В московской области создан каталог типовых проектов зданий социальной инфраструктуры. Правильная планировка детского сада

Здание детского сада включает: групповые ячейки - изолированные помещения, принадлежащие каждой детской группе; специализированные помещения для занятий с детьми, предназначенные для поочередного использования всеми или несколькими детскими группами; сопутствующие помещения (медицинские, пищеблок, постирочная); служебно-бытовые помещения для персонала. Здания детских садов не должны превышать 2 этажей. В крупных городах из-за плотности застройки и недостатка площадей, при согласовании с центром госсанэпиднадзора, допускается высота здания в 3 этажа. На 3-м этаже допускается располагать групповые ячейки только детей старших возрастных групп, залы и иные специализированные помещения для работы с детьми, служебно-бытовые и рекреационные помещения. Групповые ячейки для детей ясельного возраста располагают на 1-м этаже, для детей 2 лет и старше размещение групповой ячейки допускается на 2-м этаже.

Все основные помещения детского сада размещают в наземных этажах. Не допускается размещать в подвальных и цокольных этажах зданий ДОУ помещения для пребывания детей и помещения медицинского назначения. Использование помещений подвального и цокольного этажей должно осуществляться в соответствии с требованиями строительных норм и правил и с учетом высоты стояния грунтовых вод. Здания, в зависимости от вместимости, могут иметь компактную, блочную или павильонную структуру: состоять из нескольких корпусов-павильонов, отдельно стоящих или соединенных между собой отапливаемыми переходами. Не отапливаемые переходы и галереи допускаются только в IIIБ климатическом подрайоне. Высота от пола до потолка основных помещений - не менее 3 м.

Входы в здания должны быть с двойными тамбурами в IB, IД климатических подрайонах, II и III климатических районах; в IA, IБ и IГ климатических подрайонах - с тройными тамбурами; в IIIБ климатическом районе - с одним тамбуром. Глубина тамбура - не менее 1,6 м. Внутренние двери, имеющие частичное остекление, ограждают с обеих сторон экраном из реек на уровне роста ребенка. Высота ограждения крыльца (три и более ступеней) составляет 0,8 м. Перед входом в групповую ячейку для детей ясельного возраста должны быть оборудованы пандусы для колясок.

В планировочной структуре зданий детских садов необходимо соблюдать принцип групповой изоляции. Групповые ячейки для детей ясельного возраста должны иметь самостоятельный вход с участка. Допускается общий вход с общей лестницей для детей ясельных групп, размещенных на 2-м этаже, для детей дошкольного возраста - не более чем на 4 группы, независимо от их расположения в здании. В состав групповой ячейки входят: раздевальная (приемная для детей ясельного возраста), групповая (игровая), спальня, буфетная, туалетная. В приемной для детей ясельного возраста до года выделяют место для раздевания родителей и кормления грудных детей матерями; спальню в этих группах следует разделять на 2 зоны остекленной перегородкой.

Площади помещений групповой ячейки: раздевальная (приемная) - площадью не менее 18 м2; в IA, IБ и IГ климатических подрайонах площадь раздевальных не менее 20 м2; групповая (игровая) - площадью не менее 50 м2 (для ясельных групп из расчета не менее 2,5 м2 на 1 ребенка, в дошкольных группах не менее 2,0 м2); буфетная - площадью не менее 3,8 м2; спальня - площадью не менее 50 м2 (для ясельных групп из расчета не менее 1,8 м2 на 1 ребенка, для дошкольников - не менее 2,0 м2). Для районов Крайнего Севера площади раздевальной (приемной) и спален детей ясельного возраста должны быть увеличены на 10%; туалетная - площадью не менее 16 м2 (для ясельных групп из расчета не менее 0,8 м2 на 1 ребенка).

Раздевальные для детей, групповые ячейки которых располагаются на втором и третьем этажах, допускается размещать на первом этаже в отдельных помещениях для каждой группы. Следует предусмотреть специальное помещение кладовых для хранения колясок, санок, велосипедов, лыж, игрушек, используемых на территории. Питание детей организуют в помещении групповой. Для мытья посуды в буфетной оборудуется 3-гнездная мойка с подводкой холодной и горячей воды. Допускается 2-гнездная мойка, построенная по старым типовым проектам.Для ограничения перегрева помещений необходимо предусмотреть солнцезащиту при организации окон групповых, игровых, спален, залов, палат изолятора, кухни, заготовочных и доготовочных цехов, обращенных на азимуты 200-275° для районов южнее 60-45° с.ш. и на азимуты 91-230° для районов южнее 45° с.ш.

В помещениях групповых (игровых) и спальнях во всех климатических районах, кроме IA, IБ, IV климатических подрайонов, следует обеспечить естественное сквозное или угловое проветривание. В III климатическом районе, кроме групповых (игровых) и спален, сквозное или угловое проветривание следует обеспечить также в помещениях кухни, постирочной, сушильной, гладильной. Окна в каждом групповом помещении необходимо оборудовать откидными фрамугами с рычажными приборами (не менее чем на 50% окон) или форточками и использовать их для организации проветривания во все сезоны года. Отношение площади фрамуг к площади пола составляет 1:50. Наружная часть фрамуг должна открываться снизу, а внутренняя - сверху. Высота ограждения лестниц составляет 1,5 м при сплошном ограждении сеткой, высота поручней для детей - 0,5 м, поручни для взрослых устанавливают на высоте 0,85 м. Расстояние между вертикальными элементами в ограждении лестниц - не более 0,1 м, горизонтальные членения в ограждениях не допускаются.

К оборудованию дошкольных учреждений относятся предметы, связанные с бытом детей и педагогическим процессом в учреждении: мебель, игрушки, строительный материал, дидактические пособия, а также инвентарь для работы на участке, уборки помещений.

Оборудование должно соответствовать росту детей, способствовать их развитию и здоровью, не вызывать излишнего напряжения и тем более травм; оно должно быть безопасным в эпидемиологическом отношении, не загромождать помещений, не мешать свободному передвижению детей.

Оборудование раздевальной (приемной)

В приемной младшей и средней групп раннего возраста должны быть пеленальные столы, шкафы для верхней одежды детей, шкафы для персонала. Для хранения верхней одежды индивидуальные шкафчики высотой 120- 135 см. Шкафчики оборудованы полками для головных уборов, для обуви и крючками для верхней одежды. Для одежды персонала и родителей имеется отдельная вешалка. В раздевальной должны быть низкие диванчики или скамейки-приступки высотой 18-20 см. Предусматриваются устройства для сушки одежды и обуви, установлены стеллажи для игрушек, умывальная раковина, место для кормления грудных детей матерями.

Оборудование групповых (игровых) комнат

Мебель изготовляют из легких прочных материалов (сухой выдержанный лес, алюминий, пластмасса и др.), покрывают светлыми безвредными красками или лаком, стойкими к воде, мылу и дезинфицирующим средствам. Поверхности детской мебели должны быть гладкими, все углы столов, стульев, шкафов и др. округлыми или со смягченными гранями.

В настоящее время вся мебель, которая используется в ДОУ, должна соответствовать основным размерам столов и стульев для детей младшего и дошкольного возраста (табл. 2.2). Для ДОУ утверждены определенные виды и размеры столов и стульев: столы четырехместные - для детей 1,5-5 лет; столы двухместные с изменяющимся наклоном крышки и ящиком для учебных пособий - для детей 5-7 лет; столы двухместные трапециевидные для детей от 1,5 года до 4 лет; столы одноместные - для использования в быту. Стулья должны быть профилированными по форме бедер и ягодиц.

