Интегративная психотерапия. Введение Предпосылки интегративного движения

ИНТЕГРАТИВНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

В последнее десятилетие нарастает интерес исследователей и практиков к проблемам и возможностям развития И. п. (Beitman В. D., Goldfried M. R., Norcross J. С., 1989). О значимости интегративного движения в психотерапии свидетельствует и издание международного «Журнала интегративной и эклектической психотерапии». И. п., в отличие от эклектической психотерапии, использующей сочетание приемов различных психотерапевтических направлений, предполагает прежде всего концептуальный синтез разных теоретических систем психотерапии. В то же время эклектический подход является одним из элементов И. п., объединяющей конкретные лечебные методы из разнородных источников.
И. п. может развиваться на основе следующих подходов:
1) использования эклектической модели, объединяющей различные методы психотерапии, исходя из потребностей лечебной практики;
2) интеграции соответствующих научных дисциплин - медицины, психологии, социологии, педагогики, нейрофизиологии, философии, психолингвистики и др.;
3) синтеза теоретических положений различных психотерапевтических ориентации с учетом ведущей концепции личности и ее развития, психопатологии и симптомообразования.
Существенные возможности для развития И. п. предоставляет также поиск общего знаменателя для различных теоретических моделей посредством перевода их понятий на общепринятую терминологию или путем описания психотерапевтического процесса с позиций разных направлений. Следующие факторы способствовали развитию интегративного движения в психотерапии: 1) распространение многочисленных форм и методов психотерапии, затрудняющих выбор, а также их изучение и применение; 2) неадекватность ни одного из психотерапевтических направлений для всех категорий пациентов; 3) поиск общих базовых процессов, характерных для всех форм психотерапии, и постепенное признание того факта, что разные методы, по сути, могут иметь больше сходств, чем различий; 4) примерно равная эффективность лечения независимо от форм психотерапии; 5) акцент на существенной роли взаимоотношений психотерапевт-пациент при любых формах психотерапии; 6) социально-экономические процессы в обществе, предъявляющие повышенные требования к качеству, продолжительности и эффективности лечения и оказывающие более сплачивающее, чем разъединяющее психотерапевтов действие. Важнейшей характеристикой интегративного движения в психотерапии является учет психотерапевтом при выборе методов не столько собственных теоретических позиций, сколько индивидуальных клинико-психологических особенностей личности и болезни, а также потребностей пациента.
Хотя И. п. получила развитие в последнее десятилетие, в предшествующие годы также делались попытки постановки вопросов интеграции в психотерапии, росло понимание важности учета в психотерапии взаимодействия когнитивных, эмоциональных и поведенческих аспектов функционирования пациента. Внутри единого психотерапевтического подхода целесообразно использование, в зависимости от задач этапа лечения, определенных приемов воздействия на познавательные, эмоциональные и поведенческие стереотипы нарушенного реагирования пациентов. Различные комплексы из этих методов наиболее детально разработаны в том или ином психотерапевтическом направлении и могут дополнять друг друга. В частности, на одном этапе лечения необходим психодинамический подход, расширяющий сферу познания (осознание бессознательного материала), на другом этапе - поведенческий подход, помогающий пациенту выработать новое, более конструктивное и зрелое поведение. Одним из общих свойств применения любой формы психотерапии является наличие ступеней, или фаз: установление контакта и активное участие пациента в психотерапевтическом процессе; определение психотерапевтической «мишени» (симптоматика, конфликт, самооценка и др.); изменение прежних дезадаптивных способов восприятия, переживания и поведения; окончание лечебного курса.
Давно предпринимались попытки синтезировать психоаналитическую и бихевиористскую теории. Однако все ограничивалось реинтерпретацией поведенческих приемов в психодинамических формулировках либо перефразированием положения психоаналитической теории в рамках концепции научения. Речь идет о разработке психотерапевтических подходов, сочетающих психодинамические и поведенческие методы в интегративной терапии больных (Murray M. Е., 1976). В этом случае психотерапевт при анализе симптомообразования учитывает как интрапсихическую динамику, так и актуальную жизненную ситуацию пациента и обстоятельства, подкрепляющие проявления болезни.
Отмечаются также попытки интегрировать когнитивные и поведенческие подходы в психотерапии. Познавательно-обучающий подход как синтез когнитивного и поведенческого направлений в психотерапии, с одной стороны, признает важность интраперсональных факторов в адаптации, а с другой - акцентирует роль переменных окружения, влияющих на феноменологию и функционирование личности больных (Mahoney M. J., 1977). Сущность этой новой, интегративной формы психотерапии основывается на следующих предпосылках:
1) человеческий организм реагирует не столько на окружающие обстоятельства как таковые, сколько на когнитивные представления о них;
2) эти когнитивные представления функционально связаны с процессами и параметрами научения;
3) большинство человеческих знаний когнитивно опосредованы;
4) мысли, чувства и формы поведения каузально взаимосвязаны.
Эти положения определяют и главные цели психотерапии: перцептуальные навыки, моторные (исполнительные) навыки, ассоциативные навыки. Пациента обучают тонкому перцептуальному различению воздействий окружающей среды и внутренней стимуляции (мысли, чувства, образы, биохимические изменения и др.). Усвоение этих сложных знаний дополняется тренингом развития и критической оценки ассоциаций (в частности, убеждений, ожиданий). Больному дают возможность убедиться в том, что мысли и образы могут играть важную роль в адаптации и феноменологии личности. В заключение пациенту обычно предлагается тренинг исполнительных навыков, расширяющих выбор поведения в регулировании внешних или внутренних воздействий.
Широкое сочетание различных видов психотерапии, прежде всего экзистенциальной, используется в одном из новых направлений - психосинтезе, цель которого - гармонизация и интеграция в единое целое всех качеств и функций индивидуума. Нейролингвистическое программирование, междисциплинарная интегративная концепция психотерапии, предоставляет в распоряжение психотерапевта метамодель как поэтапную стратегию психотерапевтического поведения, расширяющую модель мира пациента и создающую условия для процесса изменения личности. Предполагается, что данная метамодель может использоваться психотерапевтом любой ориентации и на определенном этапе должна быть интегрирована в лечебный процесс с методами, существующими в уже установившихся видах психотерапии. Личностно-ориентированная (реконструктивная) психотерапия Карвасарского, Исуриной, Ташлыкова как открытая психотерапевтическая система в последние годы расширяет свои возможности благодаря интеграции некоторых теоретических принципов и приемов поведенческой и гуманистической психотерапии (прежде всего клиент-центрированной психотерапии и гештальт-терапии). Становление интегративной личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии требует синтеза концептуальных основ психологии отношений, деятельности и общения личности, нарушений ее развития и реконструкции. На базе этой интегративной концепции психотерапии возможно включение в данную систему релевантных ей и наиболее эффективных лечебных методов других психотерапевтических ориентации.
Таким образом, становление И. п. представляет собой движение в направлении концептуального синтеза современных научных теорий личности и ее изменения, а также соответствующих им психотерапевтических методов.


Психотерапевтическая энциклопедия. - С.-Пб.: Питер . Б. Д. Карвасарский . 2000 .

Смотреть что такое "ИНТЕГРАТИВНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ" в других словарях:

    Метод, направленный на интеграцию различных направлений и одновременно пытающийся подвести под психотерапевтическую деятельность научный фундамент. Этот метод называют также интегративной гештальт терапией. Интегративную терапию начал… …

    - (от греч. psyche душа и therapeia лечение). В настоящее время не является однозначно понимаемой областью научных знаний и практических подходов, а представляет собой всего лишь их сочетание и частично взаимодействие и отличается… … Психотерапевтическая энциклопедия

    Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей. Психотерапи … Википедия

    Поведенческая терапия; бихевиоральная терапия (от англ. behaviour «поведение») одно из ведущих направлений современной психотерапии. Поведенческая психотерапия основана на теории научения Альберта Бандуры, а также на… … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Модальность. Модальность метод психотерапии, прошедший процедуру научной валидизации и принятый в качестве основы обучения психотерапии в Европейской Ассоциации Психотерапевтов (ЕАП). Термин… … Википедия

    Понятие, которое встречается в психотерапевтической литературе, в частности в книге «Психотерапия» известного чешского психотерапевта Кратохвила (Kratochvil S., 1987). Он сближает это понятие с комплексной, интегративной психотерапией,… … Психотерапевтическая энциклопедия

    - (short term, brief, time limited, immediate therapy). Несмотря на кажущуюся смысловую однозначность, весьма расплывчатое понятие вне связи с конкретными концептуальными рамками: начиная от краткосрочной психодинамической психотерапии в… … Психотерапевтическая энциклопедия

    Владимир Николаевич Мясищев … Википедия

    Схемная (схематическая) терапия (англ. schema therapy) психотерапия, разработанная доктором Джеффри Янгом (Dr. Jeffrey E. Young) для лечения расстройств личности. Данная терапия предназначена для работы с пациентами, неспособными… … Википедия

    Является техникой, предназначенной для научения определенным типам поведения (например, тренинг навыков общения). Эта методика является разновидностью ролевой игры; она может применяться как самостоятельно, так и в контексте поведенческой или… … Википедия

Книги

  • Интегративная психотерапия расстройств аффективного спектра , А. Б. Холмогорова , Данная монография посвящена разработке теоретических и эмпирических оснований интегративной психотерапии расстройств аффективного спектра - депрессивных тревожных, соматоформных. С позиций… Категория: Общие работы по психотерапии Издатель: Медпрактика-М ,
  • Лаборатория психотерапевта, или По секрету всему свету. Интегративно-примитивистская психотерапия (ИПП). Психотерапевтическая модель личности (цветок). Конформационные реакции защиты (дерево) ,

Мой практический опыт снова и снова указывает на то, что в психотерапии панацеи нет – методы следует выбирать строго индивидуально, исходя из особенностей ситуации и уникальности личности клиента. Чаще всего эффективная психологическая помощь – это продуманная комбинация техник различных психотерапевтических подходов.Консультация психотерапевта – это всегда гибкость, умение отступать от правил и стереотипов.

