но масоны понимают: кусок бумаги не удержит тысячи моряков и искателей приключений, и решают прибегнуть к новым методам устрашения.

В Европе активно распространяется легенда о «Летучем голландце». Одновременно создается флот из кораблей-«призраков» — старых, отслуживших свое судов. Корабли приобретали «скупщики» из Глазго — а возможно, и их собратья по профессии по всей Европе — и отправляли на некую таинственную базу. Там ветхие «калоши» проходили ремонт и становились пригодными для дальних плаваний. Перед ними ставилась задача перехватывать и уничтожать как можно больше судов стран — конкурентов Испании. «Призраки» справлялись с этой задачей весьма успешно; трудно даже предположить, какой процент из огромного числа пропавших без вести в океане за три столетия кораблей на их совести. С расцветом английского пиратства между корсарами и «голландцами» вспыхнула настоящая война; «призраки» активно прореживали ряды морских разбойников. Однако у них было и свое слабое место: «голландцы» действовали наверняка, потому что одна неудачная атака раскрыла бы весь грандиозный обман. Поэтому на наиболее маститых и бесстрашных пиратов нападать опасались, стараясь воздействовать на психику. Известно, что знаменитый капитан Морган наблюдал «летучих голландцев» не менее десятка раз.

Однако испанская держава дряхлела, приходила в упадок, и действия «летучих голландцев» не спасали ее от конкурентов. У масонов и подконтрольной им Церкви появились свои проблемы — XVIII век принес с собой Просвещение, в генеральное наступление перешли таинственные ученые — иллюминаты. Поэтому деятельность «призраков», не имевшая практически никакого смысла, постепенно свернулась.
Давайте внимательно поглядим на карту встреч с кораблями-«призраками». Большинство «голландцев» встречалось именно в районе к югу от Бер-муд! Неужели таинственные острова и были базой призраков? В пользу этого предположения говорило и то обстоятельство, что корабли, приобретенные таинственными скупщиками, отправлялись на запад, в сторону Америки. Лучшей базы для них, нежели Бермуды, найти трудно: острова как бы нависают над крупными торговыми путями. С них легко попасть и в Центральную и Южную Атлантику, и в район Карибского моря» туда, где и хозяйничали «летучие голландцы».

Кассе даже съездил на Бермуды и на небольшом вертолете обогнул архипелаг. Его внимание привлек тот же самый остров Рейса , который упоминался выше. Это достаточно большая и высокая скала с обширной бухтой, к которой едет извилистый проход. Лучшее место для тайной якорной стоянки в те времена, когда еще не существовало авиации, придумать трудно. Стоявшие там корабли не видны с моря, а благодаря высоким скалам и деревьям их мачты не возвышались над островом. В бухте могли вполне свободно разместиться и маневрировать до десятка парусников.

Конечно, для крупной базы Рейс слишком мал. Но кто сказал, что «голландцы» базировались в одном месте? Возможно, у побережья Америки существовали и другие базы, Бермуды являлись лишь основной из них. Не исключено, что ремонтировались корабли где-то в Карибском море, затем перегонялись на Бермуды и уже оттуда совершали свои разбойничьи набеги. Собственно говоря, «голландцев» и не должно было быть очень много — не более 15-20 парусников, иначе секрет оказался бы раскрыт гораздо быстрее. Если учесть, что часть из них постоянно находилась в плавании, размеры бухты острова Рейса оказываются вполне достаточными.
Естественно, обследование острова не привело ни к каким результатам. На берегу не было найдено ничего такого, что говорило бы о наличии здесь базы. Впрочем, оно и понятно — действия «голландцев» прекратились более двух столетий назад, и масоны наверняка тщательно замели все следы.