Рекомендуется цветовая маркировка столов и стульев, чтобы ребенок мог самостоятельно находить стол и стул, соответствующие его росту. С этой целью мебель одного размера в каждой группе помечают одинаковым цветным рисунком или символом.

Таблица 2.2

Основные размеры столов и стульев для детей ясельного

и дошкольного возраста

В каждой из групп желательно иметь «Карту рассаживания детей за столами», в которой отражают фамилию, имя ребенка, длину тела, состояние зрения и слуха, группу мебели, ряд и место, которое за ним закрепляется. При размещении детей учитывают состояние здоровья, зрения и слуха. Два раза в год медицинская сестра и воспитатель на основании данных измерения длины тела (роста) осуществляют контроль над рассаживанием детей с записью в Карту. В каждой группе нужно иметь не менее двух-трех размеров столов и стульев.

Для лучшего естественного освещения четырехместные столы желательно расставлять в два ряда узкой частью к окнам, двухместные - в три ряда. Зимой столы ставят ближе к окнам (50 см от окна), весной для предохранения глаз детей от ярких лучей солнца отодвигают вглубь помещения.

Источник света для праворуких детей должен находиться слева, для леворуких – справа.

Детей сажают за соответствующие их росту столы так, чтобы самые маленькие и с пониженным слухом находились ближе к воспитателю, с дефектами зрения - ближе к источнику света и доске. Нельзя сажать детей спиной к свету. Первый ряд столов для наилучшей видимости демонстрационного материала располагают от доски на расстоянии 2,0-2,5 м.

В игральных и групповых помещениях столы и стулья ставят по числу детей в группе, они должны быть одной промаркированной группы. Кроме столов и стульев, в игральных и групповых комнатах имеются шкафы и полки для белья, игрушек, дидактического и строительного материала, доска для занятий изобразительной деятельностью, буфет для посуды. Расстояние между рядами столов - не менее 0,5 м; расстояние 1-го ряда столов от окна - 1 м, от доски-не ближе 2,5-3,0 м; высота подвеса нижнего края настенной доски - 0,7-0,8 м, размер настенной доски 0,75-1,5 м.

Если в дошкольном учреждении есть 1-я группа раннего возраста, необходимо иметь не менее двух пеленальных столов, двухместный стол для кормления детей от 7 мес до 1 года, умывальник (для взрослых) с локтевым смесителем, а также один или два разборных манежа для бодрствующих детей в возрасте до 4-5 мес и от 4-5 до 8-9 мес.

В группах раннего возраста для развития движения у детей необходимо иметь горки, мостики, доски, а также специальное оборудование для физических упражнений. Вместо стульев в этих группах рекомендуются кресла с подножками. Для детей раннего возраста делают одноместные столы.

Для раздачи пищи и мытья посуды в каждой из групповых комнат есть буфетная. Она включает в себя следующее оборудование: шкаф-стол с мойкой, шкаф-стол кухонный, шкаф навесной, шкаф навесной для сушки посуды и стол сервировочный.

В групповой, в специально отведенном отдельном помещении, может быть предусмотрен «уголок живой природы», который должен быть оборудован в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1.2660-10 (пункт 6.13).

Оборудование спален

Конструкция кроваток (деревянных ил и металлических) должна соответствовать росту ребенка, а упругая поверхность ложа способствовать его быстрому засыпанию.

Для оборудования спален яслей-садов используют кровати двух типов: с ограждением и переменной высотой ложа для детей до 3 лет (длина 120 см, ширина 60 см, высота ограждения от пола 95 см - предусматривается возможность уменьшения высоты бокового ограждения за счет его опускания не менее чем на 15 см); для детей 3-7 лет (длина 140 см, ширина 60 см и высота 30 см).

У каждой кровати ставят стул, сидя на котором, ребенок может снять и надеть свою одежду. Кровати размещают с соблюдением минимальных разрывов: между длинными сторонами кроватей - 0,65 м, от наружных стен - 0,6 м, от отопительных приборов - 0,2 м, между изголовьями двух кроватей - 0,3 м.

Наиболее гигиеничными являются матрацы из волоса или морской травы, подушки - из мягкого пера, небольших размеров (30 х 30 см). Постельное белье должно быть промаркировано у ножного края. Необходимо иметь 3 комплекта белья и 2 смены наматрасников. Смена постельного белья, полотенец проводится по мере загрязнения, но не реже 1 раза в неделю.

Оборудование туалетных

Туалетные помещения делят на умывальную зону и зону санитарных узлов. В туалетных, предназначенных для детей ясельного возраста, имеются три детских умывальника, один детский унитаз, слив, душевой поддон, шкаф-стеллаж с промаркированными гнездами для горшков, один умывальник взрослый, слив, детская ванна, хозяйственный шкаф. Туалетный стол и бак для грязного белья рекомендуется размещать близко от раковины, чтобы избежать лишних затрат времени на туалет детей.

В туалетных дошкольных групп должно быть четыре детских раковины (в старшей и подготовительной группе - пять) и одна умывальная раковина для взрослых, один детский унитаз на 5 детей, один полотенцесушитель. Детские унитазы оборудованы закрывающимися кабинами, но без запоров. Размер кабины для детского унитаза составляет 1.0 х 0.75 м. а высота ограждения кабин - 1,2 м (от пола). Высота борта унитаза над полом равна длине голени ребенка со стопой (28 см), а ширина (поперечный размер) соответствует расстоянию между большими вертелами (22 см). Унитаз оборудуется детскими сиденьями или гигиеническими накладками из безвредных для здоровья детей материалов (с возможностью дезинфицирующей обработки). Обязательно должны быть ящики для туалетной бумаги, шкафы для хранения инвентаря, предназначенного для уборки помещений.

В соответствии с новыми требованиями в старших и подготовительных к школе группах необходимо предусмотреть раздельные туалетные для мальчиков и девочек. Учитывая средний рост детей ясельного возраста, борт раковины располагают на расстоянии 0,4 м, для дошкольного возраста - 0,5 м над полом.

В умывальной должны быть вешалки с изолированными гнездами для хранения индивидуальных предметов личной гигиены ребенка. Глубокий душевой поддон для детей среднего и старшего ясельного возраста - 0,9 м; мелкий душевой поддон для детей дошкольного возраста - 0,3 м. душевые сетки должны быть с гибким шлангом.

Гигиенические требования к воздушной среде помещений

Потребность детей в чистом, свежем воздухе очень велика, так как вследствие большой частоты и малого объема дыхательных движений, обусловленных особенностями строения грудной клетки, интенсивность обмена газов между кровью и воздухом у них несколько ниже, чем у взрослых. Необходимо, чтобы химический, физический и биологический состав воздуха в помещениях, т. е. микроклимат, отвечал установленным гигиеническим нормам.

Качественный состав воздушной среды помещений слагается из химических веществ антропогенного происхождения, компонентов мигрирующих из современных полимерных и лакокрасочных материалов, детских игрушек.

Состав воздуха в ДОУ в результате длительного пребывания в них детей постепенно ухудшается: нарастает количество углекислого газа, водяных паров, тяжелых ионов, повышаются температура, запыленность, бактериальная загрязненность, появляются органические примеси, аммиак, сероводород и др., которые ухудшают самочувствие ребенка.