Например, сейчас у меня несколько клиентов с различными формами и приступов . Конечно, у меня есть примерный алгоритм помощи при этом расстройстве, но во всех случаях, значительно или минимально, я от него отступаю.

Последние десятилетия развития психотерапевтической науки – это, на мой взгляд, не открытие нового, а поиск комбинаций. Об актуальности интегративного подхода в психотерапии говорит основание международного «Журнала интегративной и эклектической психотерапии». Интегративная психотерапия, в отличие от эклектической психотерапии, которая использует сочетание приемов различных психотерапевтических направлений, предполагает, прежде всего, концептуальный синтез разных теорий психотерапии.

Если ссылаться на “Психотерапевтическую энциклопедию”, интегративная модель психотерапии может развиваться на основе следующих подходов:

1) эклектическая модель, объединяющей различные методы психотерапии, исходя из потребностей конкретного клиента

2) интеграция соответствующих научных дисциплин - медицина, психология, социология, педагогия, нейрофизиология, философия, психолингвистика

3) синтез теоретических положений различных психотерапевтических ориентаций при наличии ведущей концепции личности и ее развития, психопатологии и симптомообразования.

Можно говорить, что на различных этапах помощи требуется различные комбинации методов, которые будут дополнять друг друга. В частности, на одном этапе в процессе консультации психотерапевта потребуются психодинамические методы для осознания бессознательного материала, на другом этапе - поведенческий подход, помогающий выработать новое, более конструктивное и зрелое поведение. Одним из общих проявлений применения любой формы психотерапии является наличие фаз: установление первичного контакта; определение психотерапевтических «мишеней» (симптомы, жалобы, конфликты, самооценка и др.); изменение существующих неадаптивных способов оценки действительности, чрезмерных переживаний и поведения; окончание психотерапевтического курса.

Уже давно делались попытки комбинировать психоаналитическую и поведенческие теории психотерапии. В процессе консультации психотерапевта происходит анализ образования симптомов, который учитывает как неосознаваемые внутренние конфликты человека, так и актуальная жизненная ситуация человека пациента, которая подкрепляет проявления расстройства.

Один из вариантов комбинации направлений психотерапии – это попытки интегрировать когнитивные и поведенческие подходы в психотерапии. Это вариант, с одной стороны, признает важность личностных факторов в адаптации, а с другой - акцентирует роль среды в развитии расстройства. Сущность этой интегративной формы психотерапии основывается на следующих предпосылках:

1) человек реагирует не столько на внешние стрессовые факторы как таковые, сколько на собственные мыслительные представления о них

2) способы восприятия могут меняться при направленном научении при психотерапии

3) мысли, чувства и формы поведения причинно взаимосвязаны.

Психосинтез – это еще один пример широкого сочетания различных видов психотерапии, прежде всего экзистенциальной. Цель психосинтеза- гармонизация и интеграция в единое целое всех качеств и функций человека. Нейролингвистическое программирование, междисциплинарный интегративный подход психотерапии концепция психотерапии использует так называемую метамодель как поэтапную стратегию психотерапевтического поведения, расширяющую модель мира пациента и создающую условия для процесса изменения личности. Предполагается, что данная метамодель может использоваться психотерапевтом любой ориентации и на определенном этапе должна быть использована вместе с другими методами. Личностно-ориентированная (реконструктивная) психотерапия Карвасарского, Исуриной, Ташлыкова как открытая психотерапевтическая система использует интеграцию некоторых теоретических принципов и приемов поведенческой и гуманистической психотерапии (например, клиент-центрированной психотерапии и гештальт-терапии).

Можно сказать, что будущее становление психотерапевтической науки это не только новые открытия, но и прагматичная интеграция уже существующих подходов. Преимущество такого подхода состоит в том, что расширяется угол восприятия психологических проблем, а также то, что в процессе консультации психотерапевта, расширяются возможности адаптировать модель помощи исходя из уникальности конкретного случая.

При написании статьи использованы материалы “Психотерапевтической энциклопедии” под редакцией Б. Д. Карвасарского. – СПб: Питер Ком, 1998.

Психотерапевт, кандидат психологических наук, «Время радости»

В пособии представлены наиболее важные вопросы интегративной психотерапии, ставшей «духом времени» для психотерапевтической практики XXI века. Изложены предпосылки интегративного движения, особенности классического психоанализа, патогенетической, когнитивно-поведенческой психотерапии, гештальт-терапии и т. д. Отдельная глава посвящена групповой терапии.

Издание предназначено для психотерапевтов, психиатров, клинических психологов и представителей смежных специальностей.

Введение

В последние два десятилетия отмечается усиление тенденции к интеграции различных методов психотерапии. В обзоре «Интегративное движение в психотерапии» (1989) Б. Д. Бейтман, М. Р. Голдфрид и Дж. С. Норкросс с оптимизмом оценивают будущее интегративного движения, которое станет «духом времени» следующих нескольких десятилетий для исследований и практики психотерапии. По прогнозам авторов, неподтвержденные теории о психотерапевтическом процессе уступят место солидным концепциям, в разработку которых войдут различные подходы. Великий харизматический лидер, провозглашающий истинный путь, будет иметь все меньше приверженцев, поскольку психотерапия становится все более прагматичной. Новые идеи будут приветствоваться как вклады, а не как квантовые выбросы в непознанную область исследования. Практикантов станут обучать признанию ценности каждого подхода, а также осознанию неизбежного влияния их собственных личностей на психотерапевтический процесс.

О значимости интегративного движения свидетельствует, в частности, издание международного «Журнала интегративной и эклектической психотерапии». Соединенные в названии журнала понятия «интегративный» и «эклектический» дополняют друг друга. Использование термина «эклектицизм» в психотерапии ограничивается техническим синтезом клинических методов. «Техническая эклектика» – термин, предложенный А. Лазарусом – использует процедуры, заимствованные из различных источников, без обязательного согласия с теориями, которые их породили. Термин «интеграция» приобрел более теоретическое значение. «Интеграция» обычно обозначает концептуальный синтез различных теоретических систем. «Эклектицизм» является одним из компонентов интеграции психотерапии; «эклектицизм» атеоретичен, но эмпиричен в прагматическом применении того, что уже существует.

Интегративное движение – не причуда нового времени, а закономерный этап эволюционного развития психотерапии. Многие современные подходы можно рассматривать как более высокую ступень эволюции психотерапии – в них «в снятом виде» присутствуют предшествующие идеи и концепции. В силу этого интегративную тенденцию психотерапии можно рассматривать как неотъемлемую черту ее развития, как в недавнем прошлом стихийный, а теперь уже целенаправленный творческий процесс на основе накопленного опыта предшественников. Прекрасным примером в этом отношении может служить гештальт-терапия Фредерика Перлза, в которой элементы психоанализа, психодрамы, телесной терапии и дзен-буддизма составляют единый сплав, иллюстрируя известное положение гештальт-психологии о том, что «целое не сводится к сумме составляющих его элементов».

В основных подходах психотерапии (психодинамическом, когнитивно-поведенческом и феноменологическом) имманентно заложены предпосылки для их интеграции в единую систему, поскольку точкой их приложения является единый объект – человеческая личность, хотя каждый из них акцентирует ее разные аспекты и проблемы, чем и обусловлено различие в методах психотерапии. Далее, идея интеграции различных психотерапевтических приемов заложена в самой сущности личностно-ориентированных систем психотерапии, поскольку любая психотерапия, ориентированная на личностное изменение, акцентируя, как правило, одну из плоскостей личностного функционирования (когнитивную, эмоциональную, поведенческую), не может полностью игнорировать другие. Внутри единого психотерапевтического подхода существенно использование в зависимости от конкретных задач каждого этапа лечения определенных приемов воздействия на познавательные, эмоциональные и поведенческие стереотипы патологического реагирования пациента. Подобные приемы, детально разработанные в основных психотерапевтических направлениях, могут успешно дополнять друг друга. В частности, на одном этапе лечения полезен психодинамический подход, расширяющий сферу познания пациента (достижение инсайта), на другом этапе – поведенческий подход, помогающий ему выработать новое, более конструктивное и зрелое поведение. Интеграция когнитивной и поведенческой терапии, возникновение на основе этого слияния нового подхода – когнитивно-поведенческого – важная веха на пути создания интегративной модели психотерапии.