Как нам рассказали старожилы Бермуд, с островом Рейс были связаны жуткие легенды. Якобы там обитали злые духи, в ненастные ночи на скалах появлялись призрачные огни, а смельчаки, пытавшиеся добраться до острова, поголовно погибали. Этьен легко поверил им — именно жуткие легенды, мели и рифы способствовали на протяжении столетий сохранению тайны. Когда же масоны поняли, что, несмотря ни на какие преграды, люди стремятся раскрыть загадку Рейса, они в спешном порядке ушли оттуда вместе со своими кораблями.
Впрочем, старожилы рассказали и другие интересные вещи. Оказывается, кто-то по-прежнему охраняет Бермудские острова от слишком любопытных глаз людей, пытающихся проникнуть в тайны…

В западной части Атлантического океана, у юго-восточных берегов Америки, есть район, который приблизительно напоминает по форме треугольник. Стороны его тянутся от точки северней Бермудских островов к югу Флориды, потом вдоль Багамских островов к острову Пуэрто-Рико, где вновь поворачивают на север и возвращаются к Бермудам около 40 ° западной долготы.

Это – одно из самых удивительных и таинственных мест на нашей планете. В этом районе, как правило именуемом , исчезли без следа (после 1945 г.) больше 100 самолетов и кораблей (в том числе подлодок) и больше 1000 человек.

1909 год — в Бермудском треугольнике пропал капитан Джошуа Слокам, самый известный и искусный моряк тех времен. Он первый на планете прошел под парусом вокруг земного шара. 1909 год, 14 ноября — он отплыл от острова Мартас-Винъярд и взял курс на Южную Америку; с того момента от него и о нем не было никаких известий.

Версий, которые объясняют продолжающиеся исчезновение людей, кораблей и самолетов, предлагалось множество.

К примеру среди них такие: внезапная волна цунами как следствие землетрясений; болиды, взрывающие самолеты; нападение ; , захватывающее в другое измерение; воронка электромагнитных волн и сил тяготения, которая заставляет корабли блуждать, а самолеты падать; сбор образцов живых существ Земли, который осуществляют подводные или воздушные НЛО, управляемые представителями древнейших цивилизаций, или космические существа, или люди из будущего и т. п.

Разумеется, каждый год над Бермудским треугольником пролетает множество самолетов, его пересекает большое количество судов, и остаются они целы и невредимы.

К тому же во всех морях и океанах мира по разным причинам терпят бедствия корабли и самолеты (тут следует заметить, что «бедствие» и «исчезновение» различные понятия. В первом случае в воде остаются обломки и трупы; во втором – не остается ничего). Но нет такого другого места, где при чрезвычайно необычных обстоятельствах происходило бы столько необъяснимых, неожиданных исчезновений.

Библиотекарь Лоуренс Д.Куше (Аризона) в своей книге «Бермудский треугольник: мифы и реальность» «разоблачает» тайну этого района. Он полагает, что это сенсация, обросшая легендами. При этом он только выборочно отвергает некоторые из случаев, оставляя за бортом большинство таинственных исчезновений, к которым он так и не смог подобрать ключи.

И уж абсолютно не втиснуть в рамки концепции Куше, объясняющего все случаи исчезновения кораблей и самолетов «обычными» причинами, странные , оставленные экипажами. Ведь с 1940 по 1955 гг таких кораблей там было встречено около 50-ти! Французское судно «Розана» вблизи Багамских островов (1840 год). Шхуна «Кэролл А. Диринг» с поднятыми парусами, с приготовленной пищей на камбузе, с двумя живыми кошками (1921 год). Судно «Рубикон» с одной собакой (1949)…

А вот такой случай 1948 г. Л.Куше отказывается интерпретировать.


30 января, ранее утро — капитан Макмиллан, командир самолета «Стар Тайгер» типа «Тюдор-IV», который принадлежал компании «Бритиш саут америкен эйруэйз» (БСАА), запросил диспетчеров на Бермудах и сообщил сведения о своем местонахождении. Подтвердил, что на борту все в порядке и что он следует точно по расписанию.

Это было последним, что услышали о «Стар Тайгере». Начались поиски. 10 судов и около 30-ти самолетов прочесывали весь район океана по маршруту следования. Не обнаружили ничего: ни масляных пятен на поверхности воды, ни обломков, ни тел погибших. В заключении комиссии говорилось, что никогда еще следствие не стояло перед решением более трудной задачи.

«Это действительно неразгаданная тайна неба», – вынужден признать Л.Куше.

Среди летчиков и моряков немало тех, кто считает, что «в районе с таким интенсивным движением вполне естественно возможно представить себе самолет, корабль или яхту, которые потерялись вследствие стечения обстоятельств – неожиданный шквал, мгла, поломка».