Изменения химического состава воздуха в помещениях вызываются тем, что выдыхаемый человеком воздух значительно отличается от атмосферного (табл. …….).

Таблица …..

Химический состав атмосферного и выдыхаемого воздуха

(в процентах от общего объема воздуха)

Органические вещества: аммиак, летучие жирные кислоты, сероводород - человек выделяет через кожу, полость рта и кишечник. В воздухе помещений их тем больше, чем хуже уход за телом и детской одеждой. Особенно много органических веществ образуется в туалетных помещениях, прачечной, кухне. При наличии в кухне газовых плит воздух может ухудшаться и за счет попадания в него продуктов неполного сгорания топлива и образования окиси углерода.

В помещениях постепенно изменяется ионный состав воздуха. Легкие ионы, оказывающие положительное влияние на человека, адсорбируются дыхательными путями детей, парами воды, пылевыми частицами, количество их постепенно уменьшается, в то время как количество тяжелых ионов, содержащихся в выдыхаемом детьми воздухе, увеличивается, ухудшая тем самым качество воздуха.

Опасность для организма представляет воздух, насыщенный пылью, в которой задерживается огромное количество микроорганизмов, выделяемых при дыхании, кашле, чиханье. Следует внимательно следить за состоянием полости рта и слизистых оболочек дыхательных путей у детей.

Групповые комнаты должны хорошо освещаться солнцем, так как под влиянием его ультрафиолетовых лучей многие болезнетворные микроорганизмы погибают, а организм ребенка становится менее восприимчивым к заболеваниям.

Химический состав и физические свойства воздуха в жилых помещениях, как правило, изменяются по мере увеличения в нем уровня углекислого газа (СО2). Количество углекислого газа в воздухе не превышает 0,1 %. При расчете необходимого объема воздуха на ребенка в 1 ч принято исходить из количества выдыхаемого им за это же время СО2 и предельно допустимой концентрации его в воздухе помещений. Выделенный СО2 должен распределиться в воздухе помещения и не превысить предельно допустимого содержания. Количество углекислого газа, выделяемого за 1 ч, зависит от возраста ребенка и характера выполняемой им работы. Дети дошкольного возраста выдыхают около 4 л СО2, младшего школьного возраста - 8- 10 л.

Чтобы в помещениях дошкольных учреждений воздух был качественным, необходимы достаточная их кубатура и правильный воздухообмен. На каждого дошкольника в групповой комнате должно приходиться 7,5-8 м3 воздуха. Такая кубатура достигается в тех случаях, когда площадь пола на одного ребенка в групповой комнате составляет 2,0-2,5 м2, а высота помещения достигает 3 м.

Естественный обмен воздуха в помещениях (через поры строительного материала, щели в окнах, дверях под действием ветра и др.) недостаточен, поэтому помещения проветривают через открытые окна, фрамуги и форточки.

В тех случаях, когда температура атмосферного воздуха не ниже -5 °С и отсутствует сильный ветер, в ДОУ проводится широкая аэрация помещений в присутствии детей. При проветривании необходимо избегать сквозняков.

В отсутствие детей в помещениях проводят сквозное или угловое проветривание (открывают фрамуги, форточки или окна). Такое проветривание особенно необходимо после сна детей, приема пищи, а также в конце дня, когда воздух помещений особенно загрязнен.

Длительность проветривания определяется температурой наружного воздуха. Сквозное проветривание при очень низких температурах наружного воздуха (ниже -20 ºС) проводится не более 2-3 мин., при более теплой погоде - проветривание должно проводиться одновременно с влажной уборкой помещения и заканчиваться за 30 мин до прихода детей.

Для эффективного проветривания помещений ДОУ окна оборудуют откидными фрамугами с рычажными приборами и используют их для проветривания во все сезоны года.

Отношение площади фрамуг к площади пола составляет 1:50.

При проветривании через фрамуги увеличиваются скорость движения и объем поступающего воздуха. Воздух через фрамугу поступает в верхнюю часть помещения. Холодный воздух за счет своей относительной массы, опускаясь вниз, проникает через теплые слои комнатного воздуха, отнимает у них часть тепла и успевает нагреться. Это позволяет в осенние и ранние весенние месяцы, а частично и зимой при отсутствии ветра и не очень большой разнице в температурах наружного и комнатного воздуха держать фрамуги открытыми в присутствии детей.

В холодное время года ни в коем случае нельзя заклеивать фрамуги и форточки. В групповых комнатах рекомендуется оставлять не заклеенным и одно окно, чтобы при необходимости можно было быстро проветрить помещение (в отсутствии детей).

Все фрамуги и форточки должны иметь специальные приспособления (шнуры, палки, рычаги) для свободного их открывания и закрывания.

Для улучшения проветривания помещений в дошкольных учреждениях оборудуется центральная вытяжная вентиляция. С ее помочью из помещений удаляется загрязненный воздух. Центральная вытяжная вентиляция используется в осенне-зимний период, с начала отопительного сезона и до наступления теплой погоды. Она работает на естественной тяге за счет разности температур наружного и комнатного воздуха.

Постоянное проветривание групповых ком ват и спален осуществляется также через приточные шкафы, которые встроены в одну из наружных стен помещения.

Гигиенические требования к тепловому режиму помещений дошкольных учреждений

Температура окружающего воздуха оказывает большое влияние на организм ребенка. Если она слишком высокая, отдача организмом тепла затрудняется и ребенок перегревается. Слишком низкая температура, наоборот, усиливает отдачу тепла организмом и ребенок переохлаждается. Это неблагоприятно сказывается на самочувствии, работоспособности детей, затрудняет любую их деятельность. Отопление в ДОУ должно создавать условия теплового равновесия без резкого напряжения терморегуляции (тепловой комфорт).

Комфортные тепловые условия ограничиваются определенными температурными пределами в соответствии с возрастом и зависят от состояния здоровья, вида деятельности и закаленности детей.

В помещениях, предназначенных для здоровых детей от рождения до 7 лет, установлены определенные нормы температуры воздуха (табл. ……).

Таблица ……

Температура и кратность обмена воздуха в основных помещениях ДОУ

Помещения Температура Кратность обмена воздуха
В I A, Б, Г климатических районах В других климатических районах
приток вытяжка приток вытяжка
Приемные, игровые

ясельных групп:

- младшей 22-24 2,5 1,5 - 1,5
- средней и старшей 22-24 2,5 1,5 - 1,5
Приемные, игровые младшей дошкольной группы 21-23 2,5 1,5 - 1,5
Групповые, раздевальные: -
- младшей, средней 21-23 2,5 1,5 - 1,5
- старшей, подготовительной 21-23 2,5 1,5 - 1,5
Спальни ясельных групп 19-20 2,5 1,5 - 1,5
Спальни дошкольных групп 19-20 2,5 1,5 - 1,5
Туалетные ясельных групп 22-24 - 1,5 - 1,5
Туалетные дошкольных групп 21-23 - 1,5 - 1,5
Залы для музыкальных и гимнастических занятий 19-20 2,5 1,5 - 1,5
Прогулочные веранды Не менее 12 по расчету, но не

менее 20 м3 на 1 ребенка

Зал с ванной бассейна Не менее 29 по расчету, но не

менее 20 м3 на 1 ребенка

Раздевалка с душевой бассейна 25-26 по расчету
Медицинские помещения 22-24 2,5 1,5 - 1,5
Отапливаемые переходы Не менее 15 по расчету, но не менее

20 м3 на 1 ребенка

В игровых и групповых, расположенных на первом этаже, температура поверхности пола в зимний период должна быть не менее 22 ºС. Относительная влажность воздуха в детских помещениях 40-60 %, скорость движения воздуха - не более 0,1 м/с; влажность воздуха в кухне и постирочной - 60-70%.

