Старец илий исцеление. Храм Спаса Преображения – Патриаршее подворье Троице-Сергиевой лавры в Переделкино

Московская область, станция Переделкино. Здесь, как правило, всегда много народу. С раннего утра сюда стекаются люди со всей России. Чтобы взять благословение, спросить совета, пообщаться, или просто постоять рядом со старцем Илием (Ноздриным) . О его молитвенной помощи в народе ходят целые истории. Кто-то оказался в трудной ситуации, кто-то ради интереса занимает очередь и ждет своего часа. Многие не дожидаются…

Еще в машине мы с оператором Вячеславом увидели Георгия Богомолова. Это помощник старца Илия. Иногда мне кажется, что за многие годы он научился сканировать людей. Только Георгий может в присутствии батюшки громко и в то же время с любовью сказать:

– Мать! Ты же уже была! Ну подумай о других!

Подобные сцены я видел не раз. Хорошо, если такая женщина примет к сведению замечание Георгия и спокойно отойдет в сторону. Хуже, когда человек начинает спорить и задираться. Может быть это и есть проверка на смирение ?

Мы с оператором Вячеславом здороваемся с Георгием и выгружаем технику: свет, камеры, удлинители и квадрокоптер, сумки и рюкзаки. Все это для того, чтобы передать настроение и атмосферу, которая царит в одном из самых посещаемых уголков нашей страны.

Мы не знали, состоится ли это интервью.

– В пятницу батюшка Первому каналу отказал. Как пойдет, посмотрим, – сказал Георгий.

Пока мы настраивали квадрокоптер Георгия уже окружила толпа народу. Он что-то рассказывал женщине, которая дала обет Богу. И видимо очень переживала из-за того, что обет не выполнит.

– У нас ничего невозможно, а Богу все возможно, – обращается Георгий к этой самой женщине. – Просто мы, выросшие в коммунистическую пятилетку привыкли так: вот сказали, должны построить и все. Город на ушах, все нервничают.

Квадрокоптер взлетает. На экране мы видим то, что могут увидеть только птицы: цветные купола, огромные кресты, лес, который раскинулся за храмовым комплексом.

День еще в самом разгаре, но мы перемещаемся в домик, где с минуты на минуту отец Илий в свои 83 года начнет принимать народ.

Здание располагается во дворе великолепной церкви Преображения Господня. Кстати, Спасо-Преображенский храм оставался одним из немногих действующих в Московской области в годы советской власти. Летом домик, где принимает батюшка, от солнца отчасти защищают могучие деревья. Сейчас вся территория просматривается на десятки метров вперед.

За большим столом собрались гости: женщины и несколько девушек. Все сосредоточенно дожидаются момента, когда один на один можно будет пообщаться со старцем.

– Про Бородино, про Куликовскую битву отдаем. Как на исповеди. Проблема и имя, – обращается к собравшимся людям Георгий. – И все. Некоторые и тридцать могут записать! Не думая, что при этом человек другой к батюшке не попал. То есть всегда помните о других. Бог воздаст, поверьте мне!

Отец Илий разговаривает с очередным посетителем. Вячеслав набирает картинку. Георгий контролирует ситуацию. Я пью чай.

– Завтра с часу до трех я вас жду. Люблю, обнимаю, целую! — обращается Георгий с кем-то у входа.

Так шли часы. Потом батюшка в сопровождении Георгия и помощника Дмитрия отправились в другой корпус. Мы продолжили набирать материал. Все без лишней суеты. Уже поздно вечером отец Илий вернулся к народу.

– Отец Илий может и до позднего-позднего вечера принимать, – рассказала помощница на кухне.

Разговорились с отцом Рафаилом (Романовым) - келейником старца Илия. Он автор и исполнитель знаменитой песни «Кто пчелок уважает». Наш разговор длится минут двадцать. В комнату, где мы беседуем, заходит отец Илий (Ноздрин).

Отец Илий, спасибо вам большое, что согласились дать интервью порталуПравославие.Ru .

Первый вопрос: как сегодня людям рассказывать о Христе?

– Говорить, что мир создан Богом. Что наши догматы – только об Истине. Что есть Священное Писание, Библия – Новый Завет и Ветхий завет. Что наша жизнь в Церкви, прежде всего, основывается на Новом Завете, который продолжает Ветхий Завет. Ветхий завет – это время от наших прародителей Адама, Евы и до Рождества Христова. История нынешнего мира, цивилизации определяется Новым Заветом. Это очевидно, потому что мы даже летоисчисление начинаем от Рождества Христова.

Бог, Который создал мир, – он Хозяин всего мира. И всей жизни нашей

Еще говорить, что человек – венец творения, он выше всех. Вот как царь – раньше царь был – или как президент сейчас. Но любой правитель в истории правит в рамках своих возможностей. А Бог, Который создал мир, Вселенную – не только нашу планету, но и Солнце, и весь космос, – он Хозяин всего мира. И всей жизни нашей.

Человек, как высшее творение, особо устроен: как внешне, так и внутренне. Он имеет разум, эмоции и волю – первое и главное качество его души. И Бог сохраняет это.

Говорят: почему существует зло? Зло есть. Но зло – это нарушение воли Божией и отступление от воли Божией. Первое зло случилось в ангельском мире, когда часть ангелов отступилась от Господа. Они восстали против Бога и своим отступлением потеряли то достояние, которое у них первоначально было. Так они стали демонами. Это злые духи. И они постоянно борются с Богом. Но сила, естественно, остается у Бога. Господь по Своей Премудрости не полностью еще их изолировал. Сказано в Евангелии: Сатана, как молния, был сброшен с неба. И он продолжает свои злодеяния – нельзя это не учитывать.