Важным стимулом для интеграции различных подходов является широкое внедрение в практику групповой психотерапии. Групповая психотерапия создает уникальную терапевтическую ситуацию, связанную с включением пациента в реальное взаимодействие с другими людьми, при которой создаются условия интенсивного психологического воздействия на все плоскости личностного функционирования. Групповая психотерапия с неизбежностью подводит к использованию приемов, предназначенных для воздействия на когнитивные, эмоциональные и поведенческие аспекты личности, разработанных в рамках различных терапевтических подходов.

Глава 1

Предпосылки интегративного движения

Триединство основных подходов психотерапии

Основные психотерапевтические подходы (психодинамический, феноменологический, когнитивно-поведенческий) акцентируют разные аспекты единого объекта – человеческой личности, чем и обусловлено различие в их методах.

Психодинамический подход

Последователи психодинамического подхода утверждают, что мысли, чувства и поведение человека детерминированы бессознательными психическими процессами. Основы этого подхода были заложены Зигмундом Фрейдом, который сравнивал личность человека с айсбергом: верхушку айсберга представляет сознание, основную же массу, расположенную под водой и невидимую, – бессознательное.

Личность, по Фрейду, состоит из трех главных компонентов. Первый компонент – Ид (оно) – резервуар бессознательной энергии, называемой либидо. Ид включает базальные инстинкты, желания и импульсы, с которыми люди рождаются, а именно: Эрос – инстинкт удовольствия и секса и Танатос – инстинкт смерти, который может мотивировать агрессию или деструктивность по отношению к себе или другим. Ид ищет немедленного удовлетворения, невзирая на социальные нормы или права и чувства других. Другими словами, Ид действует согласно

принципу удовольствия.

Второй компонент личности – Эго (я). Это – разум. Эго ищет пути удовлетворения инстинктов с учетом норм и правил общества. Эго находит компромиссы между неразумными требованиями Ид и требованиями реального мира – оно действует согласно

принципу реальности.

Эго пытается удовлетворить потребности, защитив при этом человека от физического и эмоционального ущерба, который может явиться следствием осознания, не говоря уже об отреагировании импульсов, исходящих из Ид. Эго – исполнительная власть личности.

Третий компонент личности – Суперэго. Этот компонент развивается в процессе воспитания как результат интернализации родительских и социальных ценностей. Фрейд использует для этого процесса термин «интроекция». Суперэго включает интроецированные ценности, наши «надо» и «нельзя». Это наша совесть. Суперэго действует на основе

морального принципа,

нарушение его норм приводит к чувству вины.

Столкновение инстинктов (Ид), разума (Эго) и морали (Суперэго) приводят к возникновению

интрапсихических, или психодинамических, конфликтов.

Личность отражается в том, как человек решает задачу широкого спектра потребностей.

Феноменологический подход

Согласно феноменологическому подходу, каждый человек обладает уникальной способностью по-своему воспринимать и интерпретировать мир. На языке философии психическое переживание окружающего называется феноменом, а изучение того, как человек переживает реальность, – феноменологией.

Сторонники этого подхода убеждены, что не инстинкты, внутренние конфликты или стимулы среды детерминируют поведение человека, а его личное восприятие реальности в каждый данный момент. Человек – не арена для решения интрапсихических конфликтов и не бихевиоральная глина, из которой благодаря научению лепится личность. Как говорил Сартр: «Человек – это его выборы». Люди сами себя контролируют, их поведение детерминировано способностью делать свой выбор – выбирать, как думать и как поступать. Эти выборы продиктованы уникальным восприятием человеком мира. Например, если вы воспринимаете мир как дружелюбный и принимающий вас, то вы, скорее всего, будете чувствовать себя счастливым и пребывающим в безопасности. Если же вы воспринимаете мир как враждебный и опасный, то вы, вероятно, будете тревожным и дефензивным (склонным к защитным реакциям). Феноменологические психологи рассматривают даже глубокую депрессию не как психическое заболевание, а как признак пессимистического восприятия индивидом жизни.

Фактически феноменологический подход оставляет за пределами своего рассмотрения инстинкты и процессы научения, которые являются общими и для людей, и для животных. Вместо этого феноменологический подход сосредоточивается на таких специфических психических качествах, которые выделяют человека из животного мира: сознание, самосознание, креативность, способность строить планы, принимать решения и ответственность за них. По этой причине феноменологический подход называется также

гуманистическим.

Другое важное предположение этого подхода состоит в том, что у каждого человека есть врожденная потребность в реализации своего потенциала – в личностном росте, хотя среда может блокировать этот рост. Люди от природы склонны к доброте, творчеству, любви, радости и другим высшим ценностям. Феноменологический подход подразумевает также, что никто не сможет по-настоящему понять другого человека или его поведение, если не попытается взглянуть на мир глазами этого человека. Феноменологи, таким образом, полагают, что любое поведение человека, даже такое, которое кажется странным, исполнено смыслом для того, кто его обнаруживает.

Эмоциональные нарушения отражают блокирование потребности в росте (в самоактуализации), вызванное искажениями восприятия или недостатком осознания чувств. Д. Бернштейн, Е. Рой и их коллеги (D. Bernstein, E. Roy et al.) указывают на следующие основные положения гуманистической психотерапии.

Бихевиоральный (когнитивно-поведенческий) подход

Поведенческая терапия как систематический подход к диагностике и лечению психологических расстройств возникла в конце 50-х гг. прошлого века. На ранних стадиях развития поведенческая терапия определялась как приложение «современной теории научения» к лечению клинических проблем. Понятие «современные теории научения» относились тогда к принципам и процедурам классического и оперантного обусловливания. Основываясь на теориях научения, поведенческие терапевты рассматривали неврозы человека и аномалии личности как выражение выработанного в онтогенезе неадаптивного поведения. Джозеф Вольпе определял поведенческую терапию как «применение экспериментально установленных принципов научения для целей изменения неадаптивного поведения». Неадаптивные привычки ослабевают и устраняются, адаптивные привычки возникают и усиливаются. Ганс Юрген Айзенк утверждал, что достаточно избавить больного от симптомов и тем самым будет устранен невроз.

С годами оптимизм в отношении особой действенности поведенческой терапии стал повсюду ослабевать. Критики изолированного применения методов поведенческой терапии видят основной ее дефект в односторонней ориентации на действие элементарной техники условных подкреплений. Коренной недостаток теории поведенческой терапии заключается не в признании важной роли условного рефлекса в нервно-психической деятельности человека, а в абсолютизации этой роли.

В последние десятилетия поведенческая терапия претерпела существенные изменения. Это связано с достижениями экспериментальной психологии и клинической практики. Теперь поведенческую терапию нельзя определить как приложение классического и оперантного обусловливания. Различные подходы в поведенческой терапии наших дней отличаются степенью использования

когнитивных

концепций и процедур.

когнитивной терапии

связывается с деятельностью Джорджа Келли. Келли пришел к выводу, что сердцевиной неврозов является

неадаптивное мышление.

Проблемы невротика лежат в

настоящих

способах мышления, а не в прошлом. В задачу терапевта входят выяснение неосознаваемых категорий мышления, которые приводят к страданиям, и обучение новым способам мышления.

Келли был одним из первых психотерапевтов, которые старались непосредственно изменять мышление пациентов. Эта цель лежит в основе многих современных терапевтических подходов, которые объединяются понятием

Общая цель психотерапии

Акцентация основными психотерапевтическими подходами различных акспектов единого объекта – человеческой личности – позволяет сформулировать общую для них цель психотерапии. Д. Бернштейн, Е. Рой и коллеги формулируют ее как оказание помощи пациентам в изменении их мышления и поведения таким образом, чтобы стать более счастливыми и продуктивными. При работе с пациентами эта цель дифференцируется на ряд задач, а именно терапевт:

1) помогает пациенту лучше понять его проблемы;

2) устраняет эмоциональный дискомфорт;

3) поощряет свободное выражение чувств;

4) обеспечивает пациента новыми идеями или информацией о том, как решать проблемы;

Приблизительно одинаковая эффективность различных методов психотерапии

Диапазон психотерапевтических методов очень широк. Какова степень эффективности различных методов? В поисках ответа на этот важнейший вопрос мы обратимся к докладу одного из ведущих исследователей проблемы эффективности психотерапии Вольфа Лаутербаха «Эффективность психотерапии: критерии и результаты оценки», прочитанному им на I съезде Российской психотерапевтической ассоциации в г. Тюмени (1995). В. Лаутербах говорит, что, если бы многочисленные методы психотерапии претендовали только на лечение определенных патологических состояний, все было бы в порядке – они дополняли бы друг друга; но, к сожалению, это не так. Каждый психотерапевтический подход претендует на компетентность и эффективность лечения почти во всех областях психопатологии, хотя в большинстве случаев их теоретические основы и методы несовместимы, когда говорят о тех же расстройствах. Итак, парадоксальная ситуация: больной обращается к врачу за помощью, а выбор терапии зависит не от диагноза, а от того, какой школе психотерапии врач доверяет, и, даже когда терапия оказывается неэффективной, пациент не переводится к психотерапевту другой специализации. Частично это объясняется тем, что каждый психотерапевт вложил много времени, денег и сил в свое терапевтическое образование; он верит в свою психотерапию.