В ДОУ применяют различные системы отопления: центральное или автономное водяное, газовое и, редко, печное.

Все эти системы должны соответствовать следующим требованиям: обеспечивать достаточную и равномерную температуру и влажность воздуха, не загрязнять его продуктами неполного сгорания топлива, быть пожаробезопасными. Наиболее широко используется центральное водяное отопление низкого давления с температурой нагрева воды в котлах не выше 95 ºС. Колебание температуры в различных помещениях ДОУ в течение суток не превышает 2-3 °С. В качестве нагревательных приборов могут применяться радиаторы, трубчатые нагревательные элементы, встроенные в бетонные панели. Конструкция радиаторов должна обеспечивать достаточную и равномерную отдачу тепла в окружающий воздух и возможность легкого удаления с них пыли. Для поддержания оптимальных параметров температурного режима отопительные приборы оборудуются регулируемыми кранами.

Средняя температура поверхности отопительных приборов должна быть не более 80 ºС. Во избежание ожогов и травм у детей отопительные приборы должны быть ограждены съемными деревянными решетками. Не допускается устройство ограждений из древесно-стружечных плит.

Гигиенические требования к организации водоснабжения

Водоснабжение детского учреждения должно обеспечивать достаточное количество воды для питья, приготовления пищи, гигиенического содержания помещений, привития детям гигиенических навыков. Качество воды, которая используется в дошкольном учреждении, должна отвечать требованиям действующего стандарта.

В яслях-садах с дневным пребыванием детей расход воды составляет 75 л на одного ребенка в сутки, с круглосуточным - 100 л. Холодным и горячим водоснабжением должны быть обеспечены групповые ячейки, медицинский блок, пищеблок, туалетные, постирочные, бассейн. Температура воды, подводимой к умывальникам и душам, должна быть не ниже 37 °С и не выше 60 ос.

В каждой группе ДОУ должна быть свежая питьевая вода. Ее хранят в закрытой стеклянной посуде (графин, кувшин). Для детей в старших группах на подносе, рядом с водой, должны быть опрокинутые вверх дном чистые чашки. Воду обновляют ежедневно.

Водоснабжение дошкольных учреждений обеспечивается через городские (в городах) и поселковые (в сельской местности) центральные водопроводы. Там, где нет центрального водопровода, детские ясли и сады снабжаются водой от ближайших предприятий или учреждений, имеющих водопровод. Только в крайних случаях для детских учреждений строят местный водопровод или берут воду из колодцев.

Воду из местных водоисточников подвергают тщательному химическому и бактериологическому анализу. Вода не должна содержать: органических веществ, свидетельствующих о загрязнении источника воды животными отбросами (кал, моча, сточные воды), вместе с которыми в воду проникают болезнетворные микроорганизмы и яйца глистов. Оценивая качество воды, определяют также содержание в ней известковых и магнезиальных солей, обусловливающих жесткость воды (жесткая вода не представляет опасности для организма, однако в ней плохо развариваются некоторые продукты (мясо, овощи), плохо мылится мыло, она оставляет большую накипь на стенках котлов и кухонной посуды).

Санитарное содержание дошкольных учреждений

Уборку участка проводят ежедневно: утром за 1-2 ч до прихода детей и по мере загрязнения территории. Мусор немедленно убирают в мусоросборники. В летнее время не менее двух раз в день (перед приходом или подъемом детей и перед дневным сном) необходимо поливать участок. Вывоз мусора с участка ДОУ должен производиться ежедневно за 1-2 ч до прихода детей или после их ухода, при закрытых окнах основного здания.

При входе в детское учреждение снаружи должны быть съемные скребки и деревянные решетки для очистки грязи с обуви, в тамбуре - маты, а в вестибюле - дорожки для окончательной очистки обуви от грязи и пыли. Приходя в детское учреждение, дети должны менять обувь.

Уборка помещений проводится ежедневно 2 раза влажным способом при открытых окнах или фрамугах с применением моющих средств.

Полы следует мыть не менее 2 раз в день, при этом один раз с обязательным отодвиганием мебели; мебель, радиаторы, подоконники протирают влажной тряпкой; шкафчики для детской одежды протирают ежедневно и раз в неделю моют.

Генеральную уборку всех помещений проводят один раз в месяц: мытье полов, осветительной арматуры, окон, дверей, протирание стен моющими и дезинфицирующими средствами. В комнате для музыкальных и гимнастических занятий уборку проводят после каждого занятия. Окна снаружи и изнутри моют по мере загрязнения, но не реже 2 раз в год (весной и осенью).

Жалюзийные решетки вытяжных вентиляционных систем должны быть открытыми и систематически очищаться от пыли; прикрывать их следует только при резком перепаде температур воздуха помещений и наружного воздуха. Очистку шахт вытяжной вентиляции проводят два раза в год.

Столовая и чайная посуда выделяется дня каждой группы. Она может быть изготовлена из фаянса, фарфора (тарелки, блюдца, чашки), а столовые приборы (ложки, вилки, ножи) - из нержавеющей стали. Не допускается использовать посуду с дефектами.

Пищевые отходы в группах собирают в промаркированные металлические ведра с крышками или педальные бачки, очистка которых проводится по мере заполнения их не более чем на 2/3 объема. Ежедневно в конце дня ведра и бачки независимо от наполнения очищают.

Посуду и столовые приборы моют в двух-трех гнездных ваннах, установленных в буфетных каждого группового помещения, с добавлением моющих средств (первая ванна) с температурой воды не ниже 40 °С, ополаскиваются горячей проточной водой с температурой не ниже 65 °С (вторая ванна) и просушивают. Допускается установка посудомоечной машины

Чистые столовые приборы хранят в предварительно промытых металлических кассетах в вертикальном положении ручками вверх.

Столы моют горячей водой с мылом до и после каждого приема пищи специально выделенной для этого ветошью, которую затем простирывают, просушивают и хранят в специальной промаркированной посуде с крышкой.

В ясельных группах бутылочки после молочных смесей промывают теплой проточной водой с помощью ерша и моющих средств, затем стерилизуют в автоклаве или кипятят в воде в течение 15 мин и хранят в промаркированной закрытой эмалированной посуде. Соски после употребления промывают, замачивают в 2 %-ном растворе питьевой соды в течение 15- 20 мин, потом промывают водой, кипятят З мин в воде и хранят в промаркированной емкости с закрытой крышкой.

Мочалки, щетки для мытья посуды, ветошь для протирания столов при осложненной эпидситуации кипятят в течение 15 мин в воде с добавлением кальцинированной соды или замачивают в дезинфицирующем растворе, затем простирывают в конце дня с моющим средством, прополаскивают, сушат и хранят в специальной промаркированной таре.

В помещениях пищеблока ежедневно проводят уборку: (полы, подоконники, Радиаторы), еженедельно с применением моющих средств проводят мытье стен, осветительной арматуры, очистку стекол от пыли и копоти и т. п., ежемесячно проводят генеральную уборку с последующей дезинфекцией всех помещений, оборудования и инвентаря.