Несчастные те люди, которые не учитывают бытие Бога и не учитывают наличие темной силы

Несчастные те люди, которые не учитывают бытие Бога и не учитывают наличие темной силы. Потому и терпят очень много бед. Конечно, теряют очень многое.

– Отец Илий, сейчас активно пропагандируются нетрадиционные отношения между полами. Просто настоящие рекламные кампании порока ведутся. И вообще отношения между людьми сводят к инстинктам. К чему это приводит?

– Мы знаем, что всё хорошее от Бога. Всё! И сам мир во всем своем величии и красоте – от Бога. Жизнь человека, который живет с Богом, проходит в равновесии сил душевных. Да и физических тоже. Как Сам Бог вечен, так и жизнь человека предназначена к вечности. Но существуют и темные силы. Нельзя решать проблемы, не учитывая наличие Бога, Его доброй воли, Его всемогущества и Его любви к человеку. Но никогда человек не сможет выстроить свою жизнь правильно, если он не учитывает существование в истории и темной силы. А сколько будет длиться этот теперешний период жизни нашей планеты, когда Бог придет судить – мы не знаем.

Чтобы человек не был с Богом – это искушение от диавола, это его вмешательство в нашу жизнь

В мире этом два главных полюса: жизнь в Боге, жизнь с Христом – и отрицание Бога. Но чтобы человек не был с Богом – это искушение от диавола, это его вмешательство в нашу жизнь. Тогда человек находится под пятой темной силы. Он отходит от правильного понятия – понятия Божественного. Но не приходит и к понятию противному, то есть демоническому. Он бродит, как в потемках. Он разное избирает себе, понятия разные, образ жизни, идеи – и все не то. Это как блуждание в потемках. Непонимание самим человеком сути всего происходящего вокруг.

Батюшка, а как научиться молитве? И как правильно молиться?

– Во-о-от, дорогие, здесь нет высшей математики. Что такое молитва ? Молитва – это беседа с Богом. Мы питаемся каждый день; когда приходится по-иному, то и не каждый день. Поддерживаем свое физическое существование до наших последних минут жизни. Но жизнь духовная, настоящая выходит за рамки этого мира – это и есть наши отношения с Богом, и они происходят через молитву.

Прежде всего мы должны правильно понимать суть нашей жизни, то есть знать, что нужно для того, чтобы, как сказано в Евангелии, наследовать жизнь вечную. Господь Спаситель Сам конкретно сказал об этом: возлюбить Бога всем сердцем, всей крепостию, всем помышлением. И ближнего, как самого себя. Когда человек это исполняет, тогда всё становится на свои места. Правильная расстановка жизни – как ежедневной, так и всей в ее последовательности. Правильно осуществить свое назначение в этом мире.

– Западные СМИ в течение уже многих лет формируют определенный образ России – и это образ крайне непривлекательный: страна-агрессор, воплощение зла… Должны ли мы, русские люди, на это реагировать? И если должны, то как?

Стараются спровоцировать Россию, проявляя свое недоброжелательство, и вызвать ее на какой-то конфликт

– Нужно понять, прежде всего, что каждая страна ведет свою политику и всей своей внутренней жизнью; и она, естественно, защищает свой образ жизни. Наша Россия всегда ставила себе за правило: избавлять не только себя. А попытки подчинить наше Отечество неоднократно предпринимались иными странами и силами. Начиная с монголов, продолжая Наполеоном, Гитлером. Они смотрели на Россию как на место, от которого можно что-то возыметь. Естественно, что наше время – не исключение. На нас смотрят с громадной завистью. Всегда существовала у человека от его испорченности зависть. Это было и в Первую мировую войну, и во Вторую мировую войну. Сейчас ситуация поворачивается тем же краем. Стараются спровоцировать Россию, проявляя свое недоброжелательство, и вызвать ее на какой-то конфликт.

Мы видим по недавней смуте в Малороссии – западном рубеже нашей России. Насколько они просто-напросто вызывающе действовали. В частности, не раз бомбили Ростовскую область. Конечно, выдержка была у нашего Президента. В другом случае это вызвало бы большие осложнения, даже военные. Поэтому и сейчас они считают, что мы виноваты. Стараются показать это перед другими народами. В чем наша вина? Допустим, многие сейчас говорят про Крым. Но Крым – это подлинная часть нашей России. Но мало знают, какой великой была наша Россия. Причины понятны: была революция, Ленин. Он не вождь – он разоритель, предатель и убийца. Из-за него Россия пострадала ужасно. И он устроил геноцид русской нации, русского народа. Из-за него погибли десятки миллионов людей, когда убивали без суда, без следствия. Как Государя убили – по проискам, которые строил этот Ульянов. Злодей в полном смысле слова. Он ненавистник русского народа. Он говорил своим картавым языком, что если останется 10% русских, тогда мы добились своего. Это злодей из злодеев. Его давно выбросить нужно из мавзолея. Через него Господь не дает нам полного развития нашего Отечества – пока не вынесен, не выброшен он из пределов центра нашей России – Москвы.

Многие с подозрительностью смотрят на нас, потому что остается еще прокоммунистическая часть общества. Остался в какой-то степени еще коммунизм. И боятся, что это вызовет большие конфликты, большие неприятности. Наша насущная задача – как можно скорее вынести его, выбросить из Кремля. И это сгладит очень многие напряжения и сгладит подозрительное отношение к России. Мы тем самым покажем, что отходим от коммунизма. Конечно, те, которые слишком начинены этой коммунистической идеей, – они против. Если бы не они, он давно был бы уже выброшен. Эти фанатики находятся под воздействием действительно сатанинской идеи коммунистической, они слишком держатся за… нет, только не вождя. Он губитель. И лучшего слова нет. Ведь геноцид был нашей нации и всей России.