Необходимость объективной оценки психотерапии возникла с начала 1950-х гг., когда Ганс Айзенк доказал с помощью исследований, опубликованных другими авторами, что психотерапия по результатам не более эффективна, чем пребывание больных в психиатрических больницах без систематической психотерапии. Позиция Айзенка вызвала резкий протест со стороны практикующих психотерапевтов. Но психотерапевты, говорит далее В. Лаутербах, несмотря на свои протесты, понимали, что отдельные самоотчеты пациентов могут приниматься в расчет, но не могут доказывать эффективность психотерапевтических методов. В итоге провокация Айзенка, которую он несколько раз повторял и подтверждал все новыми доказательствами, значительно стимулировала научно-эмпирическое исследование методов психотерапии.

Скоро выяснилось, что ни психотерапевт, ни пациент не могут объективно оценивать результаты психотерапии и что необходимы контрольные группы. По причинам, высказанным выше, психотерапевт не может интерпретировать положительные изменения в состоянии своего пациента как результаты своей терапии. Отсутствие же положительных сдвигов или отрицательные изменения в состоянии больного, однако, интерпретируются им как следствие либо посторонних событий, либо сопротивления пациента и редко как неадекватность психотерапевтического подхода или самого психотерапевта.

Вследствие так называемого hello-good-bye-эффекта пациент до психотерапии склонен чувствовать и описывать свое состояние как тяжелое, потому что он ищет помощи, а прощаясь с внимательным, симпатичным психотерапевтом, готовым помочь, потратив деньги и время, сохраняя надежду и не желая быть неблагодарным, пациент склонен и без объективного улучшения считать, что его состояние улучшилось. Более объективными являются тесты, опросники о выраженности симптоматики, наблюдения в реальных или игровых ситуациях и психофизиологические данные. И тогда возникает необходимость контрольных групп. Контрольные группы нужны для того, чтобы отличать эффекты терапевтического влияния от эффектов внетерапевтического воздействия; имеются в виду общие или личные события, действующие на состояние пациентов, например политические или экономические изменения, перемены на работе, в семье, новая любовь. Поэтому заключение, которое дается на основании суждений пациента или психотерапевта, а также те заключения, которые делались без сопоставлений с контрольными группами, не могут считаться валидными.

В большинстве эмпирических исследований психотерапии лечебные группы сравниваются с контрольными, то есть с группами больных, которые не подвергались психотерапии, или больных, проходящих лечение другими методами. Л. Люборски и Б. Сингер (L. Luborsky, B. Singer, 1975) опубликовали первичный метаанализ ряда исследований и показали, что эффект психотерапии положительно отличается от спонтанной ремиссии. Этот результат успокоил всех психотерапевтов. Пытаясь ответить на вопрос, какой вид психотерапии эффективнее, авторы проанализировали некоторые исследования, в которых сравнивались виды психотерапии. Статистически достоверной разницы в эффективности используемых психотерапевтических подходов авторы не нашли. Их резюме словами Алисы из страны чудес Л. Кэррола: «Все выиграли, и всем положен приз» успокоило психотерапевтов всех школ. В. Лаутербах обращает внимание на то, что эта фраза охотно цитируется еще и сегодня, особенно теми школами психотерапии, которые вообще не исследовали свои методы лечения, как будто бы наукой доказано, что все разнообразные психотерапевтические подходы производят однозначные результаты.

Общие факторы психотерапии

Хотя существует несколько сотен различных форм и направлений психотерапии, положительные результаты, о которых сообщается и которые в иных случаях можно считать доказанными, являются, вероятно, следствием факторов или переменных, общих для всех этих форм или направлений. Подобное предположение было высказано более 50 лет назад, но признание оно получило лишь в последние два десятка лет. Совершенно очевидно, что одним из таких факторов являются психотерапевтические отношения, значение которых признается представителями почти всех психотерапевтических подходов. Если психотерапевт воспринимается клиентом как компетентный и беспристрастный человек, проявляющий к нему интерес, вероятность положительного исхода психотерапии возрастает. Другим общим фактором, признаваемым сторонниками многих направлений, является мотивация клиента и его желание сотрудничать с психотерапевтом. Надежды клиента, связанные с психотерапией, являются другим общим фактором, важная роль которого признается психотерапевтами различных школ.

Е. Т. Соколова отмечает, что изучение общих факторов привлекает сторонников интегративных тенденций, в то время как приверженцы «чистого жанра» тяготеют к сравнительным исследованиям, результаты которых обычно подтверждают преимущества той системы, которой они сами придерживаются. По наблюдению автора, мнения самих практикующих терапевтов меняются с ростом профессионального опыта и стажем практической работы. Опытные терапевты на первые места ставят мотивацию пациента, его самооценку и наличие социальной поддержки, а также свой собственный жизненный опыт, личностную зрелость, способность к продвижению терапевтических отношений, в то время как в начале своей профессиональной карьеры они были склонны приписывать успех терапии ее длительности, теоретической ориентации и интеллектуальному уровню пациента.

Среди общих факторов наиболее исследованы так называемые необходимые и достаточные условия личностного изменения пациента, выявленные в рамках клиент-центрированного подхода: позитивное отношение, эмпатия, ненавязчивая теплота и конгруэнтность (подлинность) психотерапевта.

Практически все школы психотерапии признают, что данные характеристики отношения терапевта к пациенту являются гарантами эффективного лечения и являются также фундаментальными в построении терапевтического альянса. М. Ламберт и А. Бергин (М. Lambert, А. Bergin) предлагают перечень общих факторов, сгруппированных в три категории (поддержка, научение, действие), связанных с успешным исходом психотерапии (табл. 1.2).

Роль характеристик пациента во влиянии на прогноз терапии

В последнее время все более очевидно, что определенные личностные качества пациента играют существенную роль в формировании терапевтических отношений и влияют на исход терапии. Ганс Страпп (H. Strupp) сообщает о четырех сериях исследований, в каждом из которых два пациента проходили краткосрочную терапию у одного и того же психотерапевта, причем один из пациентов демонстрировал значительный прогресс, а терапия второго была оценена как неудачная. Эти сообщения являются частью обширного исследования с использованием различных методов измерения эффективности психотерапии и анализа взаимодействий пациента и терапевта. В упомянутых случаях пациентами были студенты колледжа (мужчины), страдавшие от тревожности, депрессии, социальной отстраненности. Все терапевты, принимавшие участие в исследовании, обладали достаточно хорошими профессиональными навыками, однако межличностные отношения с каждым из двух пациентов оказывались весьма различными. В восьми полученных отчетах (по два от каждого терапевта) пациент, достигший значительного успеха, характеризовался как более ориентированный на построение значимых отношений с терапевтом и действительно сумевший это сделать, тогда как «неуспешный» пациент не сформировал отношений с терапевтом и был склонен взаимодействовать на более поверхностном уровне. Вклад психотерапевта в обоих случаях можно было считать более или менее константным, что позволяло приписать различия в результатах терапии переменным, привнесенным пациентами. Сюда можно отнести такие факторы, как организация пациента, зрелось, мотивация, способность активно включиться в предлагаемый межличностный процесс. Страпп подчеркивает, что опыт прошлых межличностных отношений пациента играет важную роль для достижения им значимых изменений в ходе терапевтического взаимодействия. К сходным результатам приходят также Л. Люборски, Д. Кросс (D. Cross), П. Шихин (P. Sheehan), К. Моррис и К. Цукерман (К. Morris, К. Suckerman) и ряд других исследователей.

Таблица 1.2.

Факторы, обусловливающие успешность психотерапии

В последние годы проявляется тенденция не столько к сопоставлению эффективности различных психотерапевтических направлений в целом, сколько к рассмотрению возможного воздействия конкретной терапевтической техники на конкретное психическое нарушение независимо от исходного общетеоретического направления. В результате этих исследований, с одной стороны, подтверждается ведущая роль «неспецифичных» компонентов психотерапии, а с другой – удается обнаружить некоторые специфичные факторы. Например, в случае лечения депрессии методами когнитивно-бихевиорального подхода важным моментом является новый способ описания проблемы, предлагаемый терапевтом, а также постоянная обратная связь от терапевта к пациенту относительно продвижения последнего.

Чтобы понять современное состояние и тенденции психотерапии, необходимо проследить ее развитие в динамике.

Началом современной психотерапии принято считать психоанализ Зигмунда Фрейда (конец XIX - начало XX в.). Неоспоримой заслугой его являются признание важной роли бессознательного, понятие неврозов как результатов неудовлетворенных и вытесненных из сознания потребностей, понятие механизмов защиты Эго («Я»), искажающих истинные причины неврозов, и др. Психоанализ 3. Фрейда породил психодинамическое направление, рассматривающее проблемы пациентов как результат динамического взаимодействия сознания и бессознательного и призывающее рассматривать актуальные проблемы с учетом динамического развития пациента в процессе всего его онтогенеза (К. Юнг, А. Адлер, К. Хорни и др.).