Они уверяют, что треугольника не существует, что само это название ошибка или досужий вымысел для слишком увлеченных фантастикой людей. С их мнением согласны авиакомпании, обслуживающие этот район. По поводу существования самого Бермудского треугольника и его границ споры не утихают по сей день. Какая его настоящая форма, как родились среди экипажей судов, яхт, подлодок легенды об исчезновениях? Возможно, из-за популярности этих легенд любая необъясненная авария сразу же толкуется как исчезновение? Не в этом ли причина?

Радио и телевидение засыпало вопросами очевидцев, летавших в этом районе, доводя их до нервозности и психоза. Как правило при таком напряженном обмене вопросами-ответами в конце концов следовало: «неоднократно летал через треугольник, и ничего не происходило. Никакой опасности нет».

Несмотря на это, загадочные аварии и бедствия в треугольнике и прилегающих районах не прекращаются.

1970-е годы — в непосредственной близости от аэропорта Майами, над сушей, несколько самолетов потерпели крушения, которым не нашлось объяснений. Один из них – рейс 401 на Истон («Локхид» Л-102), на борту которого было больше 100 человек, исчез 29 декабря 1972 г. Расследование обстоятельств исчезновения рейса 401, может быть, проливает какой-то свет на многие предыдущие неожиданные исчезновения над океаном.

Известно, что этот самолет за последние 7-8 сек. полета снижался на такой скорости, что за ним не смогли уследить ни диспетчеры в Майами, ни пилоты. Так как все альтиметры работали, при обычном снижении у летчиков хватило бы времени, чтобы выровнять самолет. Но снижение происходило до такой степени быстро, что диспетчеры в Майами смогли зафиксировать только одно отражение за время поворота радара (40 сек.). К следующему повороту самолет с 300 метров снизился уже ниже 100, а возможно, уже врезался в воду.

Такую скорость снижения не объяснить ни выходом из строя автоматической системы управления, ни потерей скорости, ни неопытностью пилотов или возникающим на половинной мощности флаттером. Для этого, конечно, должна была быть некая причина, связанная с атмосферой. Может быть – какая-либо аномалия магнитного поля.

Первый из известных нам очевидцев, записавших свои наблюдения за свечением в этом районе, был Колумб. 1492 год, 11 октября — за два часа до захода солнца, с борта «Санта-Марии» он наблюдал, как в западной части Саргассова моря поверхность воды у Багамских островов начала светиться белым светом. Такое же свечение полос в воде (или течения) наблюдали через 500 лет американские астронавты.

Этот загадочный феномен объясняют разными причинами, как-то: поднятие торфяной муки косяком рыб; самим косяком рыб; другими организмами. Какими бы ни были причины, до сих пор неподтвержденные, этот таинственный свет продолжает наблюдаться с поверхности моря, а в особенности красив он с неба.

Другое удивительное явление в треугольнике, замеченное впервые также Колумбом во время первой экспедиции, по сей день остается объектом споров и вызывает удивление. 1492 год, 5 сентября — в западной части Саргассова моря Колумб вместе с экипажем наблюдал, как огромная огненная стрела пронеслась по небу и то ли упала в море, то ли попросту исчезла.

Спустя несколько дней заметили, что компас показывает что-то непонятное, и это всех испугало. Может быть, в районе треугольника – в небе и на море – электромагнитные аномалии влияют на движение судов и самолетов.

Другая версия, тайны Бермудского треугольника, предполагает существование связи между исчезновениями кораблей и самолетов с другими явлениями. Называют их по-разному – «аномалии воздушной среды», «отверстие в пространстве», «расщепление неизвестными силами», «небесная ловушка», «яма тяготения», «захват самолетов и кораблей живыми существами» и т. п. Но пока это только попытка объяснить непонятное непонятным.

В большинстве случаев исчезновения в треугольнике не оставалось ни одного живого человека и не найдено ни одного тела. Однако в последние годы некоторые из летчиков и моряков нарушили хранимое до этого молчание и начали рассказывать, как они смогли вырваться от каких-то сил в этом районе. Изучение их опыта, даже способа, при помощи которого удалось спастись, может быть, поможет найти объяснение хоть чему-то в этой тайне.