Вот это один из самых важных моментов, из-за которого многие люди смотрят подозрительно на нашу Россию великую, на наше благосостояние. Они думают, что может опять через коммунистов произойти, возможно, новая война, конфликты и всякие неприятности.

– Отец Илий, вот проблема – аборты. Мы, с одной стороны, говорим о себе как о великой православной стране – и то, что мы действительно православная страна, особенно проявляется на Пасху, Рождество и в большие праздники. Но, с другой стороны, мы почти лидеры по числу абортов. Как с этим бороться?

– Причина, как я уже сказал, – это революция. Это потеря той морали, той нравственности, которые имела наша Россия, наше Отечество. Устои, крепкие устои нашей семьи, нашего положения, вообще нравственности. Но всё это стало нарушено, когда был брошен лозунг: долой совесть, долой семью. Мне дядя говорил про эти коммунистические затеи под девизом: все дозволено. Это повлекло большое разорение. И сейчас наше Отечество отстало в численности населения. Великий наш ученый Менделеев говорил: около миллиарда должна иметь наша Россия. Сколько она потеряла! Понимаете? Потому что был подрыв морали. «Грабь награбленное!» Бандитизм и всякое нарушение совести, сделка с совестью, с моралью. Вот это самая главная причина потери крепкой семьи, множества абортов…

Когда будет выброшен этот гадкий труп – лучше его нельзя назвать, – тогда Россия пойдет своим правильным путем, правильным направлением.

– Сегодня не редкость, что стариков-родителей отдают в дома престарелых, когда не хотят за ними ухаживать. Какой совет вы могли бы дать таким людям?

– Это все то же самое – потеря морали, потеря совести, потеря благочестия. Надо почаще заглядывать в басни Крылова. Сколько он обличает наше поведение! Люди совершенно не понимают, кто их родил, кто их воспитал. Теряют такое отношение к родителям. Это грозит очень страшным, утратой семьи нормальной. Если они оставили родителей, то будут ли у них настоящие дети, которые смогут им помочь, найти для них время, когда они сами станут стариками? Смогут ли вообще помогать им в старости?

А какой бы вы могли совет дать таким детям?

Должна быть вера. Должен быть страх Божий

– Прежде всего, должна быть вера. Должен быть страх Божий. Понятие, что они будут такими же – окажутся в возрасте и в старости. Хорошо еще, если будут. А может и не быть таких хосписов, домов престарелых.

– Отец Илий, в последнее время все чаще поднимается вопрос об отмене Юлианского календаря. Видите ли, Новый год – самый радостный праздник – выпадает на дни, когда надо поститься. Что бы вы могли сказать тем, кто так сильно хочет отмены Юлианского календаря?

– У нас два календаря: старый стиль и новый стиль. Старый стиль – это Юлианский календарь: назван по имени Цезаря Юлия. Новый календарь, новый стиль – Григорианский. Ввел его папа Григорий: он решил точным его сделать, когда заметили, что наше летоисчисление отстает от астрономического, – монах какой-то это подсчитал. Юлианский календарь отстает от григорианского, нового календаря на несколько дней. Через много лет разница будет не 14 дней, а, очевидно, 15 дней. Но здесь, конечно, вопрос устоев. Они складываются годами. Вот, например, у нас есть старообрядцы. После реформы патриарха Никона они остались дониконовскими. Патриарх Никон заметил, что греки крестятся тремя перстами, а в России – два перста. Крестимся в честь святой Троицы тремя перстами. А старообрядцы крестятся двумя перстами: как два естества во Христе. Пальцами мы показываем так же и при крещении, что два естества во Христе: Божественное и человеческое. Когда резко повел свою реформу патриарх Никон, то, безусловно, возникло такое разделение – очень уж многие отреагировали так на эти резкие реформы. Так и с календарем, по которому Пасхалии очень точно подсчитаны. Замечательный ученый-богослов Василий Васильевич Болотов однажды, коснувшись темы календаря, около двух часов, не сходя с кафедры, вел лекцию.

Если реформы делать сейчас, переводить жизнь церковную на новый календарь – это, конечно, повлечет многие недоразумения. Поэтому не время еще этим заниматься!

(Окончание следует.)

На Руси всегда существовали духовно прозорливые люди, которых называли старцами. Причем попадали они в эту категорию вовсе не за преклонные года, а благодаря особой мудрости, появившийся в результате усердных молитв и трудов во славу Божью. Ранее такие старцы проживали в основном в Оптиной пустыни, куда со всей России съезжались паломники за советом и благословением. Сегодня эта традиция возрождается, и немалую роль в этом процессе сыграл старец Илий, о котором сегодня и пойдет речь в нашей статье.

Ради встречи с этим удивительным человеком люди готовы проводить в Оптиной пустыни несколько дней, ожидая его визита и хотя бы одного ободряющего слова. Как говорят паломники, от взгляда старца Илии не укроется ни одна беда. Каждого он ободрит, поддержит и направит. Многое, что он делает, воспринимается как нечто чудесное, хотя сам старец считает, что в этом мире все происходит только по воле Божьей. Кто же он такой, старец Илия из Оптиной пустыни? Давайте знакомиться с ним вместе.

Знакомство со старцем

Схиархимандрита Илию сложно застать на одном месте. Несмотря на то что ему недавно исполнилось восемьдесят пять лет, он все время находится в движении. Да и как иначе, если у старца столько дел и обязанностей, что только диву даешься, где он черпает силы на все это? Хотя сам схиархимандрит только на Бога и уповает. Он уверен, что каждому в этом мире ноша дана по силам и разумению. Ведь милостив Господь, а потому никогда не станет бичевать чад своих возлюбленных.