В буфетных, моечных столовой и кухонной посуды, а также возле всех ванн, которые используют для обработки инвентаря, вывешивают инструкции по режиму мытья посуды и обработки инвентаря с указанием концентраций моющих и дезинфицирующих средств, используемых в данный момент, правил приготовления рабочих растворов.

Полы в туалетных, унитазы моют два раза в день горячей водой и моющими средствами. В ясельных и младших дошкольных группах полы следует мыть после каждого пользования горшками.

Санитарно-техническое оборудование подлежит обеззараживанию независимо от эпидемиологической ситуации. Сидения на унитазах, ручки сливных бачков и ручки дверей моют теплой водой с мылом ежедневно. Горшки моют после каждого пользования при помощи квачей и моющих средств. Ванны, раковины, унитазы чистят дважды в день квачами или щетками с использованием моющих и дезинфицирующих средств («Лиолит», «Доместос», «Белор», «Амфолан Д», гипохлорид натрия, ПФК).

Планировка детского сада, интерната, или комплекса должна соответствовать в первую очередь гигиеническим нормам. В любом детском учреждении должна быть обеспечена максимальная безопасность для здоровья и жизни детей. Для эстетического оформления подобных помещений существуют свои нормы, которых необходимо придерживаться. Детское учреждение можно обустроить в специально построенном здании или перепланировать для этого уже готовую постройку.

Пример типового плана детского сада

Основные задачи частного детского сада — воспитание детей, обучение их основным навыкам существования в коллективе, общения, социального поведения. Начальное дошкольное образование и подготовка к школе — еще одна важная задача современных детских центров.

К тому же, в детском саду могут проводиться занятия в разного рода творческих кружках. В них дети будут учиться рисовать, лепить из пластилина и т. п. Главное, изначально определить основные направления работы детского сада, спектр предоставляемых услуг. Это поможет при детского учреждения. В детском саду дети воспитываются в разных возрастных группах.

Планировка детского сада с обозначением помещений

Для каждой группы необходимо отдельное пространство, в котором дети будут заниматься со своим воспитателем по основной программе, отдыхать, общаться друг с другом.

При планировке детских садов или центров необходимо четкое разграничение комнат для детей и служебных помещений.

Помещения разного предназначения (детские, административно-хозяйственные, обслуживающие, подсобные и т. п.) необходимо располагать отдельно друг от друга. Желательно обустроить хозяйственные, подсобные помещения в отдельной постройке. Вся внутренняя отделка помещений детских центров делается только из экологически чистых материалов высокого качества. Кроме того, помещения должно быть легко убирать. Все поверхности следует сделать прочными и легко моющимися. Это убережет детей от случайных травм и распространения инфекции.

Вариант проекта и планировки детского сада

Уборка должна производиться только химическими средствами, разрешенными для использования в помещениях для детей. и должна осуществляться исходя из основного предназначения детского учреждения.

Гигиенические требования и нормы безопасности

Детский сад или интернат должен располагаться в спальном районе среди жилых домов. Обустраивать детские учреждения вблизи автостоянок, проезжей части, котельных или производственных объектов категорически запрещено.

Читайте также

Ситуационный план земельного участка

Основные санитарно-гигиенические нормы предписывают следующее:


Основные и дополнительные помещения детского сада

Основные помещения в зданиях детских садов это:


Условия для полноценного дневного сна можно создать в групповых комнатах. В этом случае лучше приобрести раскладные кровати. Для хранения кроватей и спальных принадлежностей понадобится встроенный шкаф или небольшая кладовка. Для маленького детского сада (не более 30 детей) можно обустроить общую столовую. Для большего количества детей удобнее организовать место для приема пищи в групповой комнате. Обеденные столики при этом можно использовать также для занятий или настольных игр.

Медицинский кабинет с изолятором обязателен для детских садов, в которых дети будут находиться в течение всего дня или круглосуточно. Если учреждение работает в режиме «короткий день», от медпункта можно отказаться. Достаточно будет заключить договор с близлежащей поликлиникой об оказании медицинской помощи в случае необходимости.

Групповые и спальные помещения

Групповые помещения детского сада должны быть изолированы. Желательно для каждой групповой комнаты оборудовать отдельный вход с прилегающей территории. Можно обустроить общий вход для двух или трех групп разного возраста. Возле общего входа желательно обустроить гардеробную для верхней одежды и уличной обуви.

Прием детей должен производиться в отдельном помещении или в гардеробной. В последнем случае здесь нужно обеспечить условия для осмотра детей. Вход родителей в групповые комнаты нежелателен в целях предохранения от инфекции и сохранения чистоты в помещении.

В групповой комнате должно планироваться обустройство достаточного количества оконных проемов необходимого размера. Это обеспечит хорошее проветривание, естественное освещение и доступ ультрафиолетовых лучей, посредством которых помещение будет инсолироваться.


Спальню предпочтительно обустроить на крытой, утепленной и или . Можно выделить место для сна в основной комнате группы, отделив его раздвижной перегородкой. Для детей в возрасте 5-6 лет допускается установка 2-ярусных кроватей. На верхнем спальном месте обязательно обустройство защитного бортика.

Туалетные комнаты и бассейн

Туалетная комната примыкает к игровому помещению. Желательно обустроить небольшой разделяющий коридор между ними. Для малышей из ясельных групп используются горшки. Для детей постарше ставятся унитазы в открытых кабинах. Габариты кабины — 80 на 80 см, высота разделительной стенки — 120 см.
При обустройстве бассейна в здании детсада необходимо запланировать обустройство душевой кабины, раздевальной и туалетной комнат.


Следует оборудовать специальную ванную для обучения плаванию площадью 3 на 7 м или немного больше.

Планировка детского сада в зданиях различной формы

Самый простой вариант планировки небольшого детского сада в квадратном здании делается по следующим принципам:

  • входная дверь ведет в холл;
  • в холл выходят двери в пищеблок, медпункт и кабинет заведующей;
  • из пищеблока необходим наружный выход для доставки продуктов;
  • коридор из холла ведет в групповые комнаты (не более 4-х);
  • групповые комнаты располагаются вокруг многоцелевого помещения.

Дополнительные групповые комнаты обустраиваются на 2-м этаже. В 3-этажном здании детского сада на верхнем этаже располагаются только подсобные помещения. При этом может быть дополнительно задействовано или мансарда. Здесь можно обустроить кладовую. Планировка удлиненного здания детского сада предполагает наличие центрального коридора, проходящего между торцевыми стенами.

Проект и планировка детского сада на 150 мест

Центральный вход располагается ближе к торцевой стене. Рядом находится кабинет заведующей. Далее по коридору с одной стороны располагаются подсобные помещения: гардеробная, кухня, медпункт, туалетная комната для персонала, кладовая для вещей и продуктов. Вдоль противоположной стены располагается многоцелевое помещение, выходящее в холл. Далее по коридору обустраиваются помещения для детей: групповые и спальные комнаты, туалеты для девочек и мальчиков, умывальная комната и т. д. В конце коридора можно обустроить еще одно большое помещение для спортивных занятий, танцев или активных игр.

Развитие типового проектирования - одна из приоритетных задач, поставленных перед профессиональным сообществом президентом Российской Федерации.