Часто в спорах о сути феномена Бермудского треугольника приводится такой аргумент: корабли и самолеты гибнут повсюду в мире, и если достаточно большой треугольник наложить на карту любого района интенсивного движения кораблей и самолетов, то окажется, что именно в этом районе произошло много крушений и катастроф. Значит, никакой загадки нет?

И еще добавляют: океан большой, судно или самолет в нем – крупинка, на поверхности и в глубине движутся разные течения, а потому не удивительно то, что поиски не дают результатов. В Мексиканском заливе скорость северного течения 4 узла в час. Самолет или корабль, потерпевшие бедствие между Багамскими островами и Флоридой, с момента последнего сообщения могут оказаться абсолютно в другом месте, что вполне может выглядеть как исчезновение.

Однако не надо забывать, что эти течения известны и береговой охране и в организации поисков обязательно учитываются и течение и ветер в районе пропажи. Поиски крупных судов ведутся в радиусе 5 миль, самолетов – в радиусе 10 миль, мелких судов – в радиусе 15 миль. Поиски ведутся в полосе «следа-перемещения», то есть учитываются направление движения объекта, скорость течений и ветров.

Более того, затонувшие части судов и самолетов легко засасываются илом, их может упрятать шторм, а последующий снова выбросить, их могут обнаружить подводные лодки и пловцы.

Мэл Фишер, аквалангист, который работал в САБА (организация, занимающаяся спасением судов и грузов), в свое время проводил подводные поиски на континентальном шельфе Атлантического океана и Карибского моря в районе Бермудского треугольника. В то время, когда «неоавантюристы» развили бешеную деятельность по розыску испанских галионов с золотом, которых здесь пошло ко дну довольно много, он нашел на дне другие удивительные трофеи.

Когда-то они, вероятно, интенсивно разыскивались, но в последствии о них позабыли. Такие скопления металла как правило обнаруживаются с помощью магнитомеров, в тысячу раз более чувствительных, чем компас, реагирующий на скопление металлов под водой. Именно при помощи этих приборов Фишер часто находил другие предметы – вместо вожделенных испанских сокровищ ныряльщики, спускавшиеся на дно океана по показаниям магнитомеров, часто обнаруживали старые истребители, частные самолеты, самые разные корабли…

Как-то раз на дне в нескольких милях от берега обнаружили паровоз. Фишер оставил его нетронутым для историков и океанологов.

По его мнению, причиной исчезновения некоторых кораблей в районе Флорида – Багамы – могли быть невзорвавшиеся бомбы, сброшенные во время прошлой войны, а также торпеды и плавучие мины, используемые в современных учениях.

Фишер обнаружил множество обломков, принадлежность которых установить не удалось. Он заключил, что сотни кораблей во время бурь попадали на рифы, многие из них поглощены илом. В действительности, течение в Мексиканском заливе в районе оконечности полуострова Флорида несет много ила, который может поглотить даже крупные корабли, лежащие на дне.

Может быть, морские течения и являются виновниками безрезультатных поисков погибших кораблей и самолетов. Но имеется еще одна тайна Бермудского треугольника, так сказать его особенность. Это так называемые «голубые» пещеры, разбросанные по всему мелководному району Багамских островов, бездонные пропасти в известняковых обрывах. Несколько тысячелетий назад эти пещеры были сталактитовыми гротами на суше, но после очередного ледникового периода около 12-15 000 лет назад уровень моря поднялся и «голубые пещеры» стали жилищем рыб.

Эти известняковые пещеры идут до самой кромки континентального шельфа, пронизывают весь известняковый слой, некоторые пещеры достигают глубины 450 м, другие тянутся к подземным пещерам на Багамских островах и связаны с озерами и болотами.

«Голубые пещеры» расположены на различных расстояниях от поверхности моря. Аквалангисты, нырявшие в эти подводные пещеры, обращали внимание на то, что их залы и коридоры так же сложны, как и залы и коридоры земных пещер. Кроме этого, в некоторых «голубых пещерах» течения до такой степени сильные, что представляют опасность для подводников. Из-за приливов и отливов большая масса воды одновременно начинает всасываться, образуя на поверхности водовороты. Возможно, что такие водовороты всасывают небольшие суда вместе с командой.