Старец Илий успевает все. Он часто ездит по России и проводит встречи с простыми людьми, а кроме этого не забывает еженедельно бывать в Оптиной пустыни. Ведь именно он был благословлен на восстановление и возрождение этого древнего монастыря. И, судя по тому, как он выглядит сейчас, старец отлично справился с этой работой.

Не так давно схиархимандрит был назначен духовником самого патриарха Кирилла, с которым они знакомы уже несколько десятилетий. Это назначение стало причиной вынужденного переезда старца Илии в Переделкино.

Как попасть к нему на встречу, задумываются многие паломники. Они планируют визиты именно в Переделкино, однако делать этого не стоит. Ведь застать старца здесь практически невозможно. В свой дом он приезжает для редких минут отдыха и прием посетителей не ведет. О лучшем способе увидеться и пообщаться со старцем мы расскажем читателям немного позже.

Молодые годы схиархимандрита

Будущий старец Илия, а в миру Алексей Ноздрин, является выходцем из простой крестьянской семьи. Родился он на Орловщине и до сих пор очень любит эти места. Сюда он приезжает чаще всего и курирует многие приходы.

Несмотря на то что в тридцатые годы прошлого столетия тотально насаждался атеизм, семья Ноздриных была очень набожной, и с ранних лет мальчик регулярно бывал в церкви. С трех лет он уже не мыслил себя без молитвы и, по собственным словам, обращался к Богу за советом абсолютно в любой ситуации.

В семье было четверо детей, но помогать матери растить их пришлось именно Алексею. Его отец погиб на фронте, и мальчик взял на себя всю заботу о матери и близких. От природы он был щедро наделен добротой, трудолюбием и смирением. Кроме этого, молодой человек отличался умом, сообразительностью и стремлением к знаниям, что помогло ему закончить обучение в средней школе.

Во время службы в армии с Алексеем произошла история, о которой он потом долго сожалел. Сдавшись под натиском уговоров своего командира, он вступил в комсомол и получил комсомольский билет. Однако юноша считал, что верующий в Бога человек не может быть партийным. Он горячо раскаивался, что позволил уговорить себя на этот поступок, и вскоре сжег выданный ему билет.

В пятидесятые годы прошлого века Алексей закончил профессиональное учебное заведение в Серпухове и был отправлен на работу в Камышин.

Выбор пути

Так как молодой человек выучился на строителя, то его и направили на возведение новой фабрики. Однако именно в это время Алексей осознал, что совсем не испытывает никакой тяги к своей профессии, и начал все чаще бывать в единственном в городе действующем храме. Там он часто общался со своим духовном, и тот однажды посоветовал юноше попробовать поступить в духовную семинарию. Это предложение показалось Алексею очень интересным, и после долгих размышлений он переехал в Саратов, где и поступил в семинарию.

Учеба в семинарии

Годы учебы были нелегкими для Алексея. В этот период времени в стране начались массовые гонения на церковь, в результате которых стали закрываться храмы и христианские учебные заведения.

Семинарию в Саратове закрыли, и продолжить обучение молодому человеку пришлось в Ленинграде. Здесь он закончил не только семинарию, но и академию. В эти годы он познакомился с будущим патриархом Кириллом, общение с которым доставляло ему огромное удовольствие. Как позже вспоминал патриарх, Алексей показался ему живым, разумным и очень добрым человеком, который буквально видел каждого изнутри, и был по натуре очень общительным.

В Ленинграде он получил монашеский постриг и взял новое имя - Илиан. Свою службу он начал сразу в нескольких приходах города и области. В первые годы послушания его рукоположили в монаха, имеющего священнический сан.

Формирование духовного мира старца

Илиан очень вдумчиво относился к своим обязанностям и много читал. Под влиянием жития святых формировалось его духовное мировоззрение и отношение к службе Господу. Особенно сильно он вдохновился возможностью посвятить свою жизнь службе в Афонском монастыре. Ради этого Илиан провел долгие десять лет в Псково-Печерской обители. Здесь его часто можно было застать за душевными разговорами со старцем Иоанном Крестьянкиным.

Наконец его направили на Афон, где он нес послушание монаха и жил в уединенной келье. Годы, проведенные в монастыре святого Пантелеймона, многое дали старцу. В тишине и молитвах он познавал тайны человеческой души, что очень сильно помогло ему в дальнейшей деятельности.

Возрождение Оптиной пустыни

К началу девяностых годов ситуация в стране резко изменилась. Повсеместно стали возрождаться храмы и монастыри, а народ душой потянулся к вере. Подобный массовый порыв раскрыл острую нехватку священников, которые к этому времени были раскиданы по разным концам света. С Афона был призван и Илиан, которому поручили важную миссию восстановления Оптинского монастыря. К этому времени он уже более десяти лет находился в полном запустении и нуждался в человеке, который смог бы взяться за настоящий подвиг возрождения святого места.

В этот же год старец получил высший сан, согласно которому он полностью отрекался от мира и посвящал каждую секунду своей жизни Господу. Так как принятие этого сана можно рассматривать как рождение в Боге, то и имя старец получил новое - Илий. Старец в Оптиной пустыне служит уже около тридцати лет, и своим сегодняшним статусом монастырь обязан неустанным трудам схиархимандрита. Вполне заслуженно это место считается центром православия, куда ежегодно приезжают десятки тысяч паломников.