В ответ на распространение психоанализа в США возникает наука о поведении - бихевиоризм (Дж. Уотсон, Б. Скиннер и др.), который, обвиняя психоанализ в ненаучности (отсутствии объективно измеряемых параметров), призывает заниматься только очевидными поведенческими проявлениями. В этом была сильная сторона бихевиоризма, а его недочеты - в отказе от изучения собственно психологических понятий: сознания, чувств, мыслей. Этот пробел был заполнен когнитивной, а точнее - когнитивно-поведенческой, психологией и рациональноэмоциональной терапией (А. Бек, А. Эллис и др.).

В дальнейшем психодинамические (психоаналитические) подходы были обогащены практическими разработками гештальт-терапии Ф. Перлза, телесноориентированной терапии В. Райха, психодрамой Я. Морено, психосинтезом Р. Ассаджиоли, трансакционным анализом Э. Берна и др.

Далее появляется гуманистическая психология и психотерапия (К. Роджерс, А. Маслоу и др.), которые сделали акцент на творческом потенциале самого клиента. Экзистенциальная психология и терапия заострили внимание на проблемах духовности и жизненных смыслах (Ж.-П. Сартр, В. Франкл, И. Ялом, Р. Мэй и др.).

А. Лазарус и Н. Пезешкиан предложили мультимодальные походы, начиная работу с пациентами и клиентами не с теоретических парадигм, а с жизненных сфер функционирования.

На Западе все шире распространяются восточные приемы психотерапии, в основном телесноориентированной и медитативной направленности.

На лицо тенденция к интеграции школ и методов, результатом которой явились эклектическая и интегративная психотерапия.

В настоящее время более 80% американских психотерапевтов относят себя к эклектикам, причем не менее половины из них ранее были психоаналитиками.

Обычно под эклектикой понимают смешение стилей и поэтому нередко употребляют этот термин пренебрежительно. Однако по отношению к психотерапии этот термин отстоял право на серьезное отношение - сейчас издается международный «Журнал интегративной и эклектической психотерапии», существует Международная академия эклектических психотерапевтов.

Задачи эклектической психотерапии определяются с учетом индивидуальных особенностей, проблем и личности каждого конкретного пациента или клиента, а также оптимальной пригодности к тем или иным терапевтическим воздействиям. Методы поведенческой психотерапии все чаще сочетаются с психодинамическими, когнитивными и другими техниками. Психоаналитик при необходимости может эмпатически взаимодействовать с пациентом вопреки традиционному эмоциональному нейтралитету, поведенческий же психотерапевт может придавать значение интрапсихической динамике (например, обратить внимание на сновидения пациента) и т.д.

Одной из причин распространения эклектической психотерапии является неудовлетворенность практиков односторонностью и ограниченностью какого-либо одного направления психотерапии, а также современная тенденция к краткосрочным формам психотерапии, когда в условиях предположительно единственной встречи психотерапевт использует технический прием, наиболее подходящий именно для данного пациента.

Например, большинству интровертов (с их склонностью к самокопанию) ближе психоаналитический подход, тогда как экстравертам - поведенческий.

К недостаткам эклектической терапии относят многократную смену психотерапевтических методов в процессе работы с одним пациентом, что нередко запутывает как клиента, так и самого психотерапевта и создает ощущение неуверенности.

Одним из родоначальников эклектической психотерапии считается Фредерик Торн. Он полагал, что терапия должна быть больше «привязана к диагнозу, с ясным формулированием показаний и противопоказаний к использованию всевозможных методов», чем к теоретическим установкам. Торн утверждал, что личностный рост должен быть целью всех подходов и что психологи и психотерапевты должны развивать навыки и теории, способствующие психологическому здоровью. Он предложил широкое видение психологического здоровья, которое «зависит от того, в какой степени человек преуспел в актуализации своего потенциала, чтобы научиться справляться со всеми стандартными жизненными ситуациями, жить активно и творчески и хорошо выполнять большое количество ролей».

Рассмотрим различные виды и подходы эклектической психотерапии.

Функциональная эклектическая психотерапия обеспечивает теоретическую связь между поведенческим, гуманистически- экзистенциальным и психоаналитическим подходами к терапии. Дж. Харт выделяет семь аспектов, общих для всех представителей функционального эклектицизма, которые подчеркивают отличия от классического психоаналитического подхода.

  • 1. В центре внимания клинициста находится актуальный момент (а не ранние детские воспоминания), причем особое значение придается пробелам в сознании.
  • 2. Чувства могут быть сознательными (а не только бессознательными) регуляторами поведения; регуляция достигается путем целенаправленного выражения чувств, а не одного только инсайта (неожиданного озарения).
  • 3. «Я-концепция» и связанные с ней «Я-образы» всегда тщательно (хотя и критически) изучаются (тогда как в психоанализе они считаются заведомо искаженными и недостоверными).
  • 4. Произвольные (сознательные) выборы, планы действия, жизненная философия и моральные соображения включаются в сферу терапии.
  • 5. Личностному росту и здоровью придается не меньшее значение, чем психопатологии.
  • 6. Сознательные, подсознательные и бессознательные процессы рассматриваются, но именно в таком порядке (т.е. приоритет отводится работе с сознанием).
  • 7. Предпочтение отдается прагматической установке на приемы терапии и использованию значительного разнообразия методик и стратегий.

Эклектический подход отличает программу тренинга социальных навыков (77. Т pay эр, Б. Брайант и М. Аргайл), которая объединяет методы психодрамы, социальной психологии, теории коммуникации, лингвистики, психиатрии, экспериментальной и клинической психологии, а также концепции когнитивноповеденческой терапии и терапии средой. В качестве модели взят образ психотерапевта как учителя, задачей которого является не только диагностика, выявление показаний и лечение отклонений, но и идентификация зон неудовлетворенности жизнью, постановка целей и обучение навыкам. Аналогичная эклектическая программа тренинга социальных навыков, в большей мере ориентированная на работу со здоровыми лицами, была описана Ф. Зимбардо. В его программе для преодоления излишней застенчивости используются такие методы, как самотестирование, ведение личных дневников, релаксация, направленное воображение, разыгрывание ролей и участие в группах взаимопомощи.

Иной тип эклектического подхода, основанного на меди- цинской модели, описан Дж. Эверли и Р. Розенфельдом. Эти авторы предлагают комбинацию многоуровневого анализа реакции на стресс, куда входят биохимические, психофизиологические и психологические измерения с мультимодальным терапевтическим подходом, включающим воспитание у клиента чувства ответственности перед собой, обучение различным приемам релаксации, рекомендации по диете, фармакологическое лечение, методики биологической обратной связи, гипноз и физические упражнения.

Интегративная психотерапия, в отличие от эклектической, обеспечивает концептуальный синтез разных теоретических систем психотерапии и может развиваться на основе следующих подходов (Карвасарский Б.Д., 1998):

  • 1) использования эклектической модели, объединяющей различные методы психотерапии, исходя из потребностей лечебной практики;
  • 2) интеграции соответствующих научных дисциплин - медицины, психологии, социологии, педагогики, нейрофизиологии, философии, психолингвистики и др.;
  • 3) синтеза теоретических положений различных психотерапевтических ориентаций с учетом ведущей концепции личности и ее развития, психопатологии и симптомообразования.

Развитию интегративного движения в психотерапии способствовали следующие факторы:

  • 1) распространение многочисленных форм и методов психотерапии, затрудняющих выбор, а также их изучение и применение;
  • 2) неадекватность ни одного из психотерапевтических направлений для всех категорий пациентов;
  • 3) поиск общих базовых процессов, характерных для всех форм психотерапии, и постепенное признание того факта, что разные методы по сути могут иметь больше сходств, чем различий;
  • 4) примерно равная эффективность лечения независимо от форм психотерапии;
  • 5) акцент на существенной роли взаимоотношений психотерапевт-пациент при любых формах психотерапии;
  • 6) социально-экономические процессы в обществе, предъявляющие повышенные требования к качеству, сокращению продолжительности и повышению эффективности лечения.

Интегративную терапию начал развивать с середины 1960-х гг. немецкий психолог, теолог и философ Иларион Петцолъд (Hilarion G. Petzold) вместе со своими сотрудниками. По Пет- цольду, «интегративная терапия связывает метод с конфликт- центрированным глубинным подходом, включающим в себя упражнения и испытания определенных эмоций». Она расширяет принцип классической гештальт-терапии («здесь-и-сейчас») и одновременно временную перспективу, горизонты прошлого и будущего, учитывая при этом временной континуум, социальное и экологическое пространство в качестве контекста. Петцольд пытался объединить в интегративной терапии теорию и практику психоанализа, гештальт-терапии, психодрамы, телесноориентированной психотерапии и когнитивно-поведенческой психотерапии.

В 1967 г. Арнольд Лазарус предложил концепцию технического эклектизма , в которой предпочтение отдавалось эмпирической валидности перед теоретической валидностью. Эффективность оценивалась выше, чем способность дать объяснение или осуществить синтез.