Эту гипотезу подтвердила находка в одной из пещер на глубине 25 метров рыболовного судна. Его нашел океанолог Джим Сон во время подводных исследований. Были обнаружены шлюпки и небольшие суденышки и в других пещерах на глубине больше 20 метров.

Но причиной пропажи крупных судов в этом районе, как видно, следует считать неожиданные торнадо и цунами. Проносящиеся грандиозные смерчи зарождаются в определенный сезон года и поднимают огромные массы воды в виде воронки. Бесчисленные торнадо, подобно проносящимся над сушей смерчам, поднимающим в воздух крыши, заборы, автомобили, людей, полностью разрушают мелкие суда и низко пролетающие самолеты.

В дневное время торнадо видны, и есть возможность избежать их, но по ночам и при плохой видимости самолетам очень трудно уклониться от них.

Но основным подозреваемый во внезапном потоплении кораблей в море – цунами, рождающиеся при обычных подводных землетрясениях. Бывает, цунами достигают высоты 60 метров. Они возникают внезапно, и при встрече с ними корабли в мгновение ока тонут или переворачиваются.

Подобную огромную разрушительную силу имеют так называемые «оползневые» волны. Они являются следствием смещения на дне масс грунта, происходящего из-за отслоения отложений. Оползневые волны не достигают таких высот, как цунами, но имеют большую энергию и вызывают мощные приливные течения. В особенности опасны они для мореплавателей потому, что плохо различаются глазом. Если такая волна приходит неожиданно, корабль может быть вмиг разбит, а обломки разбросаны на очень большом расстоянии.

А не может ли нечто подобное произойти с самолетом в воздухе?

Вообще в воздухе также зарождаются деформации, подобные цунами. В особенности часто они возникают, когда самолет движется на большой скорости. На высоте ветер изменяется, и часто бывает, что взлетающие или снижающиеся самолеты сталкиваются с ветром, дующим совсем в другом направлении, которое указывает аэропорт.

Феномен «измененного ветра» – важный фактор бедствий в воздухе, а усиленное это явление – «завихрения чистого воздуха» (ЗВЧ) – возможно сравнивать с оползневыми волнами, возникающими в спокойном море. При быстрой смене восходящих и нисходящих с большой скоростью потоков столкновение с ними самолета почти равносильно столкновению с каменной стеной.

Как правило такого рода явление непредсказуемо. Много самолетов терпит бедствие на кромке воздушного течения, имеющего скорость около 200 узлов (100 м/с) над землей. Явление это, видимо, может в некоторой степени объяснить исчезновение легких самолетов в треугольнике. В данном случае легкий самолет или разрывается необычным давлением, или в связи с вдруг возникающим разряжением его прижимает к поверхности и бросает в море.

Другая гипотеза увязывает исчезновение самолетов с выходом из строя их электрооборудования под влиянием электромагнитных явлений. К примеру, инженер-электрик Хью Браун придерживается такого мнения: «Связь между этими явлениями и полем земного магнетизма довольно вероятна. Земля много раз претерпевала угрожающие изменения магнитного поля. Сейчас, как видно, приближается очередное изменение, и в качестве его предвестников происходят магнитные «землетрясения».

На ум приходит объяснение исчезновения самолетов и их падения вследствие аномалий магнитных сил. Хотя объяснить исчезновение кораблей при помощи этой гипотезы не удается.

1950 год — Уильберт Б.Смит, участвовавший в программе исследований магнитных и гравитационных сил, организованной по указанию канадского правительства, обнаружил особенные, сравнительно небольшие, районы (диаметром около 300 метров), простирающиеся до огромной высоты. Он назвал их районами концентрированных связей.