Почетная миссия

Уже восемь лет схиархимандрит выполняет самую почетную миссию, которую только может представить себе православный священнослужитель. Он является духовником патриарха Кирилла. Удивительно, но сам старец считает, что данный труд представляет собой его священный долг, и даже покинул столь дорогой его сердцу монастырь, чтобы поселиться в Переделкине. Отсюда ему гораздо ближе добираться до Москвы и общаться со своим духовным чадом.

Между патриархом и схиархимандритом уже давно сложились теплые отношения, поэтому с каждым днем они только укрепляются. Не последнюю роль в этом процессе играют и молитвы старца. Им приписывают невероятную силу, ведь там, где старец Илий, всегда есть место чуду.

О том, как попасть к старцу Илию, в той или иной жизненной ситуации задумываются многие православные. А те счастливчики, которым удалось это сделать, рассказывают о схиархимандрите удивительные вещи. У каждого паломника в запасе есть своя история знакомства и общения со старцем, ведь многих он буквально спас от духовной слепоты и других проблем.

Одни рассказывают о том, как, даже не взглянув на паломника, схиархимандрит отвечал на все вопросы, которые мучили душу пришедшего за ответом человека. При этом в зависимости от ситуации старец находил утешительные или обличительные слова.

Многие пишут о том, что Илий способен одним или двумя словами излечить душевные муки или заставить человека задуматься о своей жизни, полностью изменив ее в дальнейшем. И ведь не повышает голоса старец, не обвиняет, а может проникнуть в самую суть стоящего перед ним паломника и понять, что именно ему необходимо.

Старец всегда знает, кому из присутствующих подарить иконку, привезенную им лично с Афона, а кому книжку, прочтение которой поможет паломнику духовно прозреть.

Известно о случаях, когда после молитвы старца люди исцелялись самым чудесным образом. Широко обсуждается история о солдате, находящимся при смерти. Его в надежде на чудо привезли в монастырь родственники. Мужчина уже не приходил в сознание и лишь после молитвы старца открыл глаза, а вскоре встал на ноги. Медики относительно этого случая просто развели руками и не смогли найти ему достойного научного объяснения.

Старец Илий, Оптина пустынь: как попасть

Если вам очень необходимо увидеться со старцем, то смело отправляйтесь в Оптину пустынь. Правда, никто не знает, когда сюда приедет схиархимандрит. Однако бывает он в обители практически каждую неделю и свободно общается с паломниками в трапезной. Поэтому обязательно помолитесь перед поездкой в монастырь и будьте уверены, что Господь даст вам возможность побеседовать со старцем, если это необходимо для блага вашей души.

Надо помнить: прежде всего, есть Бог, есть душа у человека. Есть вечность. А чтобы признали эту истину, у нас столько аргументов, что их один человек не сосчитает никогда.

Перед тем, как начать знакомить читателей с ответами схиархимандрита Илия (Ноздрина) на наши вопросы – вопросы, волнующие многих православных, – хотелось бы рассказать об одном эпизоде, свидетелями которого мы стали.

Среди тех, кто приехал к старцу Илию в тот день, была и женщина с больным сыном – у мальчика ДЦП, он не может ходить. Они из Центральной России. Георгий Богомолов, как только узнал о них, сказал, чтобы их пропустили без очереди. С батюшкой они общались минут семь, не больше. Женщина, воспитывающая сына одна (муж ушел), решила не отнимать у старца слишком много времени. А ей, вероятно, было о чем с ним поговорить… Зато в очереди были и те, кто разговаривал минут 20, а может, и больше. И спрашивали о том, стоит ли продавать корову. Никто не подслушивал – мы сами случайно стали свидетелями такого разговора.

Много лет назад я слышал, как Георгий Богомолов однажды бросил в толпу: «Приходят и начинают рассказывать о кошках…» Я тогда совершенно не понял смысла этих слов. Какие кошки? О каких кошках беседовать со старцем? Теперь убедился лично, что говорят не только о кошках…

А с мамой этого больного мальчика мы потом познакомились и, пока ждали такси, разговорились. Удивительная женщина: спокойная, стойкая. Ее сын Виктор получил серьезные осложнения после прививки. Но никакой тоски в глазах я не увидел. Она пришла в Церковь три года назад. Теперь ей гораздо легче. И ей было достаточно нескольких минут общения с отцом Илием, чтобы понять что-то главное.

Но продолжим рассказ о нашей беседе со старцем.

– Батюшка, сейчас много распавшихся молодых семей. Да и не только молодые супруги, но и прожившие вместе 20–25 лет, разводятся. Почему так происходит? Что нужно сделать, чтобы сохранить семью?

– Все дело, конечно, в нашей морали. Надо помнить: прежде всего, есть Бог, есть душа у человека. Есть вечность. А чтобы признали эту истину, у нас столько аргументов, что их один человек не сосчитает никогда. Для этого, можно сказать, и миллиона мало. Всё говорит об этом. Погляди, человек, на себя! Погляди вокруг себя! Погляди на жизнь, на историю. У нас есть Священное Писание, которое от Адама и до сего времени свидетельствует о Боге. А сколько примеров, явлений потустороннего мира. У нас этих примеров тоже тысячи! Всё это говорит об Истине Божественной! Против нет ничего! Не ошибемся, если скажем, что ноль. Только прелесть диавола. И те люди несчастны в полном смысле слова, которые не хотят признать Истину. Признать как Истину Божественную. Как действительную историю.

А мы, казалось бы, сколького благодаря христианству, благодаря жизни морально устойчивой достигли! Очень многого: и в техники, и в культуре – очень много всего! В развитии… Например, ракеты, а сейчас беспроволочные телефоны… Благодаря Новому Завету, благодаря христианству.