Внутри единого психотерапевтического подхода стали применять определенные приемы воздействия на познавательные, эмоциональные и поведенческие стереотипы нарушенного реагирования пациентов, в зависимости от задач этапа лечения. Различные комплексы из методов, разработанных в том или ином психотерапевтическом направлении, дополняли друг друга. В частности, на одном этапе лечения необходим психодинамический подход, расширяющий сферу познания (осознание бессознательного материала), на другом этапе - поведенческий подход, помогающий пациенту выработать новое, более конструктивное и зрелое поведение.

Одним из общих свойств применения любой формы психотерапии является наличие этапов, или фаз: установление контакта и активное участие пациента в психотерапевтическом процессе; определение психотерапевтической цели (симптоматика, конфликт, самооценка и др.); изменение прежних дезадаптивных способов восприятия, переживания и поведения; окончание лечебного курса.

Давно предпринимались попытки синтезировать психоаналитическую и бихевиористскую теории. Однако все ограничивалось реинтерпретацией поведенческих приемов в психодинамических формулировках либо перефразированием положений психоаналитической теории в рамках концепции научения. Речь идет о разработке психотерапевтических подходов, сочетающих психодинамические и поведенческие методы в интегративной терапии больных (Murray М.Е., 1976). В этом случае психотерапевт при анализе симптомообразования учитывает как интрапсихическую динамику, так и актуальную жизненную ситуацию пациента и обстоятельства, подкрепляющие проявления болезни.

Позпавателъно-обучающий подход как синтез когнитивного и поведенческого направлений в психотерапии, с одной стороны, признает важность интраперсональных факторов в адаптации, а с другой - акцентирует роль переменных окружения, влияющих на феноменологию и функционирование личности бальных (Mahoney M.J., 1977). Сущность этой новой, интегративной формы психотерапии основывается на следующих предпосылках:

  • 1) человеческий организм реагирует не столько на окружающие обстоятельства как таковые, сколько на когнитивные представления о них;
  • 2) эти когнитивные представления функционально связаны с процессами и параметрами научения;
  • 3) бальшинство человеческих знаний когнитивно опосредованы;
  • 4) мысли, чувства и формы поведения каузально взаимосвязаны.

Эти положения определяют и главные цели психотерапии: навыки восприятия, моторные (испалнительные) навыки, ассоциативные навыки. Пациента обучают тонкому перцептуальному различению воздействий окружающей среды и внутренней стимуляции (мысли, чувства, образы, биохимические изменения и др.). Усвоение этих сложных знаний дополняется тренингом развития и критической оценки ассоциаций (в частности, убеждений, ожиданий). Пациенту дают возможность убедиться в том, что мысли и образы могут играть важную роль в адаптации и феноменологии личности. В заключение пациенту обычно предлагается тренинг исполнительных навыков, расширяющих выбор поведения в регулировании внешних или внутренних воздействий.

Широкое сочетание различных видов психотерапии, прежде всего экзистенциальной, испальзуется в психосиитезе, цель которого - гармонизация и интеграция в единое целое всех качеств и функций индивидуума. Нейролингвистическое программирование, междисциплинарная интегративная концепция психотерапии предоставляют в распоряжение психотерапевта метамодель как поэтапную стратегию психотерапевтического поведения, расширяющую модель мира пациента и создающую условия для процесса изменения личности. Предполагается, что данная метамодель может использоваться психотерапевтом любой ориентации и на определенном этапе должна быть интегрирована в лечебный процесс с методами, существующими в уже установившихся видах психотерапии.

Личностноориентированная (реконструктивная) психотерапия Б.Д. Карвасарского, Г.Л. Ису риной, В А. Ташлыкова как открытая психотерапевтическая система в последние годы расширяет свои возможности благодаря интеграции некоторых теоретических принципов и приемов поведенческой и гуманистической психотерапии (прежде всего клиент-центрированной психотерапии и гештальт-терапии). Становление интегративной личностноориентированной (реконструктивной) психотерапии требует синтеза концептуальных основ психологии отношений, деятельности и общения личности, нарушений ее развития и реконструкции. На базе этой интегративной концепции психотерапии возможно включение в данную систему релевантных ей и наиболее эффективных лечебных методов других психотерапевтических ориентаций.

Мультимодальная психотерапия А. Лазаруса представляет собой применение принципов и техник (основывающихся главным образом на данных социальной, когнитивной и экспериментальной психологии, а также на клиническом опыте) «для уменьшения страданий людей и увеличения адаптивности жизни». Задачи, решаемые данным направлением психотерапии, могут быть охарактеризованы как обучающие, а основное внимание уделяется интраличностному функционированию, процессам и интерперсональным взаимодействиям. Для достижения устойчивых изменений необходим широкий спектр навыков, позволяющих справляться с жизненными трудностями. Индивид должен также обладать ощущаемой им самим эффективностью «Я».

Анализируется функционирование клиента в системе BASIC ID - сокращение, составленное из первых букв слов benaviors, affective reactions sensations, images, cognitions , interpersonal relationship, and d"i"ugs or biological factors (поведение, аффективные реакции, ощущения, образы, когнитивные элементы, межличностные отношения и медикаментозные препараты или иные биологические факторы).

Поскольку основное внимание уделяется обучению и формированию навыков совладания с трудными жизненными ситуациями, выяснению символических значений или предполагаемых вытесненных комплексов, т.е. психоаналитическим подходам, отводится мало времени. Предпочтение отдается техникам, хорошо зарекомендовавшим себя на практике (например, моделированию, научению на основе наблюдений, тренировке навыков социального поведения, методу «захлестывающей экспозиции», десенситизации, методам саморегуляции, когнитивного реструктурирования, методам релаксации), но, кроме того (считает Лазарус), «эффективная психотерапия требует запаса клинической мудрости», позволяющей тонко смещать акценты в зависимости от индивидуально личностных особенностей и состояний клиента. Иногда необходима всего лишь психологическая поддержка. В других случаях клиент нуждается и в устранении определенных дефицитов и с ним следует провести, например, тренинг по развитию уверенности в себе. Суть в том, чтобы с помощью мультимодальной оценки определить, кто или что принесет данному индивиду наибольшую пользу. Большинство применяемых техник заимствовано из когнитивно-поведенческой психотерапии, поскольку проведенные исследования показывают: при многих нарушениях они оказываются наиболее эффективными. Но широко используются также техники из других направлений, например, из гештальт-терапии, психодрамы, психотерапии реальностью и трансакционного анализа. При этом использующий их психотерапевт не обязательно должен принимать соответствующие теоретические концепции. Идеальная цель заключается в том, чтобы обеспечить адекватные «совпадающие» реакции клиентов, минимум аффективного дистресса, способность к чувственному удовольствию и радости, позитивный образ «Я», рациональные убеждения, любящие и вознаграждающие межличностные отношения, а также следование привычкам здорового образа жизни (хорошем питании, физических упражнениях и отдыхе в хорошо структуированном времени). Основная цель - переход клиента от неуверенности в себе к осознаваемой эффективности собственного «Я».

Поскольку мультимодальная психотерапия исходит из того, что каждый человек уникален и психотерапия должна соответствовать особенностям каждого индивида, мультимодальный психотерапевт не опирается на некую общую теорию. Психотерапевт-роджерианец точно знает, что ему делать с любым клиентом: дать ему большую дозу тепла и эмпатии, применяя при этом в основном недирективный подход. Но первая задача, возникающая перед мультимодальным психотерапевтом, заключается в том, чтобы составить план, соответствующий целям клиента. Мультимодальный психотерапевт должен приводить стиль своей работы в соответствие с потребностями различных людей.

Основной вопрос, с которым мы сталкиваемся, звучит так: насколько «директивным» и насколько «поддерживающим» должен быть психотерапевт? Б.Г. Ховард, Д.В. Нейнс и П. Майерс показали, что четыре возможных сочетания (низкий уровень директивности / высокий уровень поддержки, низкий уровень директивности / низкий уровень поддержки, высокий уровень директивности / высокий уровень поддержки, высокий уровень директивности / низкий уровень поддержки) отвечают потребностям различных клиентов, а также изменяющимся во времени потребностям одного клиента. Мультимодальному психотерапевту предстоит решать, когда и как он будет возражать, взращивать, восхищаться, подкреплять рефлекс, игнорировать или наказывать в ответ на ту или иную реакцию клиента.

Мультимодальный психотерапевт должен решать, какая психотерапия принесет наибольшую пользу его клиенту - индивидуальная, диадическая, триадическая, семейная, групповая или же определенное сочетание всех этих видов.

В сущности мультимодальный подход в весьма высокой степени соответствует требованию, выдвинутому Милтоном Эриксоном: «Каждый человек - уникален. Поэтому психотерапия должна осуществляться так, чтобы соответствовать потребностям именно этого человека, а не пытаться приспособить индивида к прокрустову ложу той или иной гипотетической теории человеческого поведения».