«В этих районах магнитные и гравитационные силы до такой степени нарушены, что легко могут разорвать самолет. Следовательно, при попадании в эти невидимые и не нанесенные на карту районы аномалий магнитно-гравитационных сил, сами того не зная, самолеты приходят к фатальному исходу». И дальше: «…двигаются ли эти районы концентрированных связей или просто исчезают – неизвестно… Спустя 3-4 месяца мы еще раз пытались некоторые из них найти, но никаких следов…»

Более подробно исследовал треугольник и другие подозрительные районы Айвен Сандерсон. В результате он выдвинул гипотезу о «12-ти дьявольских могилах в мире». Нанеся на карту места наиболее частых исчезновений самолетов и кораблей, он и его помощники вначале обратили внимание на то, что большая часть их сконцентрирована в шести районах мира.

Все они имели примерно ромбовидную форму и располагались между 30 и 40 параллелями к северу и к югу от экватора.

По версии Сандерсона, «странные районы» расположены через 72 ° по долготе, центры их находятся на расстоянии 66 ° по широте друг от друга – пять к северу и пять к югу от экватора. Включая оба полюса, они образуют сеть, охватывающую всю Землю. Там более интенсивное движение, в других районах оно меньше, но факты, подтверждающие аномалии магнитного поля, а может быть, и аномалии пространства-времени, определенно есть.

Большая часть этих «странных районов» расположена у восточной части материковых плит, в местах столкновения теплых северных и холодных южных течений. Эти районы совпадают с местами, где направления глубинных и поверхностных приливных течений различные. Изменчивые мощные подводные течения под влиянием разной температуры образуют нарушающие радиосвязь магнитные, а может быть, и гравитационные силы – «магнитные воронки», которые при определенных условиях на море могут переносить объекты, находящиеся в воздухе или пространстве, в точки, находящиеся в другом времени.

В качестве косвенного подтверждения такого рода процессов в этих районах Сандерсон приводит удивительный феномен «несвоевременного прибытия самолетов». Как известно, прилет самолетов в значительной степени раньше намеченного времени в обычных условиях, если нет сильного ветра, невозможен. Такие случаи, хотя они и могут объясняться незафиксированным сильным ветром, почему-то более часто случаются в районе Бермудского треугольника и других «воронок», словно эти самолеты встретились с «воронкой» и прошли ее, благополучно миновав «небесную дыру», поглотившую столько жизней.

Наверняка большинство людей хоть раз да задумывались над тем, что происходит в пресловутом Бермудском треугольнике. С этим зловещим местом связано множество заблуждений и мифов, а также теорий и фактов. Вот некоторые из них.

1. «Треугольник Дьявола»



Бермудский треугольник также известен как Треугольник Дьявола. Он получил такое название из-за всех таинственных событий и предполагаемых катастроф, случившихся в этом районе.

2. «Большой огонь»



Христофор Колумб первым сделал записи о странных инцидентах в данном районе. В одной из его заметок рассказывается, что однажды ночью недалеко от корабля «Большой огонь» (вероятно, метеор) c громом упал в море.

3. Компас



Колумб также отметил странные показания компаса. Сегодня некоторые ученые предполагают, что причиной этого может быть совмещение Северного Полюса и магнитного Северного Полюса.

4. Чувство времени



Некоторые пилоты утверждали, что у них «пропало чувство времени», когда они пролетали над треугольником. Это заставило некоторых людей размышлять о возможных временных искажениях и путешествиях в параллельных измерениях.

5. USS Cyclops



Бермудский треугольник не привлекал всеобщего внимания до 1918 года, когда в этом месте затонуло американское судно USS Cyclops с 300 людьми на борту. Корабль не отправил сигнал SOS, и его так никогда и не нашли.
Президент Вудро Вильсон сказал: «Только Бог и море знают, что случилось с огромным кораблем». В 1941 году два корабля одной серии с USS Cyclops также бесследно исчезли… во время следования по тому же маршруту.

6. Потеря 5 самолетов ВМФ



Печальную славу аномалии Бермудский треугольник обрел в 1945 году, когда 5 самолетов ВМФ отправились на миссию у берегов Флориды. Пилоты были дезориентированы показаниями неисправного компаса и в конечном итоге у самолетов закончилось топливо. По крайней мере так утверждается в основной теории.