Но человек никак не хочет признать то, что он вечный. То, что душа есть у него. Конечно, это от диавола. А если бы человек жил по Закону, он бы видел, насколько он беден, если он без Бога! Насколько он несчастен – как в этом мире, так и в будущем, который будет неизбежно. Спросите любую бабушку, спросите у ученого. Ведь у нас столько великих ученых. Первый университет основал Ломоносов – он был глубоко верующим. Как он рассуждает о солнце! Се ужасная громада, как искра пред Тобой – пред Тобой, пред Богом! Посмотрите его стихотворения. Наивеликие ученые в прошлом и в нынешнем веке были.

Когда мы живем безбожной жизнью, жизнь в нас оскудевает, падает. Человек без Бога умаляется

То, о чем Вы спросили, не от учения, нет. Это от развращения души только. Это молодежь, которая не хочет себе добра, не хочет проникнуть в историю. Они ничего не знают! Отказываются от Бога. Они абсолютные профаны. Посмотрите, жизни они не понимают, они не знают жизни! А когда мы живем безбожной жизнью, конечно, жизнь в нас оскудевает, падает. Человек без Бога умаляется. Он не живет по-настоящему: ни внутренне, ни внешне. Однако он не хочет признать то, что составляет истинное положительное в жизни: признать Бога, признать вечность, признать бессмертие своей души. Не хочет. Не потому, что нет у него доказательства, свидетельства, а просто диавол, конечно, вертит. А им только сказать: Господи, дай мне разуметь Твою Истину! Или первые слова Спасителя: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное». Это вечность, это жизнь правильная. А если будет в жизни такое последовательное – вот как сейчас – отступление от Бога, то всё! Это грозит ужасными последствиями.

Вот у нас сейчас есть брошюрка «Последний призыв». Неизвестно, может, и взрослый человек, но говорят, что это ребенок написал. Многие читали. Конечно, страшно даже подумать, не хочется даже и говорить, чем грозит это безбожие, это отступление.

Вот вы спросили о семье. Семья – это ячейка, это малая частица нашего общества. Состоянием семьи, прочностью семьи определяется состояние общества. Ослабление семьи грозит ужасными последствиями. Всё это потеря морали, потеря совести. Потеря сознания. Потеря ориентира, того, что есть главное в жизни.

– Батюшка, что значит для России Православие?

– Слава Богу, что сейчас стала хотя бы называться Россией. Хотя бы уже слово в названии страны – Россия. Древнее слово. Сколько веков уже существует. Коммунисты хотели вообще затушевать всё прошлое. А как может развиваться растение, если подрезать в нем корень? Так было у нас при совдепе, при советской власти. Ничего старого они не хотели, только новое. Но это демоническое – это диавол настраивал так людей, чтобы отбросить нашу историю, Россию, наши корни. Тысячи величайших героев и полководцев! Сколько наших изобретателей в прошлом, за что ни возьмись! Они это не упоминали. Только: революция! революция! – как этот кричал, картавый. Ему надо только революцию. И всё. Конечно, Россия – это великая страна. Святая Русь! Называлась Святой Русью. Действительно, она была великой. Какие были люди великие, здоровые, крепкие! Что мы сейчас все? Мелюзга получается. Даже если посмотреть на внешний вид.

Нет, нельзя отрицать: слава Богу, сейчас много людей приходит к вере. Приходят сознательно. Это радует. Это приятно, конечно. Люди наполняют храмы и сознают, для чего человек живет, в чем жизнь и смысл жизни человека. Не в одном только прожигании жизни. Именно в нашей высокой морали, которую христианство породило. Такое достижение здесь жизни правильной и осуществление нашей вечной жизни.

– А почему святые отцы так поощряют воздержание? Что оно нам дает?

– Ну а как же! Это само собой, воздержание.(Смеется.) Конечно, аскетика именно на воздержании строится. Наша мораль, наша крепость, наше сознание на воздержании строятся. Если не воздерживаться, то как можно? Церковь установила свой устав. К глубокому сожалению, люди порочат Церковь, священников, архиереев. Они совершенно не знают сути нашей духовной жизни. Церковной жизни, понимаете? Ведь раньше как воевали? За Веру, Царя и Отечество!

Наша мораль, наша крепость, наше сознание на воздержании строятся

Если не будет воздержанности, то это приведет к нехорошим последствиям. В семье, например. Взять детей: им родители позволяют многое. Немало примеров, когда дети убивали родителей. Отчего? От того, что им слишком много всего позволялось! Понимаете? Это вопрос воспитания. И Церковь – она первая воспитывает человека. Например, в пост. Не всякая семья позволит все, что можно, купить: для пищи, для одежды, – это роскошь.

Вот сын просит: отец, купи мне машину. Подожди, заработай сам, тогда и купи: машину или что-нибудь другое, квартиру, например. Тогда это тебе будет ценно. А когда это всё тебе подали на блюдечке… Надо потрудиться, тогда будешь и ценить свою машину, беречь ее, даже ездить осторожнее.

– Батюшка, Вы упомянули архиереев. Кто такой архиерей в Церкви? Каким должно быть к нему отношение паствы?