Анализ публикаций по эклектической и интегративной психотерапии показал множество подходов, авторы которых по-разному понимают как эклектизм (отбор лучшего), так и интеграцию. Поэтому эклектическая и интегративная психотерапия является не новым направлением, а общим названием для тех, кто не придерживается какого-либо одного из известных направлений.

Так, одни авторы называют интегративным подход, при котором охватываются все уровни сознания, другие - соединение индивидуально-личностного, интерперсонального и трансперсонального подходов, третьи - комплексное психотерапевтическое воздействие на пациента со стороны терапевта, окружающего персонала и всей лечебной атмосферы, сюда же входят психосинтез, мультимодальная терапия А. Лазаруса, НЛП и многое другое. Практически любую современную психотерапию можно считать интегративной, так как психоаналитик часто рекомендует поведенческие техники, а бихевиорист работает с объяснительными фикциями (фактически с механизмами защиты Эго), телесноориентированная терапия, гештальт-терапия, психосинтез и тразактный анализ отталкиваются от психоаналитических подходов работы с бессознательным. Поэтому возникает необходимость конкретизации названий школ и методов, относящих себя к эклектической и интегративной психотерапии.

Комплексное научно-практическое направление холистическая психология и психотерапия (А.Н. Романин, 1986) в свою очередь тоже требуют уточнения, так как термин холистический (от англ, whole - целостный) может наделяться разным смыслом. Надо уточнить, что и с чем вы рассматриваете холистически (целостно), объединяете и связываете.

Холистический подход говорит о недостаточной эффективности изолированного изучения и коррекции индивидуальнобиологических, психологических и социальных проблем, а также изолированного применения отдельных направлений психологии и психотерапии.

Холистический подход учитывает взаимовлияние сфер жизнедеятельности человека: индивидуальной, семейной, профессиональной и различных уровней социальной жизни.

Схематически холистический подход можно представить как матрицу, где в левой вертикальной графе перечислены основные сферы психологических проблем и терапевтического воздействия: проблемы психофизического здоровья, семейные проблемы, профессиональные и социальные проблемы, проблемы творческой самореализации и личностного роста (эти сферы в свою очередь изучаются холистически, т.е. в их взаимодействии и взаимовлиянии). А сверху по горизонтали следует перечисление направлений и методов психологических исследований и психотерапевтического воздействия (которые также рассматриваются в их возможной интегративной взаимосвязи).

Рассмотрим холистическое взаимодействие сфер.

Возьмем, например, такую проблему, как алкоголизм. Мы его обозначим в сфере психофизического здоровья. Но нити от этой точки протянутся в сферу общения и в сферу творческой самореализации. Причем в разных случаях эти влияния будут первичны или вторичны. То есть в каких-то случаях пьянство и алкоголизм будут первопричиной семейных осложнений и творческой самореализации. В других случаях первопричиной алкоголизма будут семейные и профессиональные проблемы. В дальнейшем проблемы в этих сферах будут усугублять друг друга. Эти же взаимосвязи следует использовать в психокоррекции, вытягивая одно через другое.

Работа холистического психотерапевта условно подразделяется на взаимосвязанные блоки: диагностику и воздействие (коррекцию и личностный рост), которые в свою очередь проходят следующие этапы:

  • 1. Первичная вербализация актуальной проблемы самим клиентом (далее уточнение вместе с психотерапевтом).
  • 2. Определение главной проблемной сферы-мишени.
  • 3. Выявление связей с другими сферами (взаимоусугубление и «взаимовытаскивание»).
  • 4. Первичная вербализация самим клиентом причин возникновения проблемы в данной сфере и в других.
  • 6. Мультимодальная диагностика и анализ физических, эмоциональных и умственных нагрузок и состояний.

Рассмотрим подробнее каждый из этих этапов.

  • 1. Первичная вербализация. В большинстве случаев первое изложение клиентом своей проблемы бывает не совсем точным. Однако в отличие от классического психоаналитического подхода мы допускаем, что клиент может оценивать свою проблему со значительной степенью объективности. Чтобы уточнить меру этой объективности мы, просим клиента предпринять несколько попыток все более четкой формулировки его проблемы. Однако в отличие от классического роджерианского подхода мы не только эмпатийно слушаем его, но и можем в случае необходимости задавать уточняющие и стимулирующие его самораскрытие вопросы. Такое уточнение может занять от одной до нескольких сессий.
  • 2. Определение проблемной сферы-мишени. Совместно с клиентом (а точнее, клиентом с помощью психотерапевта) локализуется главная сфера актуальной проблемы: психофизическое здоровье, общение, самореализация (деятельность). Может оказаться, что проблема будет равно выражена в двух или даже во всех трех сферах.
  • 3. Выявление связей с другими сферами. Проблема, обозначенная в терминах одной из перечисленных сфер, обязательно будет оказывать определенное воздействие на другие сферы, а также будет находиться под негативным или позитивным воздействием этих сфер. Эти взаимосвязи уточняются, доводятся до сознания клиента и вербализуются им с помощью терапевта.
  • 4. Первичная вербализация причин возникновения проблемы. Клиент рассказывает о первопричинах актуальной проблемы, выражая свое мнение. Эти высказывания (формулировки) также максимально уточняются. При этом холистически объединяются: гуманистическое слушание (но с возможным уточняющим вмешательством), психоаналитически-когнитивный подход с выяснением степени объективности видения клиентом причин проблемы (но с определенным доверием к его мнению), поведенческий подход (проблема рассматривается как реакция на стимул, который в свою очередь был реакцией на предыдущий стимул, и т.д. до первопричины). Может добавляться экзистенциальный анализ жизненных смыслов и ценностей клиента как возможных прямых или косвенных причин проблемы.
  • 5. Уточнение причин с применением психодинамического, поведенческого, гуманистического, когнитивного, экзистенцио- нального подходов.
  • 6. Мультимодальный подход позволяет наметить пути блокировки негативного взаимовлияния разных сфер жизнедеятельности (психофизического здоровья, общения и самореализации) и возможности позитивного целенаправленного взаимовлияния этих сфер. Намечаются конкретные программы деятельности в каждой сфере и в их холистическом взаимодействии.

Изначально холистический психолог и психотерапевт принимает гуманистическую клиентцентрированную установку, включающую:

  • ? равные партнерские отношения сотрудничества с клиентом;
  • ? веру в ресурсные возможности клиента к самостоятельному решению проблемы;
  • ? умение вселить эту веру в самого клиента;
  • ? эмпатийное слушание;
  • ? умение подвести клиента к самостоятельному решению проблемы.

Холистический подход позволяет сделать некоторые отступления от традиционного гуманистического подхода. В частности, допускает в случае необходимости более активное вмешательство психотерапевта: наводящие вопросы и даже рекомендации, но не авторитарного, а совещательного характера, которые в конечном итоге должны инициировать собственную активность клиента в решении своей проблемы. Допускается положительное подкрепление (поощрение) правильных мыслей и действий клиента (это уже элементы поведенческой терапии).

При идентификации проблемы, уточнении ее места в конкретной сфере (психофизического здоровья, общения или творческой самореализации), при анализе ее первопричины и взаимовлияния с проблемами в других сферах применяется психоаналитическое «благожелательное недоверие», т.е. стремление уточнить и скорректировать правильность видения клиентом своей проблемы, ее истинных причин и взаимосвязей с другими проблемами. Делается попытка выявить и учесть искажающее влияние механизмов психологической защиты Эго.

При этом одновременно применяется бихевиоральный подход, рассматривающий проблему как реакцию на определенный стимул, который в свою очередь оказался реакцией на предыдущий стимул, и т.д. по всей цепочке «стимулов-реакций» до значимой первопричины. Мы подчеркиваем слово «значимой», так как в холистическом походе мы можем позволить себе не идти без необходимости до самых ранних причин, а лишь до того момента, с которого они начали свое активное воздействие на образование актуальной ситуации. Здесь поведенческий подход холистически соединяется с психоаналитическим, так как первопричины причины могут быть неосознанны (искажены механизмами защиты) и будут нуждаться в выводе их на уровень сознания, включая катарсис и инсайт.

Одновременно при диагностике применяется когнитивный и эмоционально-рациональный подходы, т.е. анализ мыслей, убеждений и эмоций клиента на предмет их рациональности, позитивности и саногенности. Когнитивный подход может кооперироваться с экзистенциональным с целью диагностики жизненных смыслов и ценностей.

Психоаналитическое воздействие идет параллельно с психодиагностикой, так как, согласно 3. Фрейду, выяснение и доведение до сознания пациента истинной причины его страданий освобождает его. Не делает абсолютно счастливым (что невозможно), а именно освобождает от невротического самообмана и позволяет обрести душевное здоровье. Однако при холистическом подходе мы имеем право не ограничиваться выяснением причины страданий, а помочь пациенту научиться жить и действовать в реальном мире. Здесь могут быть добавлены упражнения из психосинтеза Р. Ассаджиоли и бихевиоральное научение соответствующим поведенческим техникам.

Психоаналитический подход соединяется с гуманистическим, если вытесненная из сознания причина рассматривается как блокировка или искажение пути личностного роста, и задачей терапевта является устранение этой блокировки и поощрение раскрытия внутренних резервов личности. Однако мы считаем, что такой подход не должен исключать элементов научения поведенческим техникам.