Преимущества применения типовых проектов в практике строительства очевидны. Прежде всего, это сокращение стоимости и сроков проектирования, а также времени рассмотрения в государственной экспертизе привязки проекта по конкретному адресу. Применяемые на объектах перспективные архитектурно-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения уже прошли экспертизу в составе типовых проектов. Также немаловажной при применении типовых проектов социальных объектов является возможность использования федеральных субсидий в строительстве.

Заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Юрий Рейльян на круглом столе 24 марта 2015 года отметил , что снижение средней стоимости строительства одного места в дошкольных образовательных организациях может быть осуществлено за счет формирования реестра типовой проектной документации. Реестр включает в себя информацию о проектах жилых и административных зданий, социальных объектов, при подготовке которых были применены современные технологические и организационные решения.

Минстроем России утвержден План формирования системы типового проектирования в сфере строительства, который направлен на создание условий и методологии применения типовой проектной документации и проектной документации повторного применения. «В соответствии с планом, минстрой России продолжит работу по формированию и ведению соответствующего реестра. В настоящее время в реестр внесены сведения о проектной документации 92 объектов капстроительства, из них - 50 объектов детских дошкольных учреждений» , - подчеркнул Юрий Рейльян.

Замминистра обратил внимание на то, что основной проблемой для включения проектов в реестр остается отсутствие у регионов исключительных прав на представленную проектную документацию. Чтобы решить эту проблему, а также минимизировать затраты на повторное использование документации, разработанной за счет или с привлечением средств федерального или регионального бюджетов, предлагается дополнить 44 Федеральный закон положениями о возможности многократного использования проектной документации без согласия подрядчика (автора произведения архитектуры, градостроительства, автора проектной документации), а также о передаче исключительных прав на созданную проектную документацию субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию, от имени которых выступает государственный или муниципальный заказчик.

«Завершение мероприятий, предусмотренных планом формирования системы типового проектирования в сфере строительства, планируется к 2016 году» , - сказал Юрий Рейльян.

  • Постановление Правительства РФ от 27 сентября 2011 г. № 791 «О формировании реестра типовой проектной документации и внесении изменений в некоторые Постановления Правительства Российской Федерации»
  • Приказ Минстроя России от 13 февраля 2015 года № 108/пр «О внесении в реестр типовой проектной документации сведений о типовой проектной документации»
  • Приказ Минстроя России от 13 марта 2015 года №170/пр «Об утверждении Плана формирования системы типового проектирования в сфере строительства»
  • Выписка из протокола от 25.03.2015 года № 118-прм-юр заседания нормативно-технического совета по отбору типовой проектной документации при Минстрое России

В регионах РФ начали создаваться каталоги типовых проектов. На федеральном уровне альбом типовых проектов формирует Минстрой РФ.

В апреле 2015 года Главное управление архитектуры и градостроительства Московской области опубликовало каталог повторноприменяемых (типовых) проектов зданий социальной инфраструктуры, куда вошли проекты детских садов мощностью от 100 до 320 мест, школ от 450 до 1600 мест, физкультурно-оздоровительных комплексов и поликлиник. Данные типовые проекты рекомендованы застройщикам для повторного применения в регионе.

Здания не будут полностью копировать друг друга. «Проекты повторного применения сегодня - это объекты с адресной архитектурой, - отметил начальник Главархитектуры Московской области Владислав Гордиенко. - Готовый проект необходимо привязать к конкретному участку, а значит, создать его индивидуальный облик, учитывающий окружающую застройку, культурную и историческую особенность территорий» .

При выборе проектов для каталога оценивались их архитектурно-художественные, планировочные, технологические решения, рассматривалась сметная стоимость, характеристики строительных материалов и конструкций.

Использование типовых проектов, по расчетам чиновников, позволит сократить сроки проектирования зданий и сэкономить средства регионального бюджета на согласование нового строительства. Как сказал «РБК-Недвижимости» представитель пресс-службы Главархитектуры Московской области, экономия может составлять до 20% от стоимости объекта.

Проект повторного применения - это документация на объект капитального строительства, по которой получено положительное заключение государственной экспертизы, построен и введен в эксплуатацию объект не ранее семи лет до дня принятия решения о повторном применении этой проектной документации.

Строительство объектов повторного применения выгодно застройщику тем, что затраты на проектирование и экспертизу сведены к минимуму. Проект повторного применения может быть модифицирован. Но эти изменения не должны затрагивать конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта капитального строительства. Экспертиза такого проекта проводится по упрощенной схеме и ее стоимость значительно меньше.

Действующим законодательством о градостроительной деятельности в целях активизации капитального строительства объектов различного назначения предусмотрена возможность использования типовой проектной документации (проектной документации повторного применения). Преимущества ее применения заключаются в:

  • использовании уже апробированных и зарекомендовавших себя проектных решений;
  • уменьшении расходов на проектирование объекта;
  • сокращении сроков проектирования;
  • частичном освобождении проектной документации от проведения государственной экспертизы при повторном применении.

Одновременно типовая проектная документация имеет существенные ограничения для повторного применения, которые связаны с:

  • пригодностью проектных решений для реализации в условиях новой площадки (например, исходя из природно-климатических особенностей территории, инженерно-геологических характеристик района (включая сейсмические характеристики) и земельного участка (включая рельеф, несущую способность грунтов, наличие подтопления, мерзлотных явлений и т.д.);
  • правами использования «первичной» проектной документации, в том числе ее повторного применения и модификации.

Примеры проектов повторного применения из каталога

Реализация по адресу: Московская область, г. Волоколамск, пер. Ново-Солдатский

Разработчик проектной и рабочей документации: ООО «Гражданпроект-плюс»

Заказчик проектной документации: Администрация Волоколамского муниципального района



Детское дошкольное учреждение на 100 мест. Московская область, г. Волоколамск, пер. Ново-Солдатский

Показатели:

  • вместимость - 100 мест
  • кол-во групп - 5 групп
  • приспособлен для МГН
  • кол-во этажей - 3 эт.
  • площадь участка - 0,4068 га
  • площадь застройки - 1 005,86 м²
  • общая площадь (без подвала) - 1 397,25 м²
    • итого - 12 300 000 руб.
    • 1 места в базовых ценах - 123 000 руб.
  • стоимость (в текущих ценах на 4-й кв. 2012 г. без благоустройства и наружных сетей):
    • итого - 78 000 000 руб.
    • 1 места - 780 000 руб.
  • конструктивное решение - ограждающие конструкции - кирпичные стены, перекрытия
    • сборный железобетон, кровля скатная


Детское дошкольное учреждение на 100 мест. Московская область, г. Волоколамск, пер. Ново-Солдатский. План 1-го этажа


Детское дошкольное учреждение на 100 мест. Московская область, г. Волоколамск, пер. Ново-Солдатский. План 2-го этажа


Детское дошкольное учреждение на 100 мест. Московская область, г. Волоколамск, пер. Ново-Солдатский. План 3-го этажа

Детское дошкольное учреждение на 120 мест

Реализация по адресу: Московская область, г. Домодедово, мкр. «Востряково»

Разработчик проектной и рабочей документации: ГП МО «Институт «Мосгражданпроект»

Заказчик проектной документации: муниципальное ДОУ №12 «Березка»




Показатели:

  • вместимость - 120 мест
  • кол-во групп - 6 групп
  • приспособлен для МГН
  • кол-во этажей - 2 эт.
  • площадь участка - 0,6 га
  • площадь застройки - 1 319 м²
  • общая площадь - 2 000,5 м²
  • стоимость в базовых ценах 2000 г. (без благоустройства и наружных сетей):
    • итого - 12 412 906 руб.
    • 1 места в базовых ценах - 103 440 руб.
  • стоимость (в текущих ценах на 1-й кв. 2015 г. без благоустройства и наружных сетей):
    • итого - 94 141 740 руб.
    • 1 места - 784 510 руб.
  • конструктивное решение - стены - кирпич, перекрытие - сборный ж/б


Детское дошкольное учреждение на 120 мест. Московская область, г. Домодедово, мкр. «Востряково». План 1-го этажа


Детское дошкольное учреждение на 120 мест. Московская область, г. Домодедово, мкр. «Востряково». План 2-го этажа

Детское дошкольное учреждение на 150 мест с плавательным бассейном

Реализация по адресу: Московская область, Щелковский район, д. Оболдино

Разработчик проектной и рабочей документации: ООО «ПромСтройИнжиниринг СПб»

Заказчик проектной документации: МКУ Щелковского муниципального р-на «Строительство и инвестиции»





Показатели:

  • вместимость - 150 мест
  • кол-во групп - 8 групп
  • приспособлен для МГН
  • кол-во этажей - 2 эт.
  • площадь участка - 0,8603 га
  • площадь застройки - 1 835,5 м²
  • общая площадь (без подвала) - 4 373,6 м²
  • стоимость в базовых ценах 2000 г. (без благоустройства и наружных сетей):
    • итого - 28 123 730 руб.
    • 1 места в базовых ценах - 187 491,53 руб.
  • стоимость (в текущих ценах на 2-й кв. 2014 г. без благоустройства и наружных сетей):
    • итого - 157 533 420 руб.
    • 1 места - 1 050 222,80 руб.
  • конструктивное решение - устойчивость и неизменяемость здания обеспечивается совместной работой вертикальных элементов каркаса и диафрагм жесткости


ДДУ на 150 мест с плавательным бассейном. Московская область, Щелковский район, д. Оболдино. План 1-го этажа


ДДУ на 150 мест с плавательным бассейном. Московская область, Щелковский район, д. Оболдино. План 2-го этажа

Детское дошкольное учреждение на 150 мест

Реализация по адресу: Московская область, г. Раменское, ул. Приборостроителей

Разработчик проектной и рабочей документации: ООО «Проектная мастерская «Проект 18»

Заказчик проектной документации: УКС Администрации Раменского муниципального района




Показатели:

  • вместимость - 150 мест
  • кол-во групп - 8 групп
  • приспособлен для МГН
  • кол-во этажей - 3 эт.
  • площадь участка - 1,4 га
  • площадь застройки - 1 908,3 м²
  • общая площадь (без подвала) - 3 152 м²
  • стоимость в базовых ценах 2000 г. (без благоустройства и наружных сетей):
    • итого - 28 241 130 руб.
    • 1 места в базовых ценах - 188 274 руб.
    • итого - 151 201 220 руб.
    • 1 места - 1 008 010 руб.
  • конструктивное решение - монолитный железобетонный каркас




Детское дошкольное учреждение на 220 мест

Реализация по адресу: Московская область, г. Наро-Фоминск, ул. Брянская, участок № 12

Разработчик проектной и рабочей документации: ООО «Эра Проект»

Заказчик проектной документации: Администрация Наро-Фоминского муниципального района



Показатели:

  • вместимость - 220 мест
  • кол-во групп - 4 группы (в т.ч. 1 группа компенсирующей направленности на 10 мест) и 160 детей дошкольных групп
  • приспособлен для МГН
  • кол-во этажей - 3 эт.
  • площадь участка - 0,9469 га
  • площадь застройки - 2 593 м²
  • общая площадь (без подвала) - 4 983 м²
  • стоимость в базовых ценах 2000 г. (без благоустройства и наружных сетей):
    • итого - 37 929 220 руб.
    • 1 места в базовых ценах - 172 405 руб.
  • стоимость (в текущих ценах на 3-й кв. 2014 г. без благоустройства и наружных сетей):
    • итого - 221 019 820 руб.
    • 1 места - 1 004 635 руб.
  • конструктивное решение - состоит из системы наружных и внутренних кирпичных стен, а также монолитных конструкций (стен и колонн), жестко связанных дисками перекрытий




Детское дошкольное учреждение на 320 мест

Реализация по адресу: Московская область, г. Одинцово, ул. Верхне-Пролетарская, д. 37

Разработчик проектной и рабочей документации: ООО «Техно-Аритэк»

Заказчик проектной документации: Управление образования Администрации Одинцовского муниц-го р-на




Показатели:

  • вместимость - 320 мест
  • кол-во групп - 16 групп
  • приспособлен для МГН
  • кол-во этажей - 3 эт.
  • площадь участка - 1,2061 га
  • площадь застройки - 2 288,5 м²
  • общая площадь (без подвала) - 5 481,1 м²
  • стоимость в базовых ценах 2000 г. (без благоустройства и наружных сетей):
    • итого - 61 225 360 руб.
    • 1 места в базовых ценах - 191 329 руб.
  • стоимость (в текущих ценах на 3-й кв. 2012 г. без благоустройства и наружных сетей):
    • итого - 352 843 240 руб.
    • 1 места - 1 102 947 руб.
  • конструктивное решение - монолитный каркас, состоящий из системы наружных и внутренних стен (диафрагм жесткости), колонн и жестко связанных с ними дисков перекрытий и покрытия




Общеобразовательная школа на 450 мест с плавательным бассейном

Реализация по адресу: Московская область, г.о. Одинцово, п. Ромашково



Показатели:

  • вместимость - 450 мест
  • количество классов - 18
  • приспособлен для МГН
  • кол-во этажей - 3 эт.
  • площадь участка - 1,456 га
  • площадь застройки - 4 506 м²
  • общая площадь - 14 620 м²
  • плавательный бассейн - 16,6×8,0 м
  • стоимость общая (в текущих ценах на 2014 г.):
    • итого - 665 000 000 руб.
    • 1 места - 1 477 777,8 руб.
  • конструктивное решение - стены - монолитный ж/бетон, кирпич, блок; перекрытия - монолитный ж/бетон, профнастил по фермам, керамогранит




Общеобразовательная школа на 1510 мест с плавательным бассейном

Реализация по адресу: Московская область, Красногорский район, п. Путилково

Разработчик проектной документации: ГП МО «Институт «Мосгражданпроект»

Заказчик проектной документации: ООО «Лидер Девелопмент»



Показатели:

  • вместимость - 1510 мест
  • количество классов - 60–61
  • приспособлен для МГН
  • кол-во этажей - 4 эт.
  • площадь участка - 2,66 га
  • площадь застройки - 8 670 м²
  • общая площадь - 31 609 м²
  • плавательный бассейн - 25,0×11,0 м
  • ориентировочная стоимость общая:
    • итого - 1 736 500 000 руб.
    • 1 места - 1 150 000 руб.
  • конструктивное решение - перекрытия и стены - монолитный ж/бетон, метал. фермы, профнастил, вентфасады, керамогранит