– Если по-светски рассуждать, то архиерей – это начальник. Христианство надо понимать. Люди нападают на веру, но у них нет никаких точных понятий о вере христианской, о том, что такое вера. История христианства с чего начинается? У нас есть праздник Троицы. Что такое Троица? Это сошествие Святаго Духа на апостолов, а значит – и на мир. Господь обещал, что после Своего Вознесения Он пошлет Духа Святаго. А мы не понимаем… Не зная веры, мы не понимаем сути жизни. Ведь всё – от букашки и до огромного животного: слона, верблюда; от маленького лепестка и до громадных деревьев – всё живет только благодаря действию благодати Божией. Действию силы Божией, Премудростью Божией. Если даже у рецидивиста, о котором страшно и говорить, отнять благодатную силу, он не сможет и дня прожить. Всё живет только благодатью. Молодежь, безбожных людей, разные деноминации, конфессии – всё Бог хранит только благодатью Своей. И в мир после страданий и Воскресения, после Вознесения Своего Господь обещал послать духа Святаго. Сначала на апостолов, а через них на весь мир. Первые преемники Святаго Духа – апостолы. Они посвящали руководителей первых последователей Спасителя. Надо ведь читать об этом. К сожалению, мы не знаем Новый Завет, историю христианства.

А кстати, богословская наука – самая обширная из всех отраслей знания. Ведь она берет начало в Ветхом Завете. Но, к сожалению, люди не хотят этого знать. Диавол, конечно, всех удерживает. Кто-то считает, что верующий человек – недалекий человек. Как Хрущев, который говорил, что дураки крестятся. Конечно, сам он запутался. Через него сколько погибло – тысячи людей! Не подумав, отдал Крым. А Крым всегда был российским. Там пролито море русской крови. Он как предатель оказался. И он считал, что верующих можно в дурдом отправить. Да так и делалось, так и было. Сколько людей отправляли! И сам чуть не попал туда.

– Батюшка, хотелось бы получить Ваш комментарий по Украине. Сейчас раскольники хотят забрать Киево-Печерскую Лавру, собирают подписи в интернете. Как украинцам, как русским людям реагировать на это?

– Эта смута украинская началась с Майдана. Разгул этих зарвавшихся дружков. Сколько тысяч людей погибло. А сколько разрушено всего. И до сего дня последствия. Нахальство. Бандитам легко захватывать власть. Совести для них не существует. Закона тоже. Как сказано: дуракам закон не писан.

– Последние лет 20 стали крайне популярными экстрасенсы, гадалки, всевозможные целители. Люди готовы платить им за их «помощь» огромные деньги, часто и последние. В чем опасность таких увлечений?

Самое страшное для нас – это школа, где дети не получают правильного понятия о сути жизни

– Это всё отступление. Потеря веры настоящей. Последствия безбожия. В старое дореволюционное время у нас были миссионерские семинарии, духовные школы. Тогда давали правильные понятия о вере. А когда возникают секты и ненормальные учения, это все, конечно, продукты демонической силы. Человек стремится познать что-то истинное, но нет правильного направления, нет правильного учения. Самое страшное для нас – это школа, где дети не получают правильного понятия о сути жизни. И, конечно, когда человек хочет что-то выше обыденного познать, он кидается на всякие приманки. Вот как птица. Взять курицу: для нее нет хорошего корма, и если ей дадут какой-то песок, она будет и его клевать. Так и люди. Заражаются всякими сектами.

– Отец Илий, а как бороться с гордостью? Вот и в храм ходишь, и молишься, но победить ее в себе никак не можешь. Бывают и тревоги, сомнения, уныние. Как им противостоять?

– Помнить, что вся наша земная жизнь короткая. Она не гарантирована даже ни на одни сутки в этом мире. Но Господь указал нам на вечность. Господь мог бы всё создать для этой жизни. Мог бы избавить от диавола и от всего ненормального и обратить к Себе человека. Но поскольку человек – венец творения, он наделен волей. Вот пример 12 апостолов, и среди них – Иуда. Спаситель-Богочеловек знает, что Иуда предаст Его. Он мог бы его, как и других апостолов, сохранить. Господь дал ему все, чтобы он уверовал, но… Так и каждого человека Господь ведет к добру, но сохраняет за ним произволение. Мы временны. Вся наша жизнь слишком коротка, слишком ограничена. И Господь указывает на вечность. Сколько империй, сколько государств было… Господь указывает нам нашу будущую нескончаемую вечность. опубликовано

Со схиархимандритом Илием (Ноздриным) беседовал Никита Филатов

Кто такие старцы? Каждый человек идет по жизни своим собственным путем. Чтобы не сбиться с верного пути, не угодить в пропасть, ему нужен кто-то, кто укажет ориентир, не даст заблудиться, а в нужный момент поддержит и наставит на путь истинный. Такими помощниками с незапамятных времен на Руси были старцы. Их уважали и боялись одновременно, ведь они - последователи древнерусских волхвов, впитавшие с кровью предков Великую Мудрость. Многие старцы обладали даром предсказания и исцеления, но главная цель настоящего старца – познать откровение Божье и духовно помочь нуждающемуся.
Старец Илий: биография Родился Илий (в миру - Алексей Афанасьевич Ноздрин) в 1932 году в многодетной крестьянской семье в поселке Становой Колодезь Орловской области. Его отец, Афанасий, во время Отечественной войны в 1942 году был тяжело ранен и скончался в госпитале. Мать, Клавдия Васильевна, в одиночку воспитывала четверых детей. Окончив школу в 1949 году, Алексей прошел срочную службу в армии. В 1955 году поступил учиться в Серпуховский механический техникум, а после его окончания в 1958 году по распределению был направлен в Волгоградскую область для строительства хлопчатобумажного комбината в г. Камышин. Но не найдя себя в профессии строителя, решил посвятить свою жизнь Богу, поступив учиться в Духовную семинарию города Саратова. В 1961 году, в связи с хрущевскими гонениями и давлением на церковь, семинария была закрыта, а Алексей был вынужден переехать в Ленинград, где продолжил учебу в духовной академии и принял постриг инока с именем Илиан.