Лазарус считал, что многие успехи психоанализа обязаны поведенческим техникам, которые предлагается осваивать пациентам. Холистический подход позволяет избежать подобных дискуссий, а просто соединить в целостном подходе к пациенту установку на заложенную природой самореализацию с психоаналитическим подходом выяснения истинных причин проблемы и с когнитивно-поведенческим подходом обучения здоровым моделям мышления и поведения.

Трудно рассчитывать, что найдется достаточное количество специалистов, глубоко знающих все основные направления психотерапии. Холистический практический психолог- психотерапевт должен знать именно холистически (в целом) подходы и приемы этих направлений, а в случае необходимости углубления направить клиента к профессионалу соответствующего направления.

Вопросы для самопроверки

  • 1. Какие основные направления существуют в современной психотерапии?
  • 2. Как поэтапно развивалась современная психотерапия?
  • 3. Что такое эклектическая психотерапия?
  • 4. Что общего и что различного между эклектической и интегративной психотерапией?
  • 5. Перечислите причины распространения эклектической и интегративной психотерапии.
  • 6. Что такое холистическая психология и психотерапия?
  • 7. Какие сферы рассматривает холистическая практическая психология?
  • 8. Покажите пример взаимосвязей этих сфер и их негативного и позитивного взаимовлияния.
  • 9. Как холистическая практическая психология и психотерапия объединяются в единое направление?
  • 10. Что принимает и чего не принимает холистическая психотерапия из психоанализа, бихевиоризма, гуманистической и экзистенциальной психотерапии?
  • 11. Как в холистической психотерапии сочетаются психоаналитический, поведенческий, гуманистический и другие подходы?

В последние два десятилетия отмечается усиление тенденции к интеграции различных методов психотерапии. В обзоре «Интегративное движение в психотерапии» (1989) Б. Д. Бейтман, М. Р. Голдфрид и Дж. С. Норкросс с оптимизмом оценивают будущее интегративного движения, которое станет «духом времени» следующих нескольких десятилетий для исследований и практики психотерапии. По прогнозам авторов, неподтвержденные теории о психотерапевтическом процессе уступят место солидным концепциям, в разработку которых войдут различные подходы. Великий харизматический лидер, провозглашающий истинный путь, будет иметь все меньше приверженцев, поскольку психотерапия становится все более прагматичной. Новые идеи будут приветствоваться как вклады, а не как квантовые выбросы в непознанную область исследования. Практикантов станут обучать признанию ценности каждого подхода, а также осознанию неизбежного влияния их собственных личностей на психотерапевтический процесс.

О значимости интегративного движения свидетельствует, в частности, издание международного «Журнала интегративной и эклектической психотерапии». Соединенные в названии журнала понятия «интегративный» и «эклектический» дополняют друг друга. Использование термина «эклектицизм» в психотерапии ограничивается техническим синтезом клинических методов. «Техническая эклектика» – термин, предложенный А. Лазарусом – использует процедуры, заимствованные из различных источников, без обязательного согласия с теориями, которые их породили. Термин «интеграция» приобрел более теоретическое значение. «Интеграция» обычно обозначает концептуальный синтез различных теоретических систем. «Эклектицизм» является одним из компонентов интеграции психотерапии; «эклектицизм» атеоретичен, но эмпиричен в прагматическом применении того, что уже существует.

Интегративное движение – не причуда нового времени, а закономерный этап эволюционного развития психотерапии. Многие современные подходы можно рассматривать как более высокую ступень эволюции психотерапии – в них «в снятом виде» присутствуют предшествующие идеи и концепции. В силу этого интегративную тенденцию психотерапии можно рассматривать как неотъемлемую черту ее развития, как в недавнем прошлом стихийный, а теперь уже целенаправленный творческий процесс на основе накопленного опыта предшественников. Прекрасным примером в этом отношении может служить гештальт-терапия Фредерика Перлза, в которой элементы психоанализа, психодрамы, телесной терапии и дзен-буддизма составляют единый сплав, иллюстрируя известное положение гештальт-психологии о том, что «целое не сводится к сумме составляющих его элементов».

В основных подходах психотерапии (психодинамическом, когнитивно-поведенческом и феноменологическом) имманентно заложены предпосылки для их интеграции в единую систему, поскольку точкой их приложения является единый объект – человеческая личность, хотя каждый из них акцентирует ее разные аспекты и проблемы, чем и обусловлено различие в методах психотерапии. Далее, идея интеграции различных психотерапевтических приемов заложена в самой сущности личностно-ориентированных систем психотерапии, поскольку любая психотерапия, ориентированная на личностное изменение, акцентируя, как правило, одну из плоскостей личностного функционирования (когнитивную, эмоциональную, поведенческую), не может полностью игнорировать другие. Внутри единого психотерапевтического подхода существенно использование в зависимости от конкретных задач каждого этапа лечения определенных приемов воздействия на познавательные, эмоциональные и поведенческие стереотипы патологического реагирования пациента. Подобные приемы, детально разработанные в основных психотерапевтических направлениях, могут успешно дополнять друг друга. В частности, на одном этапе лечения полезен психодинамический подход, расширяющий сферу познания пациента (достижение инсайта), на другом этапе – поведенческий подход, помогающий ему выработать новое, более конструктивное и зрелое поведение. Интеграция когнитивной и поведенческой терапии, возникновение на основе этого слияния нового подхода – когнитивно-поведенческого – важная веха на пути создания интегративной модели психотерапии.

Важным стимулом для интеграции различных подходов является широкое внедрение в практику групповой психотерапии. Групповая психотерапия создает уникальную терапевтическую ситуацию, связанную с включением пациента в реальное взаимодействие с другими людьми, при которой создаются условия интенсивного психологического воздействия на все плоскости личностного функционирования. Групповая психотерапия с неизбежностью подводит к использованию приемов, предназначенных для воздействия на когнитивные, эмоциональные и поведенческие аспекты личности, разработанных в рамках различных терапевтических подходов.

Другими факторами, которые способствовали развитию интегративного движения, являются: 1) распространение многочисленных форм и методов психотерапии, затрудняющих выбор, а также их изучение и применение; 2) неадекватность ни одного из психотерапевтических направлений для всех категорий пациентов; 3) поиск общих базовых процессов, характерных для всех форм психотерапии, и постепенное признание того факта, что разные методы, по сути, могут иметь больше сходств, чем различий; 4) примерно равная эффективность лечения независимо от форм психотерапии; 5) акцент на существенной роли взаимоотношений психотерапевт-пациент при любых формах психотерапии; 6) социально-экономические процессы в обществе, предъявляющие повышенные требования к качеству, продолжительности и эффективности лечения и оказывающие более объединяющее, чем разъединяющее психотерапевтов действие. Важнейшей характеристикой интегративного движения в психотерапии является учет психотерапевтом при выборе методов не столько собственных теоретических позиций, сколько индивидуальных клинико-психологических особенностей личности и болезни, а также потребностей пациента.

В России интерес к проблемам интеграции заметно возрастает после выхода сборника научных трудов Психоневрологического института им. В. М. Бехтерева «Интегративные аспекты современной психотерапии» под редакцией Б. Д. Карвасарского, В. А. Ташлыкова, Г. Л. Исуриной (1992), в котором впервые рассматривается возможность интеграции принципов и методов основных направлений зарубежной психотерапии на основе отечественного подхода – патогенетической психотерапии В. Н. Мясищева.

Заслуга Мясищева заключается в том, что он произвел основательную «ревизию» психоанализа, преодолев его биологическую направленность и создав социально-психологическую модель психотерапии. Среди тех, кто стремился придать психоанализу более «культурное лицо», Мясищев был наиболее последовательным и кардинальным преобразователем: сохранив понятие интрапсихического (психодинамического) конфликта, он отбросил вольные интерпретации психоанализа, основанные на мифологии, заменив их анализом реальных жизненных отношений. Интрапсихические конфликты описываются Мясищевым не по содержанию, как у Фрейда, а по структуре. Задача психотерапевта заключается в том, чтобы наполнить интрапсихический конфликт содержанием, почерпнутым из конкретной жизненной ситуации пациента и анализа его системы отношений. Из психоанализа были заимствованы и такие понятия, как «психологические механизмы защиты», «инсайт», «эмоциональное отреагирование» («катарсис») и др. Таким образом, разрабатывая патогенетическую психотерапию, Мясищев интегрировал в эту систему, теоретической основой которой послужила разработанная им социально-психологическая модель личности, известные достижения психотерапии своего времени.

Настоящая ситуация в психотерапии характеризуется осознанным стремлением к интеграции различных методов психотерапии. Многие психотерапевты, работая в рамках выбранного ими психотерапевтического подхода, заимствуют те или иные методы из других подходов, что продиктовано стремлением повышения эффективности психотерапии. В связи с этим назревает необходимость поиска единой интеграционной платформы, теоретико-методологической основы психотерапии. С нашей точки зрения, этой цели наилучшим образом отвечает модель личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии. В развитии личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии можно выделить три этапа.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!