7. «Бермудский треугольник»



Только в 1964 году Винсент Гаддис придумал термин «Бермудский треугольник», упомянув это название в своей статье в журнале. С тех пор авторы-фантасты предлагали массу объяснений, включая инопланетян, обратные гравитационные поля и даже морских монстров. Один ученый удачно подметил, что попытка найти причину всех катастроф и аварий в Бермудском треугольнике - это как попытка выяснить причину всех автокатастроф в Аризоне.

8. Майами, Пуэрто-Рико, Бермуды



Область неспроста назвали треугольником. Она расположена примерно в форме треугольника между Бермудскими островами, Майами и Пуэрто-Рико.

9. Брошенные, дрейфующие, неопознанные...



Было зарегистрировано несколько сообщений о том, что в местных прибрежных водах видели дрейфующие брошенные корабли. В большинстве случаев эти корабли не смогли опознать, а судьба их экипажей осталась загадкой.

10. «Самолет будто улетел на Марс»



В 1945 году для поиска и спасения пропавших моряков в Бермудский треугольник был отправлен поисково-спасательный самолет. Он исчез с 13 людьми на борту. После проведения массовых розыскных работ представители военно-морского флота заявили: «Самолет будто улетел на Марс».

11. Среднестатистическая норма



Ученые как-то провели исследование. Несмотря на все загадочные исчезновения, они обнаружили, что, учитывая тропические штормы и прочие погодные условия, количество исчезнувших кораблей и самолетов фактически не выходит за рамки того, что ожидалось бы статистически.

12. Гольфстрим, рифы, шторма...



Стоит также отметить, что наряду с учеными, Береговая охрана США и даже ведущие судоходные компании не считают, что Бермудский треугольник является по своей природе более опасным, чем любая другая часть океана. Скорее всего, несчастные случаи вызваны сочетанием штормов, рифов, Гольфстрима и других факторов.

13. Огромные пузыри метана



Одним из самых сумасшедших объяснений катастроф является то, что огромные пузыри метана, поднимающиеся с морского дна заставляют корабли тонуть. Что касается того, почему большинство обломков кораблекрушений не смогли найти, то предполагается, что все обломки затонувших судов унесло Гольфстримом.

14. «12 Злых вихрей»



Еще одно из популярных научно-фантастических объяснений гласит, что Бермудский треугольник является одним из «12 Злых вихрей», расположенных вблизи экватора Земли. Эти вихри являются местами многочисленных необъяснимых событий и исчезновений.

15. 20 яхт и 4 самолета в год



Сколько же исчезновений фиксируется в Бермудском треугольнике каждый год? Независимо от причин, здесь по-прежнему каждый год без вести пропадают около 20 яхт и 4 самолета.

Легенды о пропадающих в районе Бермудского треугольника кораблях ходят давно. Кто-то считает, что вмешались инопланетяне, другие — что корабли похищают жители Атлантиды, третьи утверждают, что все дело в гигантских магнитных воронках. Есть и вполне научные гипотезы.

Если придерживаться научных обоснований, Бермудский треугольник не является ничем паранормальным. Всему есть объяснение.

Во-первых, треугольнику приписывают многие крушения самолетов и кораблей, которые происходили за его пределами — неподалеку. Во-вторых, исчезновения судов в Бермудском треугольнике происходят не чаще, чем в других районах мирового океана, и многие случаи объясняются естественными причинами.

Согласно легендам более 100 кораблей и самолетов были заявлены как пропавшие в этом месте, а погибших или пропавших без вести — более 1000 человек. Но Американская комиссия по географическим названиям вовсе не признает Бермудский треугольник за отдельную территорию и поэтому не хранит никаких данных, связанных конкретно с этой областью. Береговая охрана США этих фактов и цифр тоже не подтверждает и заявляет, что в районе треугольника не было замечено никакого сверхъестественного количества катастроф.

По сообщениям Нормана Хука, который осуществлял исследования для Агентства морской информации Ллойда в Лондоне, Бермудского треугольника не существует вовсе, а подавляющее число трагедий в этой области было связано с погодными условиями.

Стоит отметить, что и уровень страховки для судов, проходящих в треугольнике, не выше, чем для любого другого отрезка океана. К тому же с появлением GPS-навигации суда почти перестали пропадать без вести.