На протяжении последующих 20-ти лет он возрождал в обители старческое служение, что в итоге вернуло Оптиной пустыни былое величие. В 2009 году старец Илий был назначен духовником Патриарха всея Руси Кирилла и переехал в его резиденцию в Троицко-Сергиевой Лавре в поселке Переделкино Московской области. В апреле 2010 года на праздник Пасхи старец возведен Патриархом в сан схиархимандрита.
Если Богу угодно Многие хотят, чтобы с ними пообщался старец Илий (Переделкино). "Как попасть на прием к старцу и примет ли он?" – это основные вопросы приезжающих паломников. Конечно же, схиархимандрит не сможет удовлетворить всех страждущих, но, как говорят местные монахи, если Богу будет угодно, то встреча обязательно состоится. Обычно старец Илий до обеда принимает в трапезной, где за столами располагаются приехавшие, а очередь движется вокруг этих столов. Если люди шумят в очереди или спорят, то он лично разгонит или примирит гостей. Ближе к 16 часам старец удаляется отдыхать, а когда вернется и вернется ли в этот день, одному Господу известно. -
Сила молитвы Считается, что молитва старца обладает двойной силой, потому как это молитва просветленного. Поговаривают, что если он помолится об упокоении души, то душа грешного может освободиться даже от адского плена. Удивительный случай произошел и в Оптиной пустыни. Однажды в скит к Илию привезли тяжелораненого в Чечне бойца. Врачи не знали, как спасти военного и не решались на операцию, так как тот был без сознания, а пуля находилась в нескольких миллиметрах от сердца. Молитва старца Илия «Да воскреснет Бог» заставила поверить в чудо отчаявшихся докторов – раненый пришел в себя и открыл глаза. После проведенной операции солдат начал выздоравливать.

В один из январских дней после Рождества Христова 2014 г., я решил съездить на целый день в Переделкино, где находится резиденция патриарха Кирилла. Я уже знал, что там живёт старец Илий, который до этого принимал прихожан в Оптиной пустыни. Но патриарх со временем перевёз своего духовного отца к себе. Мне очень хотелось пообщаться со старцем, задать ему интересующие меня вопросы. Говорят, что на приём к отцу Илию попасть очень тяжело, люди приезжают даже по несколько раз. Но у меня, почему-то, была уверенность, что я попаду к нему с первого раза. Приехав в Переделкино к часам 8-и утра, я стал рассматривать храмы на территории резиденции. На улице ещё было темно, но благодаря освещению, всё было чётко видно. Очень понравились разноцветные купола Преображенского храма, в недры которого я и зашёл. Там как раз шла утренняя служба, которая началась в 7 часов. Обычно она идёт около 2-х часов, а старец начинает принимать прихожан после службы. Народу в зале было много, неужели все они потом пойдут к Илию, подумал я, тогда шансов мало. Среди всех священников, которые читали басистым голосом молитвы около иконостаса, был и старец, голос которого был еле-еле слышен. Но его самого мне разглядеть не удалось, так как я стоял в конце зала. К 9-и часам служба закончилась, многие стали расходится. Осталось в зале человек 20, у молодой пары я спросил: " Вы, наверное, к отцу Илию?"." Да"- ответили они." "А откуда он интересно выйдет, вдруг с другого выхода, а мы здесь стоим ждём?"-снова спросил я." А мы сами не знаем?" Прошло ещё минут десять, кто-то вышел на улицу, потом снова зашёл и радостно всем сообщил: " Вон они идут!" " Кто они"?-спросил я." Отец Илий с охранником". И вся толпа выбежала на улицу. Действительно, старец с охранником неспешной походкой направились в сторону трапезной. И находясь на расстоянии трёх метров, можно сказать, от святого человека, я уже почувствовал какую-то небесную радость, душа светилась от счастья. От обычного, на первый взгляд, старичка с длинной белой бородой, горбатого и шаркающего ногами исходили тепло и благодать. А охранник тем временем всё отгонял, как мух, двух настырных женщин, которые пытались что-то спросить у отца Илия, закидывая ему свои головы на плечо и взяв его под руку. И тут охранник дал команду- идти всем в трапезную и там ждать. Вся толпа зашла в коридор, где простояли ещё полчаса. Затем вышла матушка-хозяйка и всех пригласила за стол. Все сняли верхнюю одежду, расселись по местам и стали гонять чаи. На длинном столе были печенье, пряники, конфеты и другие сладости. Трапезная хоть и не большая, но места хватило всем. Прошло ещё около часа ожидания, уже все наелись, напились, а старца всё нет. И тут матушка сказала, что отец Илий задерживается, его забрал по своим делам Кирилл. Но все сидели и терпеливо ждали. Прошло ещё около часа. И тут заходит небесный Ангел, как его тут называют. Все встали, старец поздравил всех собравшихся с Новым годом и Рождеством и прошёл сразу на кухню принимать трапезу, а затем вернувшись минут через 20 к нам, сел в дальнем углу стола под большой иконой. Люди по очереди стали к нему подходить со своими проблемами и вопросами. Многие молодые женщины, общаясь с ним, плакали, как-бы даже исповедуясь за свою жизнь и уходили затем с лёгкой улыбкой на лице. Отец Илий говорил очень тихо, но я сидел не далеко и слышал, что он часто повторял одни и те же слова: верь, молись, люби, прощай и доверяй всегда Господу. Тоже самое, практически, сказал и мне. А ведь это такие простые и сильные ценности, над которыми многие не задумываются, и надеясь только на себя и гоняясь за вещами материальными, убивают свою душу. Часто я вспоминаю тот короткий разговор со старцем, его тёплые руки, когда он меня благословил и как-то на сердце становится легко и радостно.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!