Помещения Площадь помещений, м 2 , при количестве мест
1. Помещения групповых ячеек детей ясельного возраста:
приемная 18´2 18´2 24+(18´2) 18´4 24+(18´5)
игровая-столовая 50´2 50´2 50´3 50´4 50´6
спальня 40´2 40´2 40´3 40´4 40´6
туалетная 12´2 12´2 12´3 12´4 12´6
буфетная В изолированном помещении площадью 3 м 2 на площади игровой-столовой
Итого:
2. Помещения групповых ячеек детей дошкольного возраста:
раздевальная 18´2 18´4 18´4 18´8 18´8
групповая 50´2 50´4 50´4 50´8 50´8
спальня 54´2 54´4 54´4 54´8 54´8
туалетная 16´2 16´4 16´4 16´8 16´8
буфетная В изолированном помещении площадью 3 м 2 на площади групповой
Итого:
3. Комната для музыкальных и гимнастических занятий - 100+50или 75´2 100+50или 75´2
4. Бассейн для обучения детей плаванию:
помещение бассейна с ванной размером 3´7м -
раздевальня с душевой и туалетной при бассейне -
5. Методический кабинет
6. Медицинские помещения:
медицинская комната
фотарий
приемная изолятора -
палаты 6´2 6´2 6´3 6´3
туалетная
7. Пищеблок
кухня с моечной, заготовочной, раздаточной
кладовая для хранения овощей
кладовая для хранения сухих продуктов
8. Постирочная:
стиральная-разборочная
сушильная-гладильная -
кладовая чистого белья
9. Кабинет заведующего
10. Канцелярия-бухгалтерия - - -
10. Комната персонала -
11. Туалетная персонала
12. Хозяйственная кладовая
В с е г о:

В первых этажах детских садов-яслей следует размещать помещения групповых ячеек для детей ясельного возраста, медицинскую комнату, изолятор, кабинет заведующего и хозяйственные помещения. Под окнами помещений групповых, игровых-столовых, спален и спален-веранд располагать окна кухни, стиральной и туалетных не допускается. Ширина коридоров должна быть не менее 1.4 м.



Групповые ячейки. Вход в каждую групповую ячейку для детей ясельного возраста должен устраиваться отдельным. Для детей ясельного возраста необходимо предусматривать места для хранения колясок и саней. Для детей дошкольного возраста следует устраивать общий вход не более чем на три групповые ячейки. Из каждой групповой ячейки должно быть не менее двух эвакуационных выходов. Помещения каждой групповой ячейки должны быть изолированными от других ячеек, при этом должна быть обеспечена внутренняя связь с медицинскими помещениями, комнатой для музыкальных и гимнастических занятий, а также с административно-хозяйственными помещениями. В групповых, игровых-столовых и спальнях-верандах подоконники устраиваются на расстоянии 0.6 м от уровня пола.

В помещениях групповых и игровых-столовых помещений детских яслей-садов, проектируемых для строительства во всех климатических районах, кроме IА, IБ и IГ климатических подрайонов, следует предусматривать естественное сквозное или угловое проветривание (в IА, IБ и IГ климатических подрайонах непосредственное сквозное проветривание в этих помещениях, а также в спальнях не допускается). В IV климатическом районе, кроме групповых и игровых-столовых, следует предусматривать сквозное или угловое проветривание в спальнях-верандах, кухнях, стиральных-разборочных, сушильных-гладильных и туалетных. Сквозное или угловое проветривание групповых или игровых-столовых допускается: через спальни-веранды, приемные или раздевальные – в IВ, IД климатических подрайонах, II и III климатических районах; через спальни-веранды – в IV климатическом районе.

В туалетных для детей старшего ясельного и дошкольного возраста унитазы надлежит устраивать в открытых кабинах размерами в плане 0.8´0.75 м, разделенных экранами высотой 1.2 м от пола и не доходящими до пола на 0.15 м. Наименьшая ширина прохода между лицевой стороной кабин и противоположной стеной (при отсутствии на ней санитарных приборов) должна быть 1.2 м. Туалетные для детей старшего дошкольного возраста следует проектировать с раздельными уборными для мальчиков и девочек.

Административно-хозяйственные помещения. Вход в административные помещения допускается объединять со входом в одну из групповых ячеек детей дошкольного возраста. Ширина административно-хозяйственных помещений (за исключением хозяйственных кладовых) должна быть не менее 2 м. Административно-хозяйственные помещения допускается размещать в цокольном этаже при условии устройства самостоятельного выхода наружу и обеспечения внутренней связи с другими помещениями.

Медицинские помещения. Медицинскую комнату располагают смежно с одной из палат изолятора с устройством между ними стеклянной перегородки. Нижнюю часть остекленной перегородки высотой 1 – 1.2 м от уровня пола выполняют глухой. Палаты изолятора должны быть непроходными. Из изолятора следует предусматривать отдельный выход наружу.

Пищеблок и стиральная. Кухня с моечной, заготовочная и раздаточная должны быть разделены оборудованием или перегородками-экранами. Кладовые для хранения овощей и сухих продуктов располагаются в пищеблоке. Проходные кладовые и проход в кладовые через кухню не допускаются.

Помещения стиральной-разборочной и сушильной-гладильной следует располагать смежно. В зданиях детских яслей-садов с количеством мест 140 и более входы в стиральную-разборочную и сушильную-гладильную должны быть раздельными.

Из пищеблока и стиральной-разборочной следует проектировать самостоятельные выходы наружу.

Лестничные клетки , используемые для эвакуации, должны быть закрытыми в лестничных клетках и иметь естественное освещение через окна в наружных стенах. В зданиях II степени огнестойкости допускается устройство лестничных клеток с верхним естественным освещением. Лестничные клетки с верхним светом должны иметь самостоятельный выход наружу. Лестничные клетки без естественного освещения (при условии обеспечения их вентиляцией) допускается предусматривать в детских яслях-садах, проектируемых для IА, IБ и IГ климатических подрайонов. В детских яслях-садах, проектируемых для IV климатического района, допускается устройство открытых лестниц, выходящих непосредственно на участок.

Перила и поручни лестниц в детских яслях-садах должны отвечать следующим требованиям:

· высоту ограждения лестниц в групповых ячейках следует принимать 1.35 м;

· поручни для детей следует предусматривать у стен лестничной клетки на высоте 0.5 м, считая от верха проступи до верха поручня по вертикали;

· поручни для взрослых следует предусматривать на высоте 0.85 м;

· в ограждении лестниц вертикальные элементы следует располагать с просветами не более 0.1 м; горизонтальные членения в ограждениях не допускаются.

Наружные входы в здания, проектируемые для IВ, IД климатических подрайонов, II и III климатических районов, должны иметь двойные тамбуры. В здания детских яслей-садов, проектируемых для IА, IБ и IГ климатических подрайонов, входы следует предусматривать с тройными тамбурами, а в зданиях детских яслей-садов, проектируемых для IIIБ климатического подрайона и IV климатического района, - с одним тамбуром или без тамбура. Глубина тамбура должна быть не менее 1.6 м.

В яслях-садах, проектируемых для IА, IБ и IГ климатических подрайонов, фотарий размещают вблизи комнаты для музыкальных и гимнастических занятий. Для IА, IБ и IГ климатических подрайонов следует предусматривать также остекленные прогулочные веранды на несколько групп. Прогулочные веранды допускается проектировать в виде пристроек к зданиям или надстроек на уровне второго или третьего этажа. Прогулочная веранда должна иметь не менее двух эвакуационных выходов. Площадь веранды проектируется из расчета 2.5 м 2 на одного ребенка для детей ясельного возраста и 2 м 2 – для детей дошкольного возраста.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!