Гигантские волны-убийцы


Огромные волны, которым приписывают ряд крушений, скорее всего, вызываются особенным рельефом дна в районе Бермудского треугольника. Подводная топография региона влияет на образование волн: континентальный шельф сперва постепенно углубляется, а затем внезапно обрывается на приличную глубину. В тех местах вообще много глубоких впадин, возможно, поэтому многие затонувшие корабли и не были найдены — они лежат слишком глубоко.

Нередки и водные смерчи — по своей сути, просто торнадо, которые засасывают в себя воду и поднимают ее столб в небо. Ученые отмечали, что в области Бермудского треугольника наблюдается повышенная сейсмическая активность и именно эти незначительные подводные толчки могут создавать гигантские волны.

Аномальное магнитное поле


Один из популярных мифов, связанных с треугольником, — временная и магнитная воронка. Якобы в Бермудском треугольнике существует особое магнитное поле, которое сбивает компасы и переводит стрелки часов. У этой мистической теории есть вполне обычное физическое объяснение, впрочем, уже давно неактуальное.

Дело в том, что намагниченная стрелка любого компаса показывает на постоянно перемещающийся Северный магнитный полюс, а настоящий, географический Северный полюс статичен и находится примерно в 1200 милях северней магнитного. Разница между двумя полюсами называется магнитным склонением и может варьироваться до 20 градусов в разных точках земного шара. Линией нулевого магнитного склонения называется воображаемая линия, где магнитный и географический полюса сходятся. Таким образом, к западу от этой линии стрелка компаса будет показывать восточнее истинного севера, и наоборот. Но линия нулевого склонения тоже смещается, и скорость этого смещения различается в Северном и Южном полушарии. Все это, как вы понимаете, существенно усложняет навигацию, моряки всегда должны делать поправку при построении курса. Так вот когда-то линия нулевого магнитного склонения проходила через Бермудский треугольник, теперь же она переместилась ближе к Мексиканскому заливу, и если курсы и сбиваются у каких-то судов, то злополучный треугольник сегодня не имеет к этому уже никакого отношения. К тому же в наши дни причиной подобной ошибки становится скорее человеческий фактор, а в прошлом — незнание особенностей магнитного поля Земли.

Ненормальная погода


В области Бермудского треугольника действительно часто возникают резкие смены погоды и непредсказуемые штормы — зачастую очень короткие, и метеорологические приборы не успевают их зафиксировать. Объясняется это тоже довольно просто.

Как раз на участке, где расположился треугольник, скорость течения Гольфстрима достигает зачастую 5 миль в час, что крайне усложняет навигацию даже для опытных мореплавателей. Гольфстрим — быстрое, пульсирующее течение, которое часто и бессистемно меняет свою скорость и направление. Из-за этого в тех местах нередко возникают вихри и воронки, а на границе Гольфстрима с другими течениями, где сходятся потоки теплой и холодной воды, часто бывают туманы.

Нисходящий поток холодного воздуха, к примеру, мог стать причиной гибели корабля «Гордость Балтимора» в 1986 году. По свидетельству очевидцев, ветер внезапно усилился с 32 км/ч до 145 км/ч. Национальный центр ураганов США заявил тогда, что «в ходе неустойчивых погодных условий и в области пониженного давления, где появляются сильные ветры, порыв нисходящего потока холодного воздуха может нанести удар по воде, сравнимый с бомбой». Похожее произошло при крушении канадской баркентины «Конкордия» в 2010 году у берегов Бразилии.

Зловещие пузыри


Еще одной причиной затопления судов в районе треугольника могли стать отложения кристаллогидрата метана. Корабли тонут мгновенно, если с морского дна поднимается гидрат метана и образует пузырь, плотность которого минимальна — таким образом, корабль теряет свою плавучесть. Однако, чтобы затопить судно, необходимо, чтобы пузырь был больше или равен длине судна — в таком случае оно мгновенно уйдет под воду. Специалисты Кардиффского университета обнаружили крупные заложения кристаллогидрата метана на дне океана в области треугольника — он образовался здесь в основном за счет многолетних разложений живых организмов. Билл Диллон, геолог-исследователь из Геологической службы США, заявляет, что «в нескольких случаях мы наблюдали, как нефтяные платформы уходили под воду из-за подобных выбросов метана».